• Преподавателю
  • Физика
  • Творческая работа по теме Использование личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе

Творческая работа по теме Использование личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Главное стратегическое направление развитие системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимание педагога, в котором деятельность учения, познавательная деяте...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ НПО
профессиональное училище № 94 Ростовской области

Творческая работа по теме Использование личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе

Творческая работа по теме Использование личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе

Творческая работа по теме Использование личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе

Творческая работа по теме Использование личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе





г. Пролетарск

2014 год


С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Историческая справка об училище

2. Преподаватель физики

2. Личностно-ориентированное обучение









ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧИЛИЩЕ

Государственное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 94 Ростовской области было открыто в 1936 году (районная коневодческая школа), в 1943 году на базе РКШ организована Пролетарская одногодичная сельскохозяйственная школа специалистов животноводства, в 50-е годы она переименована в «Сельское профессионально-техническое училище № 13. В 1984 году происходит реорганизация СПТУ № 13 в связи с вводом в его состав ГПТУ № 68 г. Пролетарска и оно переименовывается в среднее профессионально-техническое училище № 94.

При лицензировании и приведении организационно-правового статуса училища в соответствии с действующим законодательством училище получило статус: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №94 и имеет право осуществлять образовательную деятельность по подготовке квалифицированных рабочих и служащих по программам СПО с получением среднего образования по профессиям: «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Сварщик», «Повар, кондитер», «Продавец, контролёр, кассир», «Мастер отделочных строительных работ».


НЕМНОГО О СЕБЕ…


Окончила Ростовский государственный педагогический институт физический факультет в 1980 году. Педагогический стаж - 32 года.

Работаю в училище преподавателем дисциплины «Физика» в течение 24 лет.

Разработала и апробировала рабочие учебные программы с обязательным включением профильного компонента.

В течение десяти лет руководила методическим объединением естественно-научного цикла, участвовала в Зональном конкурсе «Педагог года-2001». Работаю над методической темой «Модульное обучение на уроках физики».

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ


Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Главное стратегическое направление развитие системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимание педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность. А не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционное парадигма образования учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик-учебник-учитель.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по моему мнению, личностно-ориентированная обучение.
Новое понимание образованности, нравственности, профессионального мастерства и предприимчивости выводят на первый план развитие способностей учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизменению, раскрытию природного дара человека, развитие способностей мыслить, говорить, действовать, а в итоге - найти свое место в этом мире, самореализоваться. Людям, по-видимому, генетически присуща потребность в самореализации себя как личности, "потребность стать значительным" (Д. Карнеги). Знания и умения по предмету необходимы (о пренебрежении предметными знаниями не может быть и речи), но не только и не столько как цели, а как важнейшее средство саморазвития, самодвижения, самоопределения учащегося, а в итоге - средство самореализации личности.

В процессе усвоения знаний и умений необходимо развивать психологические механизмы самоорганизации и самоизменения. В общем виде это самоизменение и есть приобретение учащимися новых способностей, т.е. новых способов действия с научными понятиями и материальными объектами, а также коммуникативных и рефлективных способностей.

Личностно ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, который выражается как показ способа действий учителем, воспроизведения в упражнениях, контроль за усвоением действий, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий Þ постановка учебной задачи Þ совместная с учителем поисковая деятельность Þ оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, "выращивание" этого способа. Роль учителя - в организации поисковой деятельности "изнутри". Учитель - участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо. Основной формой организации поисковой деятельности учащихся является диалог и полилог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализируются пути ее решения. Наиболее удачными формами организации диалогового общения являются работа учащихся в малых группах, дидактические игры и другие нетрадиционные методы проведения уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с индивидуальным опытом учащихся.

Иллюстративно-объяснительный метод обращен в основном к механизмам восприятия и памяти ученика - слушай и запоминай. Поисково-исследовательский метод работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности. Он обращен к обмену не только мыслями, но и чувствами, переживаниями.

Альтернативой традиционным отношениям является ученик как субъект учения, своей деятельности, "цветок", который выращивает "садовник" - учитель. Учитель обеспечивает, создает условия для самоизменяющегося ученика, для его перехода в новое состояние, придает процессу самоизменения культурные формы. Он заботится о понимании учеником целей и задач обучения, принятии их учащимися, он изменяет постановку учебной задачи в зависимости от потребностей учащихся, учит самостоятельной постановке учебных задач, в том числе задач по самоизменению учащихся. Ученик имеет право на ошибку ("на ошибках учатся"), на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников, открыто демонстрирует свои способности. Несогласие ученика с учителем не рассматривается как сопротивление, которое непременно надо сломить. В личностно ориентированном обучении "сопротивление" считается естественным следствием различного понимания реальности, различий в ценностях и установках ученика и учителя. Более того, сопротивление необходимо им для нормального личностного развития. "Опираться можно только на то, что сопротивляется" (Б.Паскаль). Именно в этом случае можно говорить об общении как об обмене не только знаниями, но и мыслями, чувствами. В результате ребята чувствуют себя уютно в школе, с удовольствием "пропадают" там. Нужно сказать, что в такой атмосфере "растет" и сам учитель, обучение становится развивающим и для самого учителя, он становится "саморазвивающейся системой".

Различие в подходах двух типов обучения отчетливо проявляется и в контроле за результатами обучения, если задания в массово-традиционном обучении рассчитано на среднего учащегося, в котором делается упор на запоминание и воспроизведение предметных знаний, то личностно ориентированное обучение немыслимо без разноуровневых, дифференцированных заданий с возможностью выбора, заданий и значимых для ученика способов его выполнения. В контроле делается упор на применение знаний, на выявление использованных методов, общелогических и специфических, на оценку найденного способа действий, на самооценку учеником своих действий, т.е. на сам процесс учения. Именно в этом процессе проявляется субъектность ученика как личности.

Изменилась педагогическая деятельность учителя и деятельность ученика при личностно-ориентированном обучении в сравнении с традиционным обучением. В традиционном обучении преподаватель организует осмысление учебной информации в вопросительно-ответной форме, проверяет уровень и полноту знаний, а при личностно-ориентированном обучении преподаватель организует поиск решения учебной задачи, путем раскрытия субъектного опыта учащихся: в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно-ответной форме. Максимальная самостоятельность учащихся, идет поиск идей, решений. При объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя.

Курс «Физики» интерес с точки зрения минимально необходимо участия преподавателя в процессе его изучения учащимися. Принцип минимально необходимого состоит в том, что при изучении каждой темы выделяется базовый информационный блок, при изложении которого уделяется максимальное внимание рефлексии учащихся, связанной с материалом ранее изученным.

В целях повышения мотивации к учению у слабых учащихся частично используется рейтинговая система оценки знаний. Для получения положительной оценки по каждому учебному модулю они должны набрать необходимое количество баллов. Баллы складываются из оценок за наличие конспекта по изучаемой теме, выполнение домашнего задания, работу с карточками, составление опорных конспектов, ответы у доски, выполнение письменных работ и т.п. Постепенно ребята переходят от более простых способов набора баллов к более сложным, например, от работы с карточками к составлению опорных конспектов, от ответов у доски к докладам. Разнообразие применяемых форм является показателем повышения способностей учащихся к получению и преобразованию информации.

На уроках физики я использую рейтинговую систему оценки учащихся. При изучении раздела «Световые кванты», на которую отводится 9 часов составляется технологическая карта, в которой учитываются способы контроля, степень сложности заданий.

Технологическая карта

№№ пп

Тема урока

Тип урока

Способы контроля

Степень сложности

Срок сдачи

Начальная стои-мость

Итого баллов


баллы


баллы

1

Выражение квантовой теории. Фотоэффект и его законы

Лекционный








2

Теория фотоэффекта. Фотоны

Лекционный

Физ. диктант (тесты)





5

5

3

Решение задач

Практическое

Домашнее задание

К1

1

С1

1

5

7

4

Корпускулярно-волновой дуализм

Сам работа с учебником

Самостоятельная работа

К2

1

С2

1

5

7

5

Давление света

Лекционный

Физ. диктант (тесты)





5

5

6

Химическое действие света

Семинар-ское занятие

Семинар

К3

1



5

6

7

Решение задач

Практическое

Самостоятельная работа

К4

1



5

6

8

Контрольная работа по теме

Контроль

Контрольная работа

К5

1



5

6

9

Анализ контрольной работы

Анализ контроля








Обозначения означают:

К - учащиеся, выполняющие более сложные задания

С - время сдачи выполненных заданий

Коротко остановлюсь на способах контроля. В конце темы «Теория фотоэффекта. Фотоны» учащиеся получают листы с тестовыми заданиями, где им будет предоставлено право выбора ответить только на вопросы, которые они знают. При решении задач рассматривается несколько типов задач. сначала выделяем физический смысл задачи, затем используем математический инструмент.

По окончанию урока учащиеся получают домашнее задание, которое состоит из пяти задач разного уровня сложности.

Урок решения задач я провожу с целью отработки навыков решения задач, но предварительно перед этим уроком я раздаю учащимся тексты задач с просьбой отметить уровни по шкале «Моих возможностей». Идя на урок, уже владею ситуацией, какие недоработки имеются по темам, выявляют пробелы знаний учащихся. При актуализации особое место имеют те вопросы, которые оказались наиболее трудными. Вместе с учащимися у доски решаем задачу, строим модель решения задачи, выделяем физические процессы, описываем их. Например: найдите частоту света, которым освещается поверхность металла, если кинетическая энергия фотоэлектрона равна 4,5*10-29Дж; работа выхода электрона из металла 7,6*10-19Дж постоянная Планка 6,63*10-34Дж . Выделяем физический смысл задачи. Изученная порция света поглощается веществом целиком. На основании закона сохранения энергии имеем энергия порции равна сумме работы выхода электронов с поверхности металла под действием света и кинетической энергии движения электронов.

h = Aвых + mv2 /2 , но Ек = mv2 /2

заменим в уравнении кинетическую энергию

h = Aвых + Ек

отсюда находим частоту излучения.

 = (Aвых + Ек ) / h

Далее я раздаю тексты задач разного уровня, а учащихся разбиваю на группы и прошу ребят сначала решить одну задачу, которая показалась для них легкой. А затем приступить к решению более сложной задачи. При подведении итогов разбираем, с какими задачами они справились и, что им оказалось сложным.

Так при изучении темы: «Корпускулярно-волновой дуализм» предлагаю ребятам урок провести в группах. Перед уроком расставляем столы так, чтобы учащиеся могли общаться в ходе работы. Группы формируют сами учащиеся, по желанию. Урок начинаю с сообщения цели и плана проведения урока. На основании ранее полученных знаний и учебного материала по теме, предлагаю заполнить следующую таблицу:

п/п

Автор

теории

Основа

теории

Свойства

проявления теории

Примеры, подтверждающие эти явления



При необходимости можно обратиться за помощью в учебник или преподавателю. Перед началом работы обращаю внимание на то, что у них все получится, может каждый высказать свое мнение, внести какие-то изменения или дополнения в таблицу. В течение урока смотрю за ходом выполнения задания, помогаю, направляю. Эталон заполнения таблицы:

п/п

Автор

теории

Основа

теории

Свойства

проявления теории

Примеры, подтверждающие эти явления

1.

Гюйгенс

волна без переноса вещества

при распространении света проявляются волновые свойства

интерференция

дифракция

поляризация

дисперсия

2.

Ньютон

поток частиц перенос вещества

при взаимодействии с веществом, излучение и поглощение

фотоэффект

давление

химическое действие света

При обсуждении выполненного задания группами были внесены следующие дополнения:

  • в таблице не достает графы математической записи теории; в 1 теории нет формулы длины волны, связанной со скоростью λ =υ *Т; во 2 теории - формула энергии фотона Е= h* ν

  • графу «Основа теории» необходимо дополнить рисунками (можно из учебника), учащимися трудно воспринимается без рисунков.

В конце урока была проведена рефлексия деятельности учащихся, сданы работы на проверку.

Изучение темы «Химическое действие света» провожу в форме семинарского занятия. Подготовка и проведение такого занятия состоит из нескольких этапов:

  • подготовительный, где определяю тему и задания для учащихся;

  • знакомлю учащихся с заданием, сообщаю литературу для самостоятельной подготовки;

  • сообщаю методику проведения занятия;

  • каждый учащийся готовится к семинару по общим заданиям

  • ребята показывают материал, т.е. провожу консультации по отбору материала.

Семинарское занятие начинается с эпиграфа на доске: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р.Декарт). Вопросы написаны на доске, и каждый свободно высказывается по теме. Активность ребят очень хорошая, принимали участия те учащиеся, которые имеют слабые знания, потому что все хотели поделиться тем материалом, что они знали. Подготовили плакат по фотосинтезу и процессы, происходящие при этом, принесли фотографии, старые негативы. Выступления свои излагали на хорошем, доступном уровне.

По окончанию обсуждения вопросов провела рефлексию «Моей деятельности», что их зацепило при проведении данного мероприятия, и были выставлены оценки.

Мониторинг качества обучения учащихся по данной теме

На протяжении трех лет можно отметить рост изучения данной темы с использованием рейтинговой оценки деятельности учащихся, так как при личностно- ориентированном обучении учащийся самостоятельно изучает, преподаватель только направляет добывать знания. Эти результаты можно выразить следующей диаграммой:

Творческая работа по теме Использование личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе





11

© 2010-2022