- Преподавателю
- Физика
- Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»
Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Субботина В.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок физики
в 8 классе
по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»
Учитель физики ДОШ №2
Субботина В.А.
2013 г.
Урок №___
Цели урока:
-
Сформировать представление о тепловом состоянии тела. Ввести понятие "температура". Ознакомить с основными способами измерения температуры.
-
Формировать умение наблюдать и анализировать явления природы.
-
Вырабатывать внимание, ответственность и аккуратность.
Оборудование: лабораторные термометры, макет шкалы Цельсия, комнатный термометр, безжидкостный термометр.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
-
Проверка домашнего задания.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление нового материала.
-
Домашнее задание.
Конспект урока.
-
Проверка домашнего задания:
На доске решаются задачи домашнего задания из упражнений 26-28:
Упражнение 26 (3)
Дано:
Решение:
F-?
Ответ: 160 кН.
Упражнение 27 (6)
Дано:
Решение:
v-?
Ответ: 6,4 .
Упражнение 28 (4)
Дано:
Решение:
EK1-?, EK2-? ΔE-?
Ответ: 200 Дж, 100 Дж, 100 Дж.
-
Изучение нового материала.
Постановка учебной проблемы. Комментарии учителя:
Ученые довольно долго не могли определиться, что понимать под словом "температура" и что она характеризует. Возможно, она характеризует степень нагревания тела? Но из собственного опыта мы знаем, что 0оС в январе - это тепло, а такая же температура в мае - это холодно. В ванной комнате поверхность ванной кажется нам холодной, а полотенце - тёплым, хотя температура этих тел одинакова. Долгое время в физике существовало понятие теплорода. Теплород представляли в виде бесцветной жидкости, заполняющей пространство. Любое тело рассматривали как смесь вещества и теплорода. Когда тело поглощало теплород - оно нагревалось, утрачивало теплород - охлаждалось. "Температура" в переводе с латинского означает "надлежащее смешивание", "нормальное состояние". Температура понималась как крепость этой смеси: чем больше теплорода имеет вещество - тем выше "градус" температуры. С этого времени началась традиция измерять крепость спиртовых напитков и температуру одинаково - градусами. Однако в результате экспериментов и данных натуралистов эта теория была отвергнута. Например, английский учёный Дэви (1778-1829 г.г.) расплавил два кусочка льда при температуре -2 оС, просто натирая их один о другой. В этом опыте тела нагрелись вследствие механической работы, а значит, температура является мерой энергии.
Ученики записывают в тетрадь: Тело воспринимается как горячее, если оно передает нам энергию, и как холодное, если оно забирает энергию нашего тела. Такой процесс передачи энергии происходит до тех пор, пока температуры тел не сравняются: тогда говорят, что настало тепловое равновесие.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают:
-
Что станет с горячим чайником, если его оставить на выключенной плите?
-
Что станет с соком, если его поставить в холодильник?
-
Что станет с холодильником, если его выключить от электросети?
Вывод записывается в тетрадь: более нагретые тела отдают тепло, охлаждаясь, а менее нагретые - поглощая тепло, нагреваются. Процесс происходит до достижения теплового равновесия. Таким образом, температура характеризует тепловое состояние тела.
Вопросы классу:
-
Как называется прибор для измерения температуры?
-
Какие бывают термометры?
Учитель демонстрирует термометры классу:
Принцип действия лабораторных термометров одинаковый: изменение температуры приводит к изменению объёма жидкости в тонкой трубке, капилляре. Это можно зафиксировать, если снабдить трубку соответствующей шкалой. В разных странах используются разные температурные шкалы. В странах Европы используют шкалу Цельсия. Андре Цельсий (шведский учёный) в 1742 г. предложил нулём температуры считать температуру таяния льда, а 100 градусами температуры - температуру кипения воды. В Америке используют шкалу Фаренгейта, во Франции долгое время использовали температурную шкалу Реомюра. В системе СИ пользуются абсолютной шкалой температур Уильяма Томпсона (лорда Кельвина): за ноль берётся температура, при которой прекращается тепловое движение атомов и молекул, оно соответствует -273оС - это абсолютный ноль температур. Один градус Кельвина равен одному градусу Цельсия:
1оК=1оС, T=t+273K,
Где T - температура по шкале Кельвина, t - по шкале Цельсия.
Например, температура в классе 20оС. При решении задач это записывается так:
t=20oC, T=20+273=293K.
-
Закрепление материала.
Вопросы классу:
-
-
Когда удобнее пользоваться спиртовым, а когда - ртутным термометром? (замерзают: спирт -112оС, ртуть -39оС, кипят: спирт +78оС, ртуть +360оС).
-
Качественные задачи:
-
Почему при измерении температуры контакт тела с термометром должен продолжаться несколько минут?
-
Что показывает термометр - температуру тела или температуру самого термометра?
-
Почему трубка медицинского термометра к низу сужается, а трубка лабораторного термометра - нет?
-
Как происходит теплообмен, если кипяток со стакана перелить в ведро с холодной водой? Когда этот процесс прекратится?
-
-
-
Домашнее задание: §§48-49 - учить, по желанию подготовить небольшие сообщения с наглядными материалами о разных температурных шкалах, или предложить свою температурную шкалу и обосновать выбор реперных точек.