Итоговая работа по самообразованию

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно: приобретение зна...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

«Научные понятия человеком не усваиваются и не заучиваются, а складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

Л.С. Выготский

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений (УУД);

  • овладение математической терминологией;

  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Естественно, что основой познания и предпосылками формирования элементарных математических представлений является сенсорное развитие. В процессе чувственного познания формируются представления - образы предметов, их свойств, отношений.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность

Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы я нуждалась в многофункциональном развивающем дидактическом средстве, которое позволит "через руки", в доступной малышам форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма обретают все большее значение.

Особенностью данного пособия является также:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение - учение, ориентированное на решение проблем (задач), а решить учебную задачу - значит преобразовать учебный материал и открыть что-то новое.

- принцип необходимости и достаточности - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале);

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

Математическое развитие - это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др., особенно важных для деятельности учения, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в создании условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование познавательной мотивации обучения;

  • формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

  • развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;

  • развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.

Деятельность с математическим пособием «палочки Кюизенера» будут способствовать развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, если:

  • при отборе и структурировании содержания материала, разработке форм его предъявления руководствоваться принципом ориентации на общее развитие ребёнка;

  • обеспечивать создание положительных эмоций и ситуаций успеха каждому ребенку при ознакомлении с материалом;

  • реализовывать деятельностный подход на основе проблемного обучения и развивающих игр.

Этапы проведения работы:

1.Диагностический

2.Внедренческий

3.Констатирующий


1 этап. Диагностический

  • Изучение научно-методической литературы по данной теме (приложение 1).

  • Диагностика уровня математического развития детей в соответствии с программой «Детство» с целью выявления проблем, затруднений и их коррекции, поиска путей организации помощи и новых развивающих воздействий. По форме проведения диагностика квалифицировалась как встроенный педагогический мониторинг - возможность легко и незаметно для детей трансформировать диагностические задания в формирующие, постоянно «держать руку на пульсе», получать обратную связь.

  • Отбор и структурирование содержательного материала: игры и упражнения.

  • Разработка перспективного плана, нацеленного на развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера (приложение 2).

  • Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы), игровых интегрированных занятий (приложение 3).

  • Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия.

2 этап. Внедренческий

  • Реализация перспективного плана в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей:

    • подгрупповая работа с демонстрационным материалом;

    • индивидуальная работа с детьми;

    • фронтальная форма организации работы с детьми;

    • самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

    • сюжетно - ролевые игры с математическим содержанием.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности (не учебных). Поэтому построение образовательного процесса основывалось на адекватных возрасту формах работы с детьми - игровых.

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма.

На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Фабула организации непосредственно образовательного процесса соответствовала структуре учебно-познавательной деятельности: мотивационно-ориентировочный, поисковый, практический и рефлексивно-оценочный этапы. Дети оказывались в проблемных ситуациях, в ситуациях противоречия, где проблема определяла цель работы. Таким образом, при психологическом комфорте создавался дискомфорт содержательный.

Помимо использования развивающих видов деятельности на практическом этапе, видоизменялись и сами этапы: в каждом виде деятельности я старалась увеличить долю самостоятельности детей, снимая тем самым элемент навязывания и поддерживая внутреннюю мотивацию. В совместной деятельности с детьми я старалась сохранять наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).Так в образовательный процесс вносился личностный акцент.

Формулировка заданий предполагала выполнение действий детей на основе самостоятельного речевого планирования с опорой на наводящие вопросы (каждому ребенку в индивидуальном порядке предлагалось рассказать, что и как он будет делать). Это помогало детям осмыслить действия (осознать существенные элементы различных видов деятельности, их назначения), ориентировало не столько на результат (полученные знания), сколько на способы его достижения. Таким образом, в образовательный процесс вносился деятельностный акцент.

Содержательной основой являлись развивающие игры и упражнения. Их отбор был осуществлен с учетом возрастных возможностей детей, уровня их развития и индивидуальных особенностей. Также я учитывала их уровень сложности (наличие постепенно усложняющихся способов действия и результатов).

При проведении игр, организации практической и творческой деятельности детей, в конспекты занятий систематично включались упражнения, направленные на становление важнейших универсальных учебных действий (УУД), которые соответствуют определенным направлениям развития детей: речевые умения и способности, связанные с регулятивными, коммуникативными, коммуникативно-личностными и рефлексивными функциями речи; умения, связанные с выполнением знаково-символических действий и выполнением действий во внутреннем умственном плане, а также простые логические умения и способности. Освоение детьми каждого умения было организовано в несколько этапов.

Более подробно я хотела бы остановиться на работе по формированию обобщенных учебных умений, связанных с регулятивными функциями речи. Одно из них - умение работать по инструкции. Формирование умения работать по инструкции тесно связано со становлением у детей внутреннего плана умственных действий. Как мы раньше понимали это умение - «задать» ребенку отдельные действия, оценить их и скорректировать. Вместо того, чтобы вместе с ребенком рассмотреть суть предстоящей деятельности, спланировать её, сформулировать инструкцию, научить отслеживать соответствие ей хода и результатов работы. Освоение детьми этого навыка может быть организовано в несколько этапов в доминанте от простого к сложному.

Для детей до 5 лет инструкция составляется из 1-3 простых действий, каждое действие четко выделяется, обращается внимание на необходимость соблюдения инструкции.

На 2-ом этапе вниманию детей предлагаются инструкции из 2-5 действий. Работа идет на знакомом материале, используются наглядные подсказки, ориентиры последовательности и качества действий, которые постепенно заменяют контроль со стороны воспитателя (конструирование по образцу в соответствии с сюжетом занятия. Дети работают в парах: собирают одно из изображений. Даем инструкцию: обменяйтесь работами, найдите на карточках образец, проверьте правильность выполнения задания).

3-ий этап не предполагает рост числа действий: в инструкцию вводятся вариативные задания (если…, то…) и задания для самопроверки (инструкция: сколько грибочков на полянке, сосчитай; выбери палочку, соответствующую количеству грибочков; если на полянке больше 5 грибочков, поставь палочку слева; если меньше - справа).

На следующем этапе детям не дается четкой инструкции, их задача - выделить необходимую последовательность действий из описания предстоящей работы. Работа основывается на умении читать схематические изображения, находить соответствие числа и цвета (инструкция: посмотрите внимательно на рисунок и составьте инструкцию для выполнения работы, сверьте с изображением).

На 5-ом этапе ребенок дает четкую инструкцию товарищам. Также здесь используются различные приемы формирования навыка: выполнение заданий воспитателя, наблюдение за деятельностью товарищей, передача инструкции взрослого другим детям, составление инструкции по рисунку и др. Дети любят делиться опытом и адресатами таких инструкций-помогалок являются их родители.

На умении работать по инструкции формируются другие ОУУ (общеучебные умения).

В организации образовательного процесса прослеживалась интеграция данного направления с другими направлениями развития ребенка и образовательными областями по выбору содержательного аспекта и видам деятельности:

- познавательно-речевое

- художественно-эстетическое

- социально-личностное

- физическое

Организация работы консультационного пункта для родителей по реализации задач математического образования дошкольников дома (приложение 4, 5). Работа с родителями была направлена на создание взаимоорганизованного образовательного процесса:

  • организация консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;

  • разработка констатирующей и итоговой анкеты для родителей;

  • оформление папок-передвижек, информационного стенда;

  • индивидуальное консультирование.



3 этап. Мониторинг результативности математического развития детей

  • подвести итоги;

  • сделать выводы;

  • определить перспективу.

Для проверки эффективности методов, приемов, форм и содержания образовательного процесса была проведена сравнительная диагностика. Данные, полученные в результате сравнительного анализа, отражены в сравнительной таблице (приложение 6).

Данные диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике предматематического развития детей, интеллектуального роста, формирования познавательной мотивации и становления интегративных качеств. Это подтверждает эффективность запланированной деятельности и созданных для нее условий и свидетельствует о результативности проведенной работы.

Проведенная работа не претендует на исчерпывающую полноту в изучении материала. В перспективе целесообразно продолжить дальнейшую разработку в следующих направлениях:

  • Организовать освоение интегративных навыков и формирование предпосылок учебной деятельности в несколько этапов в соответствии возрасту детей посредством систематичного использования упражнений, направленных на становление конкретных навыков.

  • Систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода)

  • 2. Разработать рекомендации для воспитателей разных возрастных групп по использованию в практической работе развивающих технологий (работа с палочками Кюизенера)

  • 3. Подобрать рекомендации по обогащению ПРС группы по математическому развитию с учетом активного использования в педагогическом процессе развивающих технологий

  • 4. Разработать цикл мероприятий для родителей воспитанников по теме: «Цветные числа»



Приложение 1

Информационные ресурсы

  1. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. - 96 с.

  2. Смоленцева А. А Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. - СПб.: «Детство-пресс», 2006. - 191 с.

  3. Игры, задания и упражнения математического содержания: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель Ермолаева Л. И. - Иркутск, 2000. - Ч.3.

  4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Логинова В. И.: Изд. 2-е. - СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с.

  5. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно- методическое пособие. - СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 112 с.

  6. Дьяченко О. М. Дети, в школу собирайтесь: Кн. для родителей и воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1996. - 176 с.

  7. Тимофеева Л. Л. Маленькая дверь в волшебный мир загадок: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010. - 109 с.

  8. Логика и математика для дошкольников/Авт.-сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб, 1996.

Приложение 2





















Перспективный план

Младшая группа

Сроки проведения

Содержание

Материалы,

оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

январь-февраль

Знакомить с палочками как с игровым материалом, помочь сориентироваться в данном материале, обратить внимание детей на свойства палочек, упражнять в ориентировке в пространстве

Набор палочек Кюизенера, игрушки

Конструирова-

ние с помощью элемента набора

Свободное манипулирова-ние призмами с соприкасанием наибольшей поверхностью

март

Продолжать знакомить детей с эталонами цвета, закрепить их названия, развивать умение группировать и классифицировать палочки по цвету

Набор палочек Кюизенера, игрушки, коробки разных цветов

«Разноцветные палочки», «Строим дорожки», «Поезд», «Чудесный мешочек»

Свободная группировка призм,

создание различных конфигураций

апрель

Упражнять в различении цвета, развивать представление о длине и высоте палочек

Набор палочек Кюизенера, мелкие игрушки

«Найди и покажи», «Спрячь игрушку», «Построим заборчик», «Построим мостик»

Свободная группировка призм, создание различных конфигураций, аппликаций

май

Встроенный мониторинг

Набор палочек Кюизенера, разноцветные обручи, силуэты цветных человечков

«Угадай-ка», «Разложи по цвету», «Один, много, ни одного», «Лесенки»

Свободная группировка призм,

создание различных конфигураций, складывание палочек в коробку в определенной последователь-ности















Средняя группа

Сроки проведения

Содержание

Материалы,

оборудование

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

октябрь

Упражнять в установлении эквивалентности длины и цвета, закреплять представления о форме,

упражнять в ориентировке в пространстве

Набор палочек Кюизенера, матрешки разных цветов

«Башенки», «Дорожки для матрешки», «Найди ошибку», «Конструирова-

ние геометрических фигур»

Игры-конструирова-

ние

ноябрь

Упражнять в прямом и обратном счете, знакомить с числовым значением палочек, упражнять в соотношении количества и счета,

упражнять в ориентировке в пространстве

Набор палочек Кюизенера, игрушки, раздаточный счетный материал

«Лесенка для котенка», «Грибная полянка», «Разложи палочки», «Поставь парами»

Игры-конструирова-

ние,

«Сложи сам»

декабрь

Промежуточная диагностика

Набор палочек Кюизенера, геометричес-

кие фигуры

«Найди ошибку», «Найди домик для палочки», «Сложи из палочек фигуру», «Посадим дерево»

«Сложи сам»

январь

Упражнять в ориентировке на плоскости, упражнять в соотношении количества и счета

Набор палочек Кюизенера, мелкие игрушки, предметные картинки


«Назови число-найди палочку», «Размести пассажиров», «Сложи фигуру»

«Составь рамку к картине»

февраль

Упражнять в установлении эквивалентности цвет-число-количество-цифра, подготовить к усвоению понятия «состав числа»

Набор палочек Кюизенера, геометричес-

кие фигуры, цифры, карточки-схемы, загадки

«Подбери пару», «Подбери цифру», «Разноцветные коврики», «Найди фигуру»

«Выложи по образцу»

март

упражнять в различении и назывании цвета палочек, в ориентировке в пространстве, в порядковом счете, закреплять представления о форме

Набор палочек Кюизенера, сюжетные картинки, цифры, игрушки

«Построй поезд», «дорожки для поросят», «Поиграем с Буратино», «В гости к матрешкам»

«Построй матрешкам домик»

апрель

Совершенствование навыков в определении цвета, формы, знакомить с составом чисел из единиц, ориентироваться на плоскости, развивать умение классифициро-

вать предметы по признаку цвета, величины

Набор палочек Кюизенера, предметные картинки, мелкие игрушки, сюжетные картинки, блоки Дьенеша, мнемотаблица

«Кораблик», «Машины», «Три медведя», «Гуси-лебеди»

«Конструиру-

ем цветы»

май

мониторинг

Набор палочек Кюизенера, предметные картинки, игрушки, загадки, таблицы с картинками

«Добрые гномы», «Веселый паровозик», «Как попасть в сказку»

Игры-конструирова-

ние

Приложение 3

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Готовимся к путешествию» в соответствии с комплексно-тематическим планом по теме «Транспорт»

Цель: актуализация, систематизация и дополнение знаний о видах транспорта, выявление уровня сформированности умений: сопоставлять цвет палочек с числом, ориентироваться на плоскости и в пространстве, конструировать по схемам из палочек Кюизенера, классифицировать фигуры; развитие логического мышления, воображения; привитие коммуникативных навыков.

  1. Организационный момент. Подвижная игра «Самолеты», концентрация внимания.

  2. Мотивационно-ориентировочный этап. Беседа с детьми с использованием общих вопросов развивающего характера, озвучивается учебная задача. Дети улавливают ее суть и совместно с воспитателем формулируют цель работы: выяснить, все ли дети знают и умеют, чтобы отправиться в путешествие.

  3. Поисковый этап. Организуется беседа с детьми, в итоге схематически зарисовывается графический план действий, основанный на вопросах, которые нужно осветить. Наглядный план помогает сохранить в сознании детей цель. В плане перечисляется все, что необходимо выяснить. Дети распределяются на подгруппы в соответствии со сменой социальных ролей.

  4. Практический этап. Дети приступают к реализации цели в соответствии с намеченным планом: принимают факс - словесную инструкцию на создание изображения вида транспорта, на котором отправятся в путешествие (УУД - умение работать по инструкции), подвижная игра с использованием палочек Кюизенера в качестве номеров машин и с парковкой в соответствии порядка следования номеров (УУД - умение подчиняться правилам и следить за этим), конструирование по схеме - ремонт автомобиля в автомастерской (УУД - умение договариваться, распределять обязанности, сотрудничать), «чтение» карты местности и нахождение нужного объекта (УУД - умение использовать знаково-символические средства). Находят рюкзак.

  5. Рефлексивно-оценочный этап. По вопросам воспитателя на основе плана дети восстанавливают ход проделанной работы, оценивают ее, обмениваются впечатлениями и уходят в ролевую игру «Путешествие туритов».

Приложение 4Итоговая работа по самообразованию

С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).

Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на...», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

Приложение 5

Примеры игр с палочками Кюизенера.


1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п.

2.Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки.

3. Показать не синюю и не оранжевую.

4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик.

5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая.

6. Найти палочки равные по длине.

7. Выставить палочки по возрастанию - от самой короткой дл самой длинной и наоборот.

8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь.

9.Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа).

10.Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной?

11.Белая палочка - это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.

12.Вы называете число, ребенок находит палочку.

13. Покажите, как можно складывать - прибавлять одну палочку к другой.Отнимать - из двух одну забрать.

14. Из каких палочек можно составить оранжевую?

15. Какие три нужно, чтобы получилась черная.

16. Получится ли составить оранжевую из четырех?

17. Из каких палочек можно составить число 10?

18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? Короче?

19.Найди все короче фиолетовой.

20.Выложите один поезд из синей палочки, второй из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, что бы он стал такой длины как длинный поезд.

21. Оранжевая и желтая - один поезд красная и фиолетовая - другой, как уравнять поезда?

22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.

Приложение 6




Сравнительная таблица диагностики математического развития детей




Уровни

Младший возраст

Средний возраст

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

0

8% (2)

8% (2)

19% (5)

Средний

62% (16)

65% (17)

69% (18)

65% (17)

Низкий

38% (10)

27% (7)

23% (6)

16% (4)





22


© 2010-2022