• Преподавателю
  • Физика
  • Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»

Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики

в 8 классе

по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»

Учитель физики ДОШ №2

Субботина В.А.




2013 г.



Урок №___

Цели урока:

  1. Сформировать представление о тепловом состоянии тела. Ввести понятие "температура". Ознакомить с основными способами измерения температуры.

  2. Формировать умение наблюдать и анализировать явления природы.

  3. Вырабатывать внимание, ответственность и аккуратность.

Оборудование: лабораторные термометры, макет шкалы Цельсия, комнатный термометр, безжидкостный термометр.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление нового материала.

  4. Домашнее задание.

Конспект урока.

  1. Проверка домашнего задания:

На доске решаются задачи домашнего задания из упражнений 26-28:

Упражнение 26 (3)

Дано:

Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»

Решение:

Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»

F-?

Ответ: 160 кН.

Упражнение 27 (6)

Дано:

Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»

Решение:

Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»

v-?

Ответ: 6,4 Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры» .

Упражнение 28 (4)

Дано:

Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»

Решение:

Урок физики в 8 классе по теме: «Тепловое состояние тела. Температура. Измерение температуры»

EK1-?, EK2-? ΔE-?

Ответ: 200 Дж, 100 Дж, 100 Дж.

  1. Изучение нового материала.

Постановка учебной проблемы. Комментарии учителя:

Ученые довольно долго не могли определиться, что понимать под словом "температура" и что она характеризует. Возможно, она характеризует степень нагревания тела? Но из собственного опыта мы знаем, что 0оС в январе - это тепло, а такая же температура в мае - это холодно. В ванной комнате поверхность ванной кажется нам холодной, а полотенце - тёплым, хотя температура этих тел одинакова. Долгое время в физике существовало понятие теплорода. Теплород представляли в виде бесцветной жидкости, заполняющей пространство. Любое тело рассматривали как смесь вещества и теплорода. Когда тело поглощало теплород - оно нагревалось, утрачивало теплород - охлаждалось. "Температура" в переводе с латинского означает "надлежащее смешивание", "нормальное состояние". Температура понималась как крепость этой смеси: чем больше теплорода имеет вещество - тем выше "градус" температуры. С этого времени началась традиция измерять крепость спиртовых напитков и температуру одинаково - градусами. Однако в результате экспериментов и данных натуралистов эта теория была отвергнута. Например, английский учёный Дэви (1778-1829 г.г.) расплавил два кусочка льда при температуре -2 оС, просто натирая их один о другой. В этом опыте тела нагрелись вследствие механической работы, а значит, температура является мерой энергии.

Ученики записывают в тетрадь: Тело воспринимается как горячее, если оно передает нам энергию, и как холодное, если оно забирает энергию нашего тела. Такой процесс передачи энергии происходит до тех пор, пока температуры тел не сравняются: тогда говорят, что настало тепловое равновесие.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают:

  1. Что станет с горячим чайником, если его оставить на выключенной плите?

  2. Что станет с соком, если его поставить в холодильник?

  3. Что станет с холодильником, если его выключить от электросети?

Вывод записывается в тетрадь: более нагретые тела отдают тепло, охлаждаясь, а менее нагретые - поглощая тепло, нагреваются. Процесс происходит до достижения теплового равновесия. Таким образом, температура характеризует тепловое состояние тела.

Вопросы классу:

  1. Как называется прибор для измерения температуры?

  2. Какие бывают термометры?

Учитель демонстрирует термометры классу:

Принцип действия лабораторных термометров одинаковый: изменение температуры приводит к изменению объёма жидкости в тонкой трубке, капилляре. Это можно зафиксировать, если снабдить трубку соответствующей шкалой. В разных странах используются разные температурные шкалы. В странах Европы используют шкалу Цельсия. Андре Цельсий (шведский учёный) в 1742 г. предложил нулём температуры считать температуру таяния льда, а 100 градусами температуры - температуру кипения воды. В Америке используют шкалу Фаренгейта, во Франции долгое время использовали температурную шкалу Реомюра. В системе СИ пользуются абсолютной шкалой температур Уильяма Томпсона (лорда Кельвина): за ноль берётся температура, при которой прекращается тепловое движение атомов и молекул, оно соответствует -273оС - это абсолютный ноль температур. Один градус Кельвина равен одному градусу Цельсия:

1оК=1оС, T=t+273K,

Где T - температура по шкале Кельвина, t - по шкале Цельсия.

Например, температура в классе 20оС. При решении задач это записывается так:

t=20oC, T=20+273=293K.

  1. Закрепление материала.

Вопросы классу:

    1. Когда удобнее пользоваться спиртовым, а когда - ртутным термометром? (замерзают: спирт -112оС, ртуть -39оС, кипят: спирт +78оС, ртуть +360оС).

    2. Качественные задачи:

      1. Почему при измерении температуры контакт тела с термометром должен продолжаться несколько минут?

      2. Что показывает термометр - температуру тела или температуру самого термометра?

      3. Почему трубка медицинского термометра к низу сужается, а трубка лабораторного термометра - нет?

      4. Как происходит теплообмен, если кипяток со стакана перелить в ведро с холодной водой? Когда этот процесс прекратится?

  1. Домашнее задание: §§48-49 - учить, по желанию подготовить небольшие сообщения с наглядными материалами о разных температурных шкалах, или предложить свою температурную шкалу и обосновать выбор реперных точек.


© 2010-2022