Рабочая программа по физике 7-9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа»

Филиал Просековская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Приказ №________

от____________20_______г.

Директор МКОУ «Верхнесуерская СОШ»

____________/ А.Б. Урванцев/


Рабочая программа по физике

для 7-9 классов

238 часов в год








с. Большое Просеково - 2015 г.



Автор - составитель программы:

Просекова Лидия Ивановна.

Учитель математики МКОУ «Верхнесуерская СОШ» Филиала Просековская средняя общеобразовательная школа первой квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании методического объединения - «____»_____________2015г.

Руководитель методического объединения ________________/Т.Д. Костромина/














Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по физике, а также на основе программы, разработанной Е.М. Гутником, А.В. Перышкиным.

Данный учебный предмет имеет своей целью:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих задач:

1) овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

3) воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

4) применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Учебный предмет изучается в 7-9 классах, рассчитан на 238 часов: 102 часа в 7 классе, 68 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе, в том числе на лабораторные работы 10 часов в 7 классе, 10 часов в 8 классе и 6 часов в 9 классе.

Содержание программы носит обучающий характер.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация проводится в форме итоговых контрольных работ.



Требования к уровню усвоения предмета

В результате изучения физики ученик должен

Знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца;

Уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

- выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;

- сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;

- оценки безопасности радиационного фона.







Учебно-тематический план по физике (7 класс)

102 часа в год


п/п

№ урока

Тема

Количество часов

В том числе:

Лабораторные работы, ч.

Контрольные работы, ч

1

1-6

Физика и физические методы изучения природы

6

1

0

2

7-13

Первоначальные сведения о строении вещества

7

1

1

3

14-44

Взаимодействие тел

31

4

2

4

45-74

Давление твердых тел, жидкостей и газов

30

2

2

5

75-97

Работа и мощность. Энергия

23

2

1

6

98-102

Повторение.

Итоговая контрольная работа

5

0

1

Итого

102

10

7

Учебно-тематический план по физике (8 класс)

68 часов в год


п/п

№ урока

Тема

Количество часов

В том числе:

Лабораторные работы, ч.

Контрольные работы, ч.

1

1-14

Тепловые явления

14

2

1

2

15-25

Изменение агрегатных состояний вещества

11

1

3

26-52

Электрические явления

27

5

1

4

53-59

Электромагнитные явления

7

2

1

5

60-68

Световые явления

9

1

1

Итого

68

10

5

Учебно-тематический план по физике (9 класс)

68 часов в год

п/п

№ урока

Тема

Количество часов

В том числе:

Лабораторные работы, ч.

Контрольные работы, ч.

1

1-26

Законы взаимодействия и движения тел

26

2

2

2

27-36

Механические колебания и волны. Звук

10

1

1

3

37-53

Электромагнитное поле.

17

1

1

4

54-64

Строение атома и атомного ядра.

11

2

1

5

65-68

Повторение.

Итоговая контрольная работа

4

0

1

Итого

68

6

6

Содержание тем учебного предмета

7 класс (102 часа)

  1. Физика и физические методы изучения природы. (6 часов)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Физика и техника. Роль физики в формировании научной картины мира.

Лабораторные работы и опыты

  1. Определение цены деления измерительного прибора.


Учащиеся должны

- знать/понимать смысл понятий: физические явления, физический закон, вещество, физическая величина.

- знать приборы для измерения физических величин и принцип их действия,

- уметь измерять физические величины при помощи простейших измерительных средств с учетом погрешности.

Контроль: л/р -1

  1. Первоначальные сведения о строении вещества. (7 часов)

Строение вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Лабораторные работы и опыты

2 Измерение размеров малых тел.


Учащиеся должны

-знать \ понимать смысл понятий: молекула, атом, диффузия, броуновское движение;

-уметь объяснять явление диффузии и скорость ее протекания в зависимости от температуры тела, различие в строении твердых тел, жидкостей и газов; явления, связанные с взаимодействием молекул (притяжением и отталкиванием); измерять размеры малых тел (способом рядов).

Контроль: л/р-1, к/р-1;

Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».

  1. Взаимодействие тел. (31 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Вес тела. Правило сложения сил.

Центр тяжести тела.

Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Трение в природе и технике.

Лабораторные работы и опыты

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема твердого тела.

5. Определение плотности твердого вещества.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром


Учащиеся должны

-знать/понимать понятие механического движения как одного из видов движения в физике,

об одной из важнейших характеристик механического движения - скорости, соотношение пути и времени движения; физический смысл плотности, формулу для ее определения и единицу измерения, понятие сила как мера взаимодействия тел, понятие силы тяжести, силы упругости, веса тела и различие между ними; единицу измерения силы- 1Н; причину возникновения трения, виды трения и способы его увеличения или уменьшения; понятие центра тяжести и способ его

определения, закон Гука и его физический смысл. Устройство и принцип действия динамометра и уметь с его помощью определять силу.

-уметь объяснять процесс взаимодействия двух тел, понятие массы как меры инертности тел, различие скоростей тел после их взаимодействия различием масс, решать задачи по нахождению массы, объема и плотности тел, решать задачи на определение силы тяжести и силы упругости.

-развивать практические навыки работы с физическим оборудованием:

умение пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела,

умение определять объем тела с помощью измерительного цилиндра,

умение определять массу тела и его объем по плотности вещества, из которого изготовлено тело,

умение определять плотность вещества твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра,

умение исследовать зависимость силы упругости от удлинения пружины и зависимость силы трения от силы нормального давления;

Контроль: л/р-4, к/р -2

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел. Масса и плотность».

Контрольная работа №3 по теме «Силы в природе».


  1. Давление твердых тел, газов, жидкостей. (30 ч)

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Гидравлические машины. Гидравлический пресс.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание судов. Водный транспорт. Воздухоплавание.


Лабораторные работы и опыты

7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Учащиеся должны

- знать / понимать понятие давление твердого тела, жидкости и газа; закон Паскаля; единицу измерения давления 1Па, применение закона Паскаля (сообщающиеся сосуды, шлюзы, гидравлический пресс);

-уметь объяснять существование атмосферного давления, его действия на живые организмы; принцип действия барометра- анероида и манометра; опыт Торричелли;

-уметь объяснять причину возникновения выталкивающей силы и формулу, по которой ее можно определить, условия плавания тел и их применение (водный транспорт);

- уметь решать задачи на расчет давления твердого тела и гидростатического давления, на расчет силы Архимеда.

-развивать навыки измерения давления твердого тела на опору, выталкивающей силы и выяснения условий плавания тел;


Контроль: л/р - 2, к/р - 2.

Контрольная работа№4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»,

Контрольная работа №5 по теме «Закон Архимеда, условие плавания тел».


  1. Работа и мощность. Энергия. (23 ч)

Работа. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Блоки. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения механической энергии.

Лабораторные работы и опыты

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.


Учащиеся должны

-знать /понимать понятие мощности, работы и энергии, их единицы измерения - 1 Вт и 1Дж; принцип действия и назначение простых механизмов; «золотое правило механики», к.п.д. механизма;

-уметь определять условие равновесие рычага и измерять к.п.д. при подъеме тела по наклонной плоскости.


Контроль: л/р-2, к/р-1.

Контрольная работа №6 по теме « Работа и мощность. Энергия».


Итоговое повторение. (5 ч)


Контроль: к/р -1

Контрольная работа №7 «Итоговая контрольная работа»

Всего в течение учебного года к/р - 7 , л/р -10.








Содержание тем учебного предмета

8 класс (68 часов)

  1. Тепловые явления (14 часов)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Лабораторные работы и опыты

  1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Учащиеся должны

-знать/понимать понятия: тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, энергия топлива, удельная теплота сгорания; способы изменения внутренней энергии, особенности различных способов теплопередачи и примеры их в природе и технике; определение «количество теплоты», единицы измерения и формулу; определение теплоемкости и ее физический смысл; расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении, закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и приводить примеры,

-уметь решать задачи на количество теплоты.

Контроль: л/р-2, к/р-1

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

2 . Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

-знать/понимать понятия: агрегатные состояния вещества, плавление и отвердевание, удельная теплота плавления, испарение и конденсация, удельная теплота парообразования и конденсации, кипение, влажность воздуха, устройство и принцип действия паровой турбины.

-уметь решать графические и расчетные задачи на тепловые переходы вещества и на уравнение теплового баланса, работать с термометром, гигрометром и психрометром

Контроль: к/р-1

Контрольная работа№2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».


  1. Электрические явления (27 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Проводники, диэлектрики и полупроводники.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действие электрического тока.

Электрическая цепь. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Лабораторные работы и опыты

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  3. Регулирование силы тока реостатом.

  4. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

  5. Измерение работы и мощности электрического тока.

Учащиеся должны

-знать/понимать понятие «электризация тел при соприкосновении» и уметь объяснять взаимодействие заряженных тел, принцип действия и назначение электроскопа, понятие «электрическое поле», графическое изображение, понятия: электрический ток, источники тока, условия возникновения электрического тока, электрическая цепь, ее составные части, действия тока, направление тока в технике, понятие «сила тока» и ее единицы измерения, напряжение и его единицы измерения, сопротивление и его единицы измерения, принцип действия, обозначение на схемах амперметра и вольтметра, способ их подключения, назначение реостата, закон Ома для участка цепи и уметь его использовать для расчета электрических цепей, формулы мощности и количества теплоты, выделяющегося при прохождении тока по проводнику и уметь применять при решении задач, закон Джоуля-Ленца.

-уметь объяснять электрические явления и их свойства, находить в периодической системе элементов Менделеева проводники и диэлектрики, по показаниям приборов определять силу тока, напряжение, сопротивление проводника, объяснять работу электрического тока, знать формулы и уметь применять при решении задач.

Контроль: л/р-5, к/р-1.

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления».


4. Электромагнитные явления (7 часов)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Электромагнитное реле.

Фронтальные лабораторные работы:

8. Сборка электромагнита и испытание его действия.

9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Учащиеся должны

-знать/понимать понятие «магнитное поле» и его физический смысл, графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий, устройство и применение электромагнитов, устройство электроизмерительных приборов и уметь объяснить их работу.

-уметь объяснять наличие у Земли магнитного поля и его влияние на живые организмы, объяснять действие магнитного поля на проводник с током и устройство электродвигателя.

Контроль: л/р-2, к/р-1.

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления».


5. Световые явления (9 часов)

Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Учащиеся должны

-знать/понимать понятия: источники света, законы отражения и преломления света, что такое линзы,

-уметь объяснять прямолинейное распространение света, строить изображение в плоском зеркале и полученное с помощью линзы,

-приобретать навыки при работе с зеркалами и линзами

Контроль: л/р-1, к/р-1.

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления»

Всего в течение учебного года л/р-10, к/р-5.











Содержание тем учебного предмета

9 класс (68 часов)

1. Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)

Физические модели. Система отсчета.

Механическое движение. Путь. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение. Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Графики зависимости пути и скорости от времени. Равноускоренное движение: перемещение.

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение тел. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии.


Лабораторные работы и опыты

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.

Учащиеся должны

-знать/понимать понятия: механическое движение, система отсчета, траектория, путь, перемещение, их физический смысл, прямолинейное равномерное и равноускоренное движение, 1,2,3 законы Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета, единицы измерения физических величин в СИ, границы применимости законов Ньютона, закон всемирного тяготения, физический смысл и численное значение гравитационной постоянной, зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей, природу криволинейного движения, понятия: период, частота, центростремительное ускорение, угловая скорость, понятие импульс тела и силы, закон сохранения импульса, применять в реактивном движении,

-уметь приводить примеры этих понятий, описывать эти виды движения и строить графики, решать графические и расчетные задачи на различные виды движения,

-понимать и объяснять относительность перемещений и скоростей, определять абсолютную и относительную погрешность измерений, решать задачи на прямолинейное равномерное и неравномерное движение, объяснять физический смысл свободного падения, гравитационного взаимодействия, рассчитывать первую космическую скорость, решать задачи на законы Ньютона и закон сохранения импульса тела.

-приобретать навык при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента),

Контроль: л/р- 2, к/р-2

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»,

Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики и законы сохранения».


  1. Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Затухающие, вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Длина волны. Звук: источники звука. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука


Лабораторные работы и опыты

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.


Учащиеся должны

-знать/понимать условия существования свободных колебаний, уравнение колебательного движения, его формулу и параметры, их основные характеристики, характер распространения колебательных процессов, понятие «звуковые волны» и их характеристики (громкость, высота тона, тембр),

-уметь объяснять и применять закон сохранения энергии колеблющегося тела, определение механических волн,

-знать и уметь объяснять особенности распространения звука в различных средах.

Контроль: л/р-1, к/р-1

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук».

3. Электромагнитное поле (17 часов)


Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция.

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электрогенератор.

Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Преломление света. Дисперсия света. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

Учащиеся должны

-знать/понимать понятие «магнитное поле», понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков, силу Ампера и силу Лоренца(физический смысл), понятие электромагнитной индукции, технику безопасности при работе с электроприборами, способы получения электрического тока, понятие электромагнитное поле и условия его существования, понимать механизм возникновения электромагнитных волн, зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры, историческое развитие взглядов на природу света.

-уметь решать задачи на применение сил Ампера и Лоренца,

Контроль: л/р-1, к/р-1.

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».

4. Строение атома и атомного ядра (11 часов)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.

Источники энергии. Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Учащиеся должны

-знать/понимать альфа-, бета-, гамма-лучи, их природу и свойства, строение атома по Резерфорду, природу радиоактивности, радиоактивного распада и его закономерности, современные способы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений, историю открытия протона и нейтрона, строение ядра атома, устройство ядерного реактора, условия протекания и применение термоядерной реакции, преимущества и недостатки атомных электростанций,

-уметь объяснять прочность атомных ядер, правила защиты от радиоактивных излучений, решать задачи на нахождение энергии связи ядер и дефекта масс, понимать механизм деления ядер урана.

Контроль: л/р-2, к/р-1.

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра».


Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов (4 часа)

Контрольная работа №6 «Итоговая контрольная работа»

Контроль: к/р-1

Всего в течение года л/р-6, к/р-6.


























Контроль уровня обученности

7 класс


№ п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1

10.09.

Определение цены деления измерительного прибора

Лабораторная работа №1

2

17.09.

Измерение размеров малых тел

Лабораторная работа №2

3

29.09.

Первоначальные сведения о строении вещества.

Контрольная работа №1

4

22.10.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Лабораторная работа №3

5

23.10.

Измерение объема твердого тела.

Лабораторная работа №4

6

30.10.

Определение плотности твердого тела.

Лабораторная работа №5

7

12.11.

Взаимодействие тел.. Масса и плотность.

Контрольная работа №2

8

26.11.

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

Лабораторная работа №6

9

17.12

Силы в природе

Контрольная работа №3

10

11.02.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Контрольная работа №4

11

18.02.

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Лабораторная работа №7

12

25.02.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Лабораторная работа №8

13

11.03.

Закон Архимеда, условие плавания тел

Контрольная работа №5

14

08.04.

Выяснение условий равновесия рычага.

Лабораторная работа №9

15

26.04.

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Лабораторная работа №10

16

17.05.

Работа и мощность. Энергия.

Контрольная работа №6

17

27.05

Итоговая

Контрольная работа №7














Контроль уровня обученности

8 класс


№ п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1

29.09.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Лабораторная работа №1

2

02.10.

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Лабораторная работа №2

3

16.10.

Тепловые явления.

Контрольная работа №1

4

01.12

Изменение агрегатных состояний вещества.

Контрольная работа №2

5

19. 01.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках цепи.

Лабораторная работа №3

6

26. 01.

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Лабораторная работа №4

7

12. 02.

Регулирование силы тока реостатом.

Лабораторная работа №5

8

16.02.

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Лабораторная работа №6

9

05.03.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Лабораторная работа №7

10

30.03.

Электрические явления.

Контрольная работа №3

11

09.04.

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Лабораторная работа №8

12

20.04.

Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Лабораторная работа №9

13

23.04.

Электромагнитные явления.

Контрольная работа №4

14

21.05.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Лабораторная работа №10

15

25.05.

Световые явления.

Контрольная работа №5

















Контроль уровня обученности

9 класс


№ п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

1

28.09.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Лабораторная работа №1

2

05.10.

Основы кинематики.

Контрольная работа №1

3

29.10.

Измерение ускорение свободного падения.

Лабораторная работа №2

4

07.12.

Основы динамики и законы сохранения

Контрольная работа №2

5

17.12.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Лабораторная работа №3

6

21. 01.

Механические колебания и волны. Звук.

Контрольная работа №3

7

18. 02.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Лабораторная работа №4

8

31.03.

Электромагнитное поле.

Контрольная работа №4

9

14.04.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Лабораторная работа №5

10

25.04.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Лабораторная работа №6

11

16.05.

Строение атома и атомного ядра.

Контрольная работа №5

12

29.05.

Итоговая

Контрольная работа №6





















Перечень литературы и средств обучения

Для учителя:

  1. Образовательный стандарт основного общего образования по физике.

  2. Примерная программа основного общего образования по физике.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2010. -

  4. Физика. 7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. - 13-е изд., - М.: Дрофа, 2006.

  5. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. - 13-е изд., - М.: Дрофа, 2007.

  6. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. - 13-е изд., - М.: Дрофа, 2008.

  7. Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2013. - 368 с.- (В помощь школьному учителю)

  8. Универсальные поурочные разработки по физике. 9 класс. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2013. - 368 с.- (В помощь школьному учителю)

  9. Я иду на урок физики: 7 класс. Книга для учителя в 3-х томах. - М.: Издательство «Первое сентября». 2000г.

  10. Физика. 8 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник / авт.-сост. С. В. Боброва. - Волгоград: Учитель, 2007.

  11. Сборник задач по физике: Для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Н. Степанова. - 3-е изд., - М.: Просвещение,1995.

  12. Сборник задач по физике для 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2013.

  13. Сборник задач по физике: 7-9 кл.; к учебникам А.В. Перышкина и др. Физика 7 класс, Физика 8 класс, Физика 9 класс/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. - М.: - Издательство «Экзамен», 2014г.

  14. Физика. Задачник: 10-11кл. А.П.Рымкевич - М.: Дрофа, 2002г.

  15. Контрольные и самостоятельные работы 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс»/ О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.

  16. Контрольные и самостоятельные работы 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс»/ О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.

  17. Физика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 9 класс: / О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.

  18. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/ Сост.Н.И. Зорин. - 2 е изд., перераб. - М.: Вако, 2013г.

  19. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 8 класс/ Сост.Н.И. Зорин. - 2 е изд., перераб. - М.: Вако, 2013



Для учащихся:

  1. Физика. 7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. - 13-е изд., - М.: Дрофа, 2006.

  2. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. - 13-е изд., - М.: Дрофа, 2007.

  3. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. - 13-е изд., - М.: Дрофа, 2008.

  4. Рабочая тетрадь по физике 7 класс, к учебнику А.В. Перышкина / Р.Д. Миньков, В.В. Иванова, - М.: - Издательство «Экзамен», 2014 г.

  5. Рабочая тетрадь по физике 8 класс, к учебнику А.В. Перышкина / Р.Д. Миньков, В.В. Иванова, - М.: - Издательство «Экзамен», 2014 г.

  6. Рабочая тетрадь по физике 9 класс, к учебнику А.В. Перышкина / А.В. Касьянов, В.Ф. Дмитриева, - М.: - Издательство «Экзамен», 2013г.

  7. Рабочая тетрадь по физике 7 класс, к учебнику А.В. Перышкина / А.В. Касьянов, В.Ф. Дмитриева, - М.: - Издательство «Экзамен», 2013г.

  8. Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина / Р.Д. Миньков, В.В. Иванова, - М.: - Издательство «Экзамен», 2013г.

  9. Тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина / Р.Д. Миньков, В.В. Иванова, - М.: - Издательство «Экзамен», 2014г.

  10. Тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина / Р.Д. Миньков, В.В. Иванова, - М.: - Издательство «Экзамен», 2011г.

  11. Сборник задач по физике для 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2013.

  12. Сборник задач по физике: 7-9 кл.; к учебникам А.В. Перышкина и др. Физика 7 класс, Физика 8 класс, Физика 9 класс/ А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. - М.: - Издательство «Экзамен», 2014г.

  13. Контрольные и самостоятельные работы 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс»/ О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.

  14. Контрольные и самостоятельные работы 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс»/ О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.

  15. Физика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 9 класс: / О.И. Громцева. - М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.

  16. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/ Сост.Н.И. Зорин. - 2 е изд., перераб. - М.: Вако, 2013г.

  17. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 8 класс/ Сост.Н.И. Зорин. - 2 е изд., перераб. - М.: Вако, 2013

  18. Большой справочник школьника. 5-11 класс. - М.: Дрофа, 2008.















Наглядный материал:

1. Шкала электромагнитных волн.

2. Таблица единиц СИ.

3. Физические постоянные.

4. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева

5. Оборудование по физике, допущенное Министерством Образования РФ.

6. Компьютер.

7. Мультимедиапроектор.

8. Экран.

9. Многофункциональное устройство.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных источников:

- http//school.edu.ru - Российский образовательный портал

- 1 september.ru газета «Первое сентября»

- all.edu.ru - Все образование Интернета.

- Уроки физики, 7-11 классы. Мультимедийное приложение к урокам. CD-диск издательства «Глобус».

- Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы. Составитель Н.А.Янушевская Серия « Качество обучения», Москва СД-диск издательства «Глобус» 2009.

-Уроки физики 7-11 классы с применением информационных технологий (метод. Пособие с электронным приложением) Москва, изд. «Глобус» 2009

-Физика 7-11 классы (Интерактивный курс) Физикон

- Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 класс

.-Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7 - 11 класс. Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий», 2003.(CD - диск)

-Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 - 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. 2004 .(CD - диск)























































1


© 2010-2022