Формирование интереса к изучению физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новосибирский государственный педагогический университет





Формирование интереса к изучению физики






Выполнила:

Шипунова Ольга Владимировна












2006



Формирование интереса к изучению физики


Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся.

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей - субъектом деятельности. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.

Сочетание яркости, доходчивости, логичности изложения учебного материала, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант.

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания - теоретическим и экспериментальным, приближающимися в старших классах к методам науки.

Можно предположить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.

Желательно, чтобы каждый урок содержал проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решение. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность. Диалог учитель-ученик делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе диалога необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ребенка. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины и детские рисунки, магнитофонные и видеозаписи. Все это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу. Необходимо планировать уроки так, чтобы учащиеся все время находились в ситуации успеха, - плохих оценок быть не должно. Каждый шаг ребенка в изучении предмета - уже положительное.

Как может учитель физики судить об уровне развития интересов учащихся на уроках? Это следующие показатели интереса:

  • Активное включение в учебную деятельность (сколько раз поднимал руку, отвечал, выступал на уроке по желанию, задавал вопросы учителю).

  • Реакция на звонок с урока.

  • Самостоятельность выводов и обобщений.

  • Добровольное выступление с докладами.

  • Участие по собственному желанию в анализе и дополнениях ответов учащихся.

  • Желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления.

  • Самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома.

  • Свободное чтение научно-популярной литературы в школьной библиотеке и дома.

  • Участие во внеклассной работе по физике.

Именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.

Развитие творческих познавательных способностей учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели.


Содержание школьного курса физики - один из источников формирования познавательных интересов


В педагогике установлено пять критериев интересности содержания учебного материала.

  1. Новизна учебного материала, неожиданность многих выводов и законов.

Физика заключает в себе большие возможности показать ученикам новое, что может поразить и удивить их. Это: «Сила тяжести на других планетах», «Изменение объема при плавлении и отвердевании», «Закон всемирного тяготения», «Природа электропроводности различных сред» и т.д. Для того чтобы заинтересовать ученика учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Для этого можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать противоречия, вызвать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску истины. Нужно строить объяснение как исследование, как открытие. Итог урока должен быть озарением для учащихся. Поэтому учитель должен взять себе за правило на каждом уроке подводить результат: «Итак, сегодня на уроке мы узнали…»

  1. Изучение известного школьникам материала под новым углом зрения.

«Новое» - это не только совершенно незнакомый, впервые встречающийся предмет или явление. «Новое» можно узнать и о давно известных вещах. Важно, чтобы учитель постоянно подчеркивал этот факт. Долг учителя - научить ученика удивляться обычным (знакомым) явлениям. Обновление содержания материала стимулирует познавательные процессы, тем самым, вызывая и развивая интерес к знаниям.

«Внутренняя занимательность преподавания основана на том законе, что мы внимательны ко всему тому, что ново для нас, но не настолько ново, чтобы быть совершенно незнакомым и потому непонятным; новое должно дополнять, развивать или противоречить старому, словом, быть интересным, благодаря чему оно может войти в любую ассоциацию с тем, что уже известно» (К.Д.Ушинский).

  1. Использование на уроках сведений из истории физики.

Обращение к истории науки покажет ученику, как труден и длителен путь ученого к истине, которая сегодня формулируется в виде короткого уравнения или закона. К числу необходимых учащимся сведений в первую очередь относятся биографии великих ученых и история значительных научных открытий. Методика ознакомления учащихся с творчеством и взглядами ученых-физиков очень интересно раскрыта в книге В.Н.Мощанского, Е.В.Савеловой «История физики в средней школе» (М., Просвещение, 1981г).

  1. Жизненная значимость, важность физических знаний.

Ученика всегда увлекает применение теоретических знаний, полученных на уроке, для объяснения хорошо известных ему явлений различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т.е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю - методические приемы учителя (элементы соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов урока). Использование занимательности дает на уроке надежный эффект.

Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Система уроков (по классификации А.А.Окунева):

  • Уроки, где ученики учатся припоминать материал;

  • Урок поиска рациональных решений;

  • Урок проверки результатов путем сопоставления с данными;

  • Урок одной задачи;

  • Урок самостоятельной работы, требующей творческого подхода;

  • Урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли;

  • Урок-бенефис;

  • Урок - устная контрольная работа;

  • Урок - зачет.

Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства - монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл - требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.

Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения. «Учение с увлечением» оформилось в серьезную педагогическую практику. Был преодолен сложившийся шаблон в проведении обычных уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку. «Педагогика сотрудничества» была направлена на «дальнейшее усовершенствование» процессов накопления информации, формирования и правильного воспроизведения «прочных» знаний и т.д. с привлечением в эти процессы отдельных элементов внешнего формирования самостоятельности, творчества, инициативы учащихся. Она изменила и организацию урока. В нем появились элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов и т.д. Сегодня есть все основания утверждать, что такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся.

К нетрадиционным технологиям урока относятся (А.А.Окунев):

  • Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

  • Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

  • Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, урок - презентация;

  • Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, панорама, телепередача, телемост, устный журнал;

  • Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

  • Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

  • Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

  • Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.

Методике проведения нетрадиционных уроков по физике посвящена замечательная книга «Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей», в основе которой - общие идеи, разработки систем уроков, описания уроков новых типов, отдельных творческих приемов обучения и организации работы учащихся на уроке.

Развитие познавательных интересов учащихся во внеурочное время

Одна из важнейших задач внеурочной работы по физике -развитие познавательного интереса. Без интереса учащихся к познанию методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата. Как писал В.А.Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».

Особенностями внеурочной работы по физике, повышающими ее эффективность, являются возможность большей, чем на уроке, индивидуализации работы с учащимися, предоставление каждому школьнику возможности выбора занятий по его интересам, работы в темпе, соответствующем его желаниям и возможностям. Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов и при правильном подходе руководителя она обязательно является успешной для учащегося.

Развитие познавательного интереса к физике и ее практическим приложениям во внеурочной работе обеспечивается широким привлечением элементов занимательной науки и техники, знакомство с новейшими достижениями науки и современного производства. Перед учителем стоит задача привлечения к внеурочной работе каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.

Учитывая индивидуальные интересы и склонности отдельных учащихся, учитель должен постоянно помнить о том, что любая внеурочная работа по физике с частью учащихся должна обязательно способствовать развитию познавательного интереса всех учащихся на уроках физики.

Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.

В методике таких уроков основным активизирующим моментом следует считать положительный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид

  • деятельности. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся. Методическое содержанием, целями урока, возрастными особенностями учащихся, личностью познавательных интересов учащихся на уроках физики.


























Заключение


Проходя педагогическую практику в школе 54 города Новосибирска, мне удалось понаблюдать за учителем физики Фролкиной Ларисой Андреевной. Я увидела как современный учитель физики формирует в учебном процессе и прививает, развивает и укрепляет интерес своих учеников к предмету физики. Учитель использует различные способы и приемы для привлечения интереса школьников:

  • Примеры использования физических явлений и свойств в повседневной жизни;

  • Объяснение природных явлений через физические процессы;

  • Разнообразные формы преподавания материала;

  • Использование различной современной аппаратуры (видеомагнитофон, дивиди-проигрыватель, проектор, компьютер и др.);

  • Проведение лабораторных практикумов;

  • Факультативы по Физике;

  • Олимпиады, викторины, тематические мероприятия.

Работать с Ларисой Андреевной было не только приятно, но и очень интересно. Такой подход требует тщательной подготовки и затраты времени учителя на подбор материалов, заданий, задач и т.д. Привлечение учащихся к процессу дает вовлечение их в работу на уроках и интерес к факультативным занятиям, внеклассной работе.






























Литература

  • О.Ф.Кабардин «Внеурочная работа по физике». М. Просвещение, 1983

  • Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии»М. Народное образование, 1998

  • Л.А.Иванова «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики» М. Просвещение, 1983

  • И.Я.Ланина «Не уроком единым: Развитие интереса к физике». М. Просвещение, 1991

  • И.Я.Ланина «100 игр по физике». М. Просвещение, 1995

  • С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Не совсем обычный урок».Воронеж, изд-во «Учитель», 2001


© 2010-2022