Статья «Дистанционное обучение в общеобразовательной школе»

"Статья «Дистанционное обучение в общеобразовательной школе» "В статье рассматривается история развития данной формы обучения, начиная с ХVIII века и до наших дней. Приводятся формы организации, характерные особенности, принципы дистанционного обучения. Называются специфические задачи,  решаемые дистанционным обучением. Анализируются существующие формы дистанционных занятий по физике и предлагаются 6 из них ,аргументируя данный выбор. Говорится о, пока, не решенных проблемах, предлагаются пути и...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дистанционное обучение в общеобразовательной школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9г.Ковров Владимирская обл.

Кожевина Л.Н.

В первую очередь, дистанционное обучение - это желание получить образование!

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
«Педагогические технологии дистанционного обучения»

Под редакцией Е.С. Полат. М., «Академия», 2006.

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

1. среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

2. методов, зависимых от технической среды обмена информацией .

Формы организации дистанционных занятий

  • Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

  • Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

  • Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

  • Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил отметить характерные особенности, присущие дистанционному образованию. Среди них:

«Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

«Модульность». В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

«Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

«Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

«Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

«Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.

«Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования.

«Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.

«Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.

«НИТ» (Новые информационные технологии). В средствах дистанционного обучения используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.

«Социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

«Интернациональность». Дистанционное обучение обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования, но, одновременно предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.

Принципы и средства дистанционного обучения.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

  • Принцип стартовых знаний- для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети.

  • Принцип интерактивности- современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.

  • Принцип индивидуализации -в силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

  • Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения.

Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща «детская болезнь» увлечения средствами новых информационных технологий, особенно ИНТЕРНЕТОМ.

Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие- к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать российский опыт сетевого обучения.

Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств дистанционного образования, выглядит следующим образом: -печатные материалы - 40:50%,

-учебные материалы на WWW-серверах - 30:35%, компьютерная видеоконференцсвязь - 10:15%, -другие средства- 5:20%.[4]

Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном обучении:

-усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;

-резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населенного пункта, имеющего телесвязь;

-получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;

-увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;

-более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей;

-возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах.

Востребованность дистанционной формы обучения в школе обусловлена следующими факторами:

  • Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным .

  • Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме.

  • Весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения.

  • Дистанционная форма обучения могла бы помочь в подготовке и сдачи Единого государственного экзамена и при поступлении в высшие учебные заведения.

  • Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.

Каковы же формы дистанционных занятий по физике?

Проанализировав различные материалы сети Internet я выбрала несколько возможных вариантов дистанционных занятий. Сразу хочу отметить, что я не претендую на полноту и категоричность своих суждений.

Исходила из следующих соображений:

1. Это должно быть не сложно для освоения человеком, который не обладает особыми знаниями в области ИКТ.

2. Используемые сервисы должны быть бесплатными.

Поэтому такие варианты как Moodle мною пока были отсеяны. Moodle - система управления курсами (система управления содержимым), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда . Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.

Основной сайт проекта: moodle.org/.

Сайт с русскоязычной документацией: docs.moodle.org/ru/.

Сформулирую отобранные варианты дистанционных занятий.

1.Занятия через блог. Педагоги уже используют блоги в практике преподавания galmyas.blogspot.com/, blognauroke.blogspot.com/. В последнем из указанных блогов есть много полезной информации по организации обучения через блог и есть ссылки на блоги преподавателей.Один из пробных вариантов такого урока по физике (который включает в себя инструктаж, так называемый, «установочный» видеоурок, домашнее задание и его проверку )можно посмотреть здесь: urokurovni.blogspot.com.

2.Создание курса видеоуроков для дополнительных занятий по предмету. Пробные видеоуроки смотрите на блоге: thiziki.bloqspot.com/.

3.Вебинарные комнаты. Существуют бесплатные сервисы для проведения вебинаров.

4.Twiddla.(web-конференц-игровая площадка.)

5.Dabbleboard.(интерактивная доска онлайн)

Последние два пункта очень подробно и с примерами описаны на блоге blognauroke.blogspot.com/.

6. Нет пределов возможностей Skype. Это форма наиболее приближена к реальному живому обучению.

На данном этапе работы использую программу курса дистанционного обучения по физике "Познай физику в задачах и экспериментах"

Программа рассчитана на один час в неделю .Она расширяет возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории и преследует следующие цели:

1. Обеспечить углублённое изучение отдельных разделов программы по физике;

2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения учащихся;

3. Способствовать установлению доступа к полноценному образованию одарённым категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Обучаемым предоставляется возможность пользоваться помощью преподавателя и получать необходимые консультации по электронной почте или при помощи программы Скайп (или Skype).Это программа позволяет общаться через сеть интернет с учениками. Программа разработана компанией Skype Limited. Skype позволяет:

  • -вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с учениками и учителем, так же как и в других программах вида ICQ, QIP или Jabber.

  • -при наличии микрофона и наушников, можно пользоваться телефонной связью и просто разговаривать..

  • -при наличии веб-камеры, микрофона и наушников, можно проводить видеоконференции, видеть собеседника, слышать его и отвечать.

Реализация данной программы:

1.Первое занятие состоялось очно, где мы познакомились, сформулировали условия и расписания занятий.

2.На школьном сайте выкладываются тексты заданий и дополнительные материалы для их выполнения.( опубликованы уже 16 заданий).

3.В удобное для учеников и учителя время через Skype проводим консультации, обмен мнениями и частично проверяется ход выполнения заданий.

4.Выполненные задания ученики приносят на проверку учителю.

5.Раз-два в неделю встречаемся в аудитории для окончательного анализа выполнения заданий.

Что пока не удается? Над чем необходимо работать?

1.Необходимо создавать однородные группы (сегодня-3 человека выполняют задания ЕГЭ уровня С, 2 человека - восполняют пробелы, пытаются выполнять задания ЕГЭ уровня А и частично В )

2.Не всегда удается проводить видеоконференции

со всеми участниками одновременно( слышим друг друга ,но не видим ,или видим ,но плохо слышим и т.д.)

3.Специфика предмета физика: объяснить задачу без демонстрации рисунка, схемы ,графика подчас не представляется возможным, а это пока не удается! Нет необходимой техники, нужных наработок! Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. - все, что требуется от взрослого человека. А к этому далеко не все готовы!

Советую прочитать:

1. Дистанционное обучение. Статья доктора педагогических наук, профессора, заведующей лабораторией дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской Академии образования ПОЛАТ Евгении Семеновны.

2. Педагогам о дистанционном обучении. Методическое пособие под общей редакцией заместителя директора Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Т. В. Лазыкиной.











7


© 2010-2022