- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике
Рабочая программа по физике
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Журавлева В.Н. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Х. Шебалин
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. В.И.Фомичёва»
Утверждаю
Директор МБОУ «Шебалинская СОШ
им. В.И.Фомичёва»
Приказ от 29.08.2015г.№74
_________/_Зайцев В.Н./
.
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 8 КЛАССА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 70
УЧИТЕЛЬ: ЖУРАВЛЕВА ВЕРА НИКОЛАЕВНА
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ФИЗИКА.АСТРОНОМИЯ. 7-11.КЛАССЫ. МОСКВА « ДРОФА» 2012г.
2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
I.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по « Физике» для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. МО РФ 2004г.;
- Примерной программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7-11классы.изд. «Дрофа» Москва, 2012г ;
- Авторской программы курса « Физика 8 класс» Н.С. Пурышева, изд. «Дрофа»,Москва, 2012г;
- Учебника «Физика 8» , авт. Н.С. Пурышева и другие, изд. «Дрофа», 2012 г.
-Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам.
Цели общего образования по физике:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как
результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных
приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и
экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Для достижения этих целей в обучении физике (на доступном данному возрасту
уровне) должны решаться следующие задачи:
- моделирование физических явлений и процессов и построение физических теорий;
- приобретение основных практических умений (постановка экспериментальных задач, планирование эксперимента, измерения и редставление результатов с помощью таблиц, графиков; анализ полученных результатов);
- овладение языком физики и умением его использовать для анализа научной естественнонаучной информации, полученной из различных источников.
II. Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным
методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире . Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук. В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам. Физика - единая наука без четких граней между разными ее разделами, но в разработанном документе в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующие физическим теориям: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика».
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общие предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
III.Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для изучения учебного предмета «Физика» на этапе основного общего образования (8 класс) из расчёта 2 часа в неделю. В учебном плане школы на изучение данного курса отводится 70 часов из расчёта по 2 часа в неделю. По плану- 70 часов, а данной программе- 69 часов, в связи с тем, что 1час приходится на календарный праздничный день- 01.05 Программа будет выполнена за счет блоковой подачи материала- 07.05. Плановых контрольных работ - 6
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Резервные уроки распределены по темам: 3ч -Электрический ток и его действия; 1ч- Повторение.
IV.Содержание предмета
№
Тема
Основные содержательные линии
Количество
часов по программе
Количество
часов в рабочей программе
1
Первоначальные сведения о строении вещества.
Введение в курс физики.
6
6
2
Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел.
Механика.
12
12
3
Тепловые явления.
Термодинамика.
18
18
4
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел.
7
7
№
Тема
Основные содержательные линии
Количество
часов по программе
Количество
часов в рабочей программе
5
Электрические явления.
Электродинамика.
6
6
6
Электрический ток и его действия.
17
20
7
Повторение.
-
1
Резерв
4
-
Итого:
70
70
V.Тематическое планирование
№
Тема
Виды деятельности
Количество контрольных работ
Количество лабораторных работ
1
Первоначальные сведения о строении вещества: Развитие взглядов на строение вещества; движение молекул, диффузия; взаимодействие молекул; смачивание, капиллярные явления; строение газов, жидкостей и газов.
Коллективная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с книгой, исследовательская работа, экспериментальная работа.
-
-
2
Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел: Давление жидкостей и газов, закон Паскаля; давление в жидкости и газе; сообщающиеся сосуды; гидравлическая машина, гидравлический пресс; атмосферное давление; действие жидкостей и газа на погруженное в них тело; лабораторная работа№1 «Измерение выталкивающей силы»; лабораторная работа№2 «Изучение условий плавания тел»; механические свойства жидкостей и газов; контрольная работа№1 «Механические свойства жидкостей и газов»; строение твердых тел, кристаллические и аморфные тела; деформация твердых тел, виды деформаций.
1
3
3
Тепловые явления: Тепловое движение, тепловое равновесие, температура; внутренняя энергия, способы изменения энергии; теплопроводность; конвекция, излучение; количество теплоты, удельная теплоемкость вещества; лабораторная работа№3 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»; уравнение теплового баланса; лабораторная работа№4 «Измерение удельной теплоемкости вещества»; удельная теплота сгорания топлива; первый закон термодинамики; тепловые явления; контрольная работа№2 «Тепловые явления»Изменения агрегатного состояния вещества: Плавление и отвердевание кристаллических веществ; испарение и конденсация; кипение, удельная теплота парообразования; влажность воздуха; контрольная работа№3 «Изменение агрегатного состояния вещества».
2
2
№
Тема
Виды деятельности
Количество контрольных работ
Количество лабораторных работ
4
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел: Связь между давлением и объемом газа, лабораторная работа№6 «Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре»; связь между объемом и температурой газа; связь между давлением и температурой; тепловое расширение твердых тел; принцип работы тепловых двигателей; контрольная работа№4 «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел».
Коллективная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с книгой, исследовательская работа, экспериментальная работа.
1
1
5
Электрические явления: Электрическое взаимодействие, два рода зарядов; электризация тел, электрический заряд; строение атома; проводники и диэлектрики; понятие об электрическом поле; кратковременная контрольная работа, линии напряженности электрического поля, закон Кулона.
1
-
6
Электрический ток и его действия: электрический ток, источники тока; действия электрического тока; электрическая цепь; сила тока, амперметр; лабораторная работа№6 «сборка электрической цепи и измерение силы тока»; электрическое напряжение и вольтметр; лабораторная работа №7 «Измерение напряжения проводника на различных участках цепи»; сопротивление проводника, лабораторная оработа№8 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»; расчет сопротивления проводника, лабораторная работа№9 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата»; закон Ома для участка цепи; последовательное соединение проводников, лабораторная работа№10 «Изучение последовательного соединения проводников»; параллельное соединение проводников, лабораторная работа№11 «Изучение параллельного соединения проводников»; мощность электрического тока; работа электрического тока; лабораторная работа№12 «измерение работы и мощности электрического тока, »; закон Джоуля-Ленца; контрольная работа№6 «Электрический ток»; решение задач; итоговая контрольная работа.
1
7
7
Повторение
-
-
Итого:
6
13
График контрольных работ
№
Тема
Дата проведения
1
Механические свойства жидкостей и газов»
17.10
2
Тепловые явления
19.12
3
Изменение агрегатных состояний вещества
23.01
4
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
19.02
5
Электрические явления
12.03
6
Электрический ток
22.05
VI.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Учебник Физика 8 класс. Под редакцией Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская .2012г, изд. Дрофа - Москва.
2.Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е. Физика 8.: Тематическое и поурочное планирование.-.М.:Дрофа
3.Сборник для решения задач 7-9 класс. Под редакцией В.И.Лукашик-2009г
4..Сборник задач по физике 7-9 к учебнику .Пурышева Н.С, Важеевская Н.Е , изд. «Экзамен 2008».
5. Электронные средства.
6.Авторская программа курса « Физика 8 класс» Н.С. Пурышева издательство «Дрофа» Москва, 2012.
Дополнительная литература:
1.Справочник по физике и технике , под редакцией А.С.Енохович. Москва «Просвещение», 1983г.
2.Физика для любознательных, под редакцией Эрик Роджерс. Москва «Мир», 1970г.
3.Школьникам о современной физике. Составитель В.Н.Руденко. москва «Просвещение,1990г.
4Клуб юных физиков.Составитель Н.Н.Шишкин,Москва «Просвещение»,1991г
5.Физика в школе.составитель Н.А.Ермолаев, В.А.Орлова, москва «Просвещение»,1987
Периодические издания:
1.Учительская газета.
2.Вестник образования.
3. Первое сентября
4.Практические советы учителям.
5.Журнал «Физика в школе».
Интернет-ресурсы:
www/class-fizika.narod.ru
Для обучения учащихся основной школы необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем, и лабораторные работы и опыты,выполняемые учащимися. Поэтому школьный кабинет физики оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы. Демонстрационное оборудование обеспечивает возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в примерную программу основной школы. Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике ,молекулярной физике, электричеству и оптике способствует:
• формированию такого важного общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;
• проведению экспериментальной работы на любом этапе урока;
• уменьшению трудовых затрат учителя при подготовке к урокам.
К демонстрационному столу от щита комплекта электроснабжения подведено напряжение 42 и 220 В.
В кабинете физики имеется:
• противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и
медикаментов;
• инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации
инструктажа по правилам безопасности труда.
Кабинет физики имеет специальную смежную комнату - лаборантскую для
хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов. Оборудован системой
полного затемнения.
Кабинет физики оснащен:
• комплектом технических средств обучения, компьютером с
мультимедиапроектором и интерактивной доской;
• учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
• картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
• комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.
Перечень демонстрационного оборудования
1. Приборы и принадлежности общего назначения
1. Источник постоянного и переменного напряжения (6÷10 А)
2. Генератор звуковой частоты
3.Осциллограф
4 .Микрофон
5. Комплект соединительных проводов
6.Штатив универсальный физический
7. Сосуд для воды с прямоугольными стенками (аквариум)
8 .Насос воздушный ручной
9.Трубка вакуумная
10 Груз наборный на 1 кг
2. Система средств измерения
Универсальные измерительные комплекты
1 Компьютерный измерительный блок с набором датчиков (температуры, давления, влажности, расстояния, ионизирующего излучения, магнитного поля), осциллографическая приставка; секундомер, согласованный с датчиками
Измерительные приборы:
1Барометр-анероид,
2динамометры
3 Манометр жидкостный демонстрационный
4Манометр механический
5 Метроном
6 Секундомер
7 Метр демонстрационный
8 Манометр металлический
9 Термометр жидкостный или электронный
10 Амперметр стрелочный или цифровой
11 Вольтметр стрелочный или цифровой
3.Демонстрационное оборудование по механик
Универсальные комплекты
1 Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком
Тематические наборы
1.Стакан отливной,
2. Ведерко Архимеда,
3. Набор тел равной массы и равного объема,
4.Рычагдемонстрационный,
5. Сосуды сообщающиеся,
6.Трубка Ньютона
7.. Шар Паскаля,
8. Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком
9Набор по статике с магнитными держателями
10 Ведерко Архимеда
11 Комплект пружин для демонстрации волн
12 Пресс гидравлический (или его действующая модель)
13 Машина волновая
14 Прибор для демонстрации
давления в жидкости
15 Прибор для демонстрации
атмосферного давления
Демонстрационное оборудование по оптике
Универсальные комплекты
1 .Комплект по геометрической оптике на магнитных держателях
2. Набор линз и зеркал
3. Набор дифракционных решеток
Оборудование общего назначения
1 Щит для электроснабжения Лабораторных столов напряжением 36 42 В
2. Лотки для хранения оборудования
3.Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)
4 Батарейный источник питания
5 Весы учебные с гирями
6 Секундомеры
7 Термометры
8 Штативы
9 Цилиндры измерительные
(мензурки)
Оборудование для фронтальных лабораторных работ.
Тематические наборы
10.1 Наборы по механике
10.2 Наборы по молекулярной физике и термодинамике
10.3 Наборы по электричеству
10.4 Наборы по оптике
Сокращение в программе:
П- параграф
К/р - контрольная работа
Л.р - лабораторная работа
С- страница
Пов - повторить
Зад - задание
ТБ- техника безопасности
VII.Результаты освоения предмета и система их оценки
Предметные результаты обучения
1. Первоначальные сведения о строении вещества
На уровне запоминания
Называть:
физическую величину и ее условное обозначение: температура (t);единицы физических величин: °С; физические приборы: термометр;
порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема; методы изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование.
Воспроизводить:
исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества; определения понятий: молекула, атом, диффузия;
основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Описывать:
явление диффузии; характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел; взаимодействие молекул вещества; явление смачивания; капиллярные явления; строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.
На уровне понимания
Приводить примеры:
явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой; явлений, в которых наблюдается смачивание и несмачивание.
Объяснять:
результаты опытов, доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;
результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия); броуновское движение; диффузию; зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества; свойств твердых тел, жидкостей и газов от их строения;
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
измерять температуру и выражать ее значение в градусах Цельсия; обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
Уметь:
выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях к параграфам и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления).
2. Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел
На уровне запоминания
Называть:
физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), плотность (ρ), сила (F); единицы перечисленных выше физических величин; физические приборы: манометр, барометр; значение нормального атмосферного давления.
Воспроизводить:
определения понятий: атмосферное давление, деформация, упругая деформация, пластическая деформация; формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей силы; законы: Паскаля, Архимеда; условия плавания тел.
Описывать:
опыт Торричелли по измерению атмосферного давления; опыт, доказывающий наличие выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
Распознавать:
различные виды деформации твердых тел.
На уровне понимания
Приводить примеры:
опытов, иллюстрирующих закон Паскаля; опытов, доказывающих зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от высоты столба жидкости и от ее плотности; сообщающихся сосудов, используемых в быту, в технических устройствах; различных видов деформации, проявляющихся в природе, в быту и в производстве.
Объяснять:
природу давления газа, его зависимость от температуры и объема на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества; процесс передачи давления жидкостями и газами на основе их внутреннего строения; независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления; закон сообщающихся сосудов; принцип действия гидравлической машины; устройство и принцип действия: гидравлического пресса, ртутного барометра и барометра-анероида; природу: атмосферного давления, выталкивающей силы и силы упругости; плавание тел; отличие кристаллических твердых тел от аморфных.
Выводить:
формулу соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
измерять: давление жидкости на дно и стенки сосуда, атмосферное давление с помощью барометра-анероида; экспериментально устанавливать: зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема погруженной части тела, условия плавания тел.
Применять:
закон Паскаля к объяснению явлений, связанных с передачей давления жидкостями и газами; формулы: для расчета давления газа на дно и стенки сосуда; соотношения между силами, действующими на поршни гидравлической машины, и площадью поршней; выталкивающей (архимедовой) силы к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
«золотое правило» механики на различные механизмы (гидравлическая машина).
Применять:
метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей (архимедовой) силы.
Исследовать:
условия плавания тел.
3. Тепловые явления
На уровне запоминания
Называть:
физические величины и их условные обозначения: температура (t, T), внутренняя энергия (U), количество теплоты (Q), удельная теплоемкость (c), удельная теплота сгорания топлива (q); единицы перечисленных выше физических величин; физические приборы: термометр, калориметр.
Использовать:
при описании явлений понятия: система, состояние системы, параметры состояния системы.
Воспроизводить:
определения понятий: тепловое движение, тепловое равновесие, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива; формулы для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого при охлаждении тела; количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива;
формулировку и формулу первого закона термодинамики.
Описывать:
опыты, иллюстрирующие: изменение внутренней энергии тела при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции, излучения; опыты, позволяющие ввести понятие удельной теплоемкости.
Различать:
способы теплопередачи.
На уровне понимания
Приводить примеры:
изменения внутренней энергии тела при совершении работы; изменения внутренней энергии путем теплопередачи; теплопроводности, конвекции, излучения в природе и в быту.
Объяснять:
особенность температуры как параметра состояния системы; недостатки температурных шкал; принцип построения шкалы Цельсия и абсолютной (термодинамической) шкалы температур; механизм теплопроводности и конвекции; физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоемкость вещества; удельная теплота сгорания топлива; причину того, что при смешивании горячей и холодной воды количество теплоты, отданное горячей водой, не равно количеству теплоты, полученному холодной водой; причину того, что количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива, не равно количеству теплоты, полученному при этом нагреваемым телом.
Доказывать:
что тела обладают внутренней энергией; внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, а также от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами.
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно; пользоваться термометром;
экспериментально измерять: количество теплоты, полученное или отданное телом; удельную теплоемкость вещества.
Применять:
знания молекулярно-кинетической теории строения вещества к объяснению понятия внутренней энергии; формулы для расчета: количества теплоты, полученного телом при нагревании и отданного при охлаждении; количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Уметь:
учитывать явления теплопроводности, конвекции и излучения при решении простых бытовых проблем (сохранение тепла или холода, уменьшение или усиление конвекционных потоков, увеличение отражательной или поглощательной способности поверхностей); выполнять экспериментальное исследование при использовании частично-поискового метода.
Обобщать:
знания о способах изменения внутренней энергии и видах теплопередачи.
Сравнивать:
способы изменения внутренней энергии; виды теплопередачи.
Изменение агрегатных состояний вещества
На уровне запоминания
Называть:
физические величины и их условные обозначения: удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования (L), абсолютная влажность воздуха (, относительная влажность воздуха единицы перечисленных выше физических величин; физические приборы: термометр, гигрометр.
Воспроизводить:
определения понятий: плавление и кристаллизация, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота плавления (кристаллизации), парообразование, испарение, кипение, конденсация, температура кипения (конденсации), удельная теплота парообразования (конденсации), насыщенный пар, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы;
формулы для расчета: количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для кипения (конденсации); относительной влажности воздуха; графики зависимости температуры вещества от времени при нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации), кипении (конденсации).
Описывать:
наблюдаемые явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.
На уровне понимания
Приводить примеры:
агрегатных превращений вещества.
Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений:
процессы: плавления и отвердевания кристаллических тел, плавления и отвердевания аморфных тел, парообразования, испарения, кипения и конденсации; понижение температуры жидкости при испарении.
Объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества:
зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости;
образование насыщенного пара в закрытом сосуде; зависимость давления насыщенного пара от температуры.
Объяснять:
графики зависимости температуры вещества от времени при его плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации; физический смысл понятий: удельная теплота плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования (конденсации).
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении; находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчеты; определять по значению абсолютной влажности воздуха, выпадет ли роса при понижении температуры до определенного значения.
Применять:
формулы: для расчета количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации; относительной влажности воздуха.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать:
знания об агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания; знания об удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения вещества (удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования).
Сравнивать:
удельную теплоту плавления (кристаллизации) и удельную теплоту кипения (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени; процессы испарения и кипения.
4. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
На уровне запоминания
Называть:
физические величины и их условные обозначения: давление (p), объем (V), температура (T, t); единицы этих физических величин: Па, м3, К, °С; основные части любого теплового двигателя; примерное значение КПД двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
Воспроизводить:
формулы: линейного расширения твердых тел, КПД теплового двигателя; определения понятий: тепловой двигатель, КПД теплового двигателя.
Описывать:
опыты, позволяющие установить законы идеального газа; устройство двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
На уровне понимания
Приводить примеры:
опытов, позволяющих установить для газа данной массы зависимость давления от объема при постоянной температуре, объема от температуры при постоянном давлении, давления от температуры при постоянном объеме; учета в технике теплового расширения твердых тел; теплового расширения твердых тел и жидкостей, наблюдаемого в природе и технике.
Объяснять:
газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества; принцип работы двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины.
Понимать:
границы применимости газовых законов; почему и как учитывают тепловое расширение в технике; необходимость наличия холодильника в тепловом двигателе; зависимость КПД теплового двигателя от температуры нагревателя и холодильника.
На уровне применения в типичных ситуациях
строить и читать графики изопроцессов в координатах p, V; V, T и p, T.
Применять:
формулы газовых законов к решению задач.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Обобщать знания: о газовых законах; о тепловом расширении газов, жидкостей твердых тел; о границах применимости физических законов; о роли физической теории.
Сравнивать:
по графикам процессов изменения состояния идеального газа неизменные параметры состояния при двух изменяющихся параметрах.
5. Электрические явления
На уровне запоминания
Называть:
физические величины и их условные обозначения: электрический заряд (q), напряженность электрического поля (E); единицы этих физических величин: Кл, Н/Кл; понятия: положительный и отрицательный электрический заряд, электрон, протон, нейтрон;
физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, электрофорная машина.
Воспроизводить:
определения понятий: электрическое взаимодействие, электризация тел, проводники и диэлектрики, положительный и отрицательный ион, электрическое поле, электрическая сила, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля; закон сохранения электрического заряда.
Описывать:
наблюдаемые электрические взаимодействия тел, электризацию тел; модели строения простейших атомов.
На уровне понимания
Объяснять:
физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, явление электризации; модели: строения простейших атомов, линий напряженности электрических полей; принцип действия электроскопа и электрометра; электрические особенности проводников и диэлектриков; природу электрического заряда.
Понимать:
существование в природе противоположных электрических зарядов; дискретность электрического заряда; смысл закона сохранения электрического заряда, его фундаментальный характер; объективность существования электрического поля; векторный характер напряженности электрического поля (E).
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
анализировать наблюдаемые электростатические явления и объяснять причины их возникновения; определять неизвестные величины, входящие в формулу напряженности электрического поля; анализировать и строить картины линий напряженности электрического поля;
анализировать и строить модели атомов и ионов.
Применять:
знания по электростатике к анализу и объяснению явлений природы и техники.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Уметь:
анализировать неизвестные ранее электрические явления; применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.
Обобщать:
результаты наблюдений и теоретических построений.
6. Электрический ток
На уровне запоминания
Называть:
физические величины и их условные обозначения: сила тока (I), напряжение (U), электрическое сопротивление (R), удельное сопротивление ( r); единицы перечисленных выше физических величин; понятия: источник тока, электрическая цепь, действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное); физические приборы и устройства: источники тока, элементы электрической цепи, гальванометр, амперметр, вольтметр, реостат, ваттметр.
Воспроизводить:
определения понятий: электрический ток, анод, катод, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока; формулы: силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; сопротивления проводника (через удельное сопротивление, длину и площадь поперечного сечения проводника); работы и мощности электрического тока; законы: Ома для участка цепи. Джоуля-Ленца.
Описывать:
наблюдаемые действия электрического тока.
На уровне понимания
Объяснять:
условия существования электрического тока; природу электрического тока в металлах; явления, иллюстрирующие действия лектрического тока (тепловое, магнитное, химическое); последовательное и параллельное соединение проводников;
графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника, силы тока от сопротивления проводника; механизм нагревания металлического проводника при прохождении по нему электрического тока.
Понимать:
превращение внутренней энергии в электрическую в источниках тока; природу химического действия электрического тока; физический смысл электрического сопротивления проводника и удельного сопротивления; способ подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь. .
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь:
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; вычислять неизвестные величины, входящие в закон Ома и закон Джоуля-Ленца, в формулы последовательного и параллельного соединения проводников; обирать электрические цепи;
пользоваться: измерительными приборами для определения силы тока в цепи и электрического напряжения, реостатом;
чертить схемы электрических цепей; читать и строить графики зависимости: силы тока от напряжения на концах проводника и силы тока от сопротивления проводника.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
Уметь:
применять изученные законы и формулы к решению комбинированных задач.
Обобщать:
результаты наблюдений и теоретических построений.
Применять:
полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.