Проектные технологии на уроках физики

Статья «Проектные технологии на уроках физики» совержит цели и задачи к проектным работам, требования к ним, этапы проектной деятельности. В классификация проектной деятельности приведены примеры из разных разделов школьного курса физики. Проект ценен тем, что при выполнении его учащийся учится самостоятельно получать знания, обобщать их, анализировать, делать выводы, что позволит ему в будущем легче ориентироваться в меняющемся мире. Различные виды проектных работ помогут привлечь к работе разные группы учащихся, заинтересовать их, повысить привлекательность урока.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов на уроках физики

Метод проектов один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития. Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для достижения поставленной цели, учащиеся используют научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, проводят эксперименты.

Учащиеся свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, рисунков, опорных конспектов, в виде рефератов, сочинений. Методе проектов - эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.

Главные цели введения метода проектов на уроках физики:

-показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать -приобретенный на уроках в школе исследовательский опыт;

-реализовать свой интерес к предмету; приумножить знания и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

-совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом на уроках важно соблюсти несколько условий:

-Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории физики и жизни ученых, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

-Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

-Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки.

Роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Этапы проектной деятельности.

1.Этап предпроектной подготовки

- выбор и формулирование темы проекта;

- определение цели исследовательского проекта;

- определение цели учебно-исследовательского проекта;

- выдвижение гипотезы;

- постановка задач;

-определение методов исследования;

- сбор необходимой информации.

2. Этап планирования

-планирование процесса выполнения проекта руководителем;

- обсуждение возможных результатов по направлениям исследования;

- планирование работы творческих групп;

- определение сроков представления промежуточных и итоговых

результатов.

3. Организационно-исследовательский этап

- обсуждение и обработка информаций по направлениям исследования;

- подведение промежуточных итогов исследования;

- дополнительный сбор информации;

- сопоставление конечных результатов с положениями выдвинутой гипотезы;

- итоговый отчет творческих групп о результатах исследования;

- оформление результатов исследования по выбранным направлениям.

4. Заключительный этап (этап представления результатов)

- подготовка презентации результатов;

- публичная презентация проектной работы;

- анализ работы, проделанной в течение проектного периода;

- оценка работы проектной группы в целом и каждого его ученика.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, име­ет большое количество видов и разновидностей.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Палитра разно­образна - от учебного пособия для кабинета физики до дополнений и изменений к существующим моделям, восстановление моделей по чертежам или описанию.

Примерами таких проектов могут быть: Выполнение пособия по какой - либо теме, например, «Давление в природе», «Реактивное движение в природе», «Метательные орудия древности», «Модели фонтанов», «Модели оросительной системы», «Модель Солнечной системы», «Модели ракет».

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо­значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос, философско-физические исследования (в жанре эссе)

Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Результатом такого проекта может быть и со­здание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и не­ традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изоб­разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы и литературно-физические трактаты

Стремление к разнообразию учебного процесса, использование исследовательской деятельности пробуждает интерес у обучающихся к занятиям по физике и соответствует требованиям современной жизни, направляет мысль учителя на поиски новых форм организации уроков. Я считаю, без этого нельзя выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.


Литература.
1. Ковалева С.Я. Об исследовательской и проектной деятельности учащихся // Физика в школе, 2010.№16.
2. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в образовании // Исследовательская работа школьников. 2004.№1.
3. Никифоров Г.Г. Фронтальный эксперимент при переходе к стандарту второго поколения: от обычной школы к цифровой // Физика в школе, 2010№16.
4. Коршунова О.В. Учет особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход): дистанционный курс повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября», 2006. [Электронная версия] URL: edu.1september.ru/courses/16/005/
5. Чан Г.М., Пермяков О.Г., Кондрашова Л.Г. Я, будущее и энергия: Методическое пособие по курсу предпрофильной подготовки учащихся основной школы, 2010г.

© 2010-2022