Урок физики и творчества Ядерная энергия

      Цели урока: образовательная-сформировать представление о строении атома, познакомить  учащихся с   планетарной моделью атома, устройством   ядерного реактора, проблемамии перспективами использования  ядерной энергии;Развивающая –развивать речь и образное мышление    учащихся,  умение самостоятельно  работать с литературой по данной теме, выделять главное;   Воспитательная – воспитывать у учащихся    адекватное отношение к ядерной   энергии, предупредить появление    у них радиофобии, поб...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики и творчества "Ядерная энергия"

ЦЕЛИ УРОКА: образовательная - сформировать представление

о строении атома, познакомить учащихся с планетарной

моделью атома, устройством ядерного реактора, проблемами

и перспективами использования ядерной энергии;

Развивающая -развивать речь и образное мышление учащихся, умение самостоятельно работать с литературой по данной теме, выделять главное;

Воспитательная - воспитывать у учащихся адекватное отношение к ядерной энергии, предупредить появление у них радиофобии, побудить учащихся к бережному отношению к окружающей природе и нашей планете.

ХОД УРОКА


  1. Вступительное слово учителя.

«Что такое эти молекулы и атомы? Как они устроены?» - эти вопросы

давно задавал себе человек.

В начале прошлого века в физике бытовали самые разные представления о строении атома. Например, ректор Мюнхенского университета Фердинанд Линдеман в 1905 г. утверждал, что «атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы - форму лепешки».

Согласно теории «вихревого атома» лорда Кельвина, атом устроен подобно кольцам дыма, выпускаемым изо рта опытного курильщика.

- Модель атома Томсона.

( Демонстрируется рисунок)

- Опыты Резерфорда.

Резерфорд предложил ядерную («планетарную») модель атома:

  • атомы любого элемента состоят из положительно заряженной части, получившей название ядра;

  • в состав ядра входят положительно заряженные элементарные частицы -протоны (позднее было установлено, что и нейтральные- нейтроны);

  • вокруг ядра вращаются электроны, образующие так называемую электронную оболочку. (Рисунок)


  1. «Мастерская» рисунка и письма.

Вслушаемся и вдумаемся в слова русского поэта Валерия Яковлевича Брюсова, творившего на рубеже веков -Х1Х и ХХ :

Быть может, эти электроны-

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом-

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь.

ЗАДАНИЯ. 1) Возьмите лист бумаги и нарисуйте атом таким, каким вы

представили его себе, слушая мой рассказ (работа над образом).

2) Запишите понравившиеся или запомнившиеся вам слова и

фразы, относящиеся к атому, из моего рассказа и стихотворения

В. Брюсова (работа со словом).

3) Обозначьте чувства, которые вы испытали.

УЧАЩИЕСЯ выполняют задания (на это дается 2-3 минуты), обсуждают в

группах свои записи и рисунки; предлагают наиболее удачные для прочтения

вслух перед классом.

УЧИТЕЛЬ. Теперь напишите каждый на новом листке бумаги все слова и

ассоциации, которые спонтанно рождаются у вас при словосочетании «атомная

энергия» (работа над словом и образом).

УЧАЩИЕСЯ делают записи, обсуждают их в группах, зачитывают наиболее

удачные классу.

  1. РАБОТА НАД ОБРАЗОМ. (рисунок «Модель атома»)

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок. Как вы понимаете его?

УЧАЩИЕСЯ обсуждают рисунок в группах, выдвигают свои версии,

Высказывают вслух (идет дискуссия).

4.ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ «Что хорошо, что плохо».

УЧИТЕЛЬ. Наш век часто называют атомным, так как эта малая частица

материального мира стала важной, весомой не только для научно-

технического прогресса, но и для жизни человечества.

Энергия, заключенная в ядрах атомов, колоссальна. Например, при полном делении всех ядер, имеющихся в 1 г урана, выделилось бы столько энергии, сколько выделяется при сгорании 2,5 т нефти. Управляемая ядерная реакция осуществляется в ядерных реакторах. (РИСУНОК)

Прошу вас разделить лист бумаги пополам вертикальной линией и записать

«добрые» и «злые» дела атома. Литература (отрывки из статей, заметок и т.д.) находится у вас на столах. Каждая группа работает самостоятельно

в течение 5 минут. Затем представители групп заполняют общую таблицу.

«Добрые» дела атома

«Злые дела» атома

Дело

Почему оно доброе

Дело

Почему оно злое


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

О ядерной энергии можно говорить долго: слишком уже много она сделала для человека - и плохого, и хорошего. Мы здесь видим и то, и другое (см. табл.). Использование ядерной энергии имеет как положительный, так и отрицательный результат. Развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает ядерная энергетика.

Мы должны всегда помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. В своих действиях нужно руководствоваться правилом - не навреди, быть осмотрительным, внимательным, а главное - всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.

© 2010-2022