• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект-технологическая карта по физике на тему Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (7 класс)

Конспект-технологическая карта по физике на тему Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (7 класс)

1.Тема урока: Решение задач по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» 2.Тип урока: урок индивидуальных образовательных траекторий 3. Цели урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация индивидуальной траектории выхода из затруднения). 4. Краткое описание хода урока 1)Актуализация субъектного опыта обучающихся. 2...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

Предмет физика класс 7


Тема урока: «Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок, предложенный вашему вниманию,- это урок физики в 7 классе

(УМК А.В. Перышкин), который является 12 в разделе «Давление твердых тел, жидкостей и газов», 10 в теме «Давление в жидкости и газе»

Тип урока: Урок индивидуальных образовательных траекторий

В процессе работы ученики систематизируют и обобщают ЗУН по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов», повторяют материал по теме «Давление твердых тел», так как учебная программа предполагает лишь 2 часа на изучение этого материала (урок - повторение), совершенствуют практические умения в этой области (урок - закрепление полученных знаний), расширяют свои представления по данной теме (урок - изучение нового материала).

Цель урока:

Деятельностная цель:

формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация индивидуальной траектории выхода из затруднения).

Образовательные:

  1. Выявление степени овладения системой знаний и комплексом усвоения навыков и умений по теме урока.

  2. Продолжение формирования готовности учащихся к применению этих знаний и умений в жизненных ситуациях.

  3. Формирование практических навыков вычисления давления с использованием табличного процессора Microsoft Excel, развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснование своих высказываний.

  4. Показать значение давления в природе, быту, технике.

  5. Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

Воспитательные:

  1. Развитие мотивации изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения, выдержки.

  2. Развитие умений работать в группе, сотрудничать.

  3. Способствование воспитанию эстетических чувств, при ознакомлении учащихся с красотой природы.

  4. Привитие любви к поэзии, окружающему миру.

Развивающие:

  1. Развитие умений самостоятельно работать.

  2. Развитие умений учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.

  3. Способствование расширению кругозора учащихся, словарного запаса.

  4. Расширение межпредметных связей.

Задачи урока:

  1. Проверить знания по теме «Давление твердых тел, давление жидкостей и газов».

  2. Диагностирование уровня ЗУН по теме: «Давление твердых тел, давление жидкостей и газов».

  3. Индивидуализировать учебную цель урока для каждого ученика.

  4. Активизировать такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, предлагая задания аналитического характера.

  5. Оценить уровень владения учащимися учебным материалом в работе с конкретным тестом.

  6. Создать условия для проявления учащимися способности оценивать значение учебного материала, строить свое представление о нем на основании четких критериев.

Ключевые компетенции обучающихся:

В познавательной деятельности:

  • использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов;

  • формирование умений применять знания о давлении твердых тел, в жидкости и газе;

  • овладение адекватными способами решения задач.

В социальной деятельности:

  • владение навыками общения со сверстниками.

В информационно-коммуникативной деятельности:

  • способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

В деятельности здоровьесбережения:

  • Знание и соблюдение правил техники безопасности; четкая смена видов деятельности, опора на эмоциональный подъем и интерес при решении задач.

В рефлексивной деятельности:

  • владение навыками оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своей действий.

Методы обучения:

  1. Словесный

  2. Практический

  3. Проблемный

  4. Частично - поисковый

  5. Самостоятельная работа уч-ся

Формы работы:

  1. Фронтальная

  2. Групповая

  3. Индивидуальная

Приемы работы:

  1. Аналитическая беседа

  2. Составление кластера.

  3. Работа с текстом учебника

  4. Работа с мобильным классом (решение задач)

  5. Тестирование

  6. Заполнение листа самооценки (четырехчастный дневник)


Основные вопросы по теме

Знаю

Затрудняюсь

Не знаю

начало урока

конец урока

начало урока

конец урока

начало урока

конец урока

1


2


3.



Оборудование:

  1. Проектор

  2. Компьютер

  3. Экран

  4. Мобильный класс

  5. Физические приборы: стакан с подкрашенной водой, линейки, динамометр, брусок, сосуд с отверстиями на разном уровне.

  6. Печатные пособия: карточки с заданиями, четырехчастный дневник, тест.

Эпиграф к уроку: «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить». (Эдисон).

Так как эти слова наиболее точно будут отражать суть деятельности учеников и учителя, которая будет строиться в рамках урока индивидуальных образовательных траекторий.





Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Этап 1- Актуализация субъектного опыта обучающихся

2




создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности к познанию в сотрудничестве.

Ведущая роль на этом этапе, безусловно, за мной. Именно я, начиная урок с улыбки, настраиваю детей на добро, должна постараться расположить их к себе, друг к другу, сориентировать их на успех, который достижим только в совместной творческой деятельности. Посчитала важным на этом этапе обратить внимание на, то все ли необходимое к уроку готово, тем самым, организуя их внимание.


Сотрудничают, слушают.

коммуникативные

Этап 2 - Мотивация и целеполагание на изучение материала урока.


8

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы займемся повторением пройденного, и вы сможете проверить, как вы усвоили материал по теме «Давление», для того чтобы на следующем уроке справиться с кратковременной контрольной работой. Урок этот необычный, мы с вами отправимся путешествовать. Когда собираются путешествовать, то выбирают, прежде всего, какой-то вид транспорта. Мы вам предлагаем отправиться в трех экипажах на электромобилях. А почему именно этот вид транспорта? (т.к. электромобили не загрязняют окружающую среду).

Наш дорожный багаж - это ваши знания. Перед поездкой необходим техосмотр. Предлагаю заглянуть на киностудию.

Учитель обращает внимание учащихся на отрывок из произведения Мамина - Сибиряка «Серая шейка» и зачитывает отрывок из этого произведения:

…Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:

- Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива.

И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце…».

Вопрос: Почему лиса осторожно ползла по льду?


Мозговой штурм

Просмотр видео отрывка из произведения Мамина - Сибиряка «Серая шейка» и зачитывает отрывок из этого произведения (дидактические материлы)


актуализировать знания учеников по теме раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов»; обозначить перед учениками учебную проблему, решение которой потребует активного применения ЗУН по данной теме.



Контролирует и корректирует правильность ответов учащихся, отвечают устно, применяя знания, слушает, высказывает свою точку зрения

























































Лиса выбрала такой способ передвижения, чтобы увеличить площадь поверхности, а давление, производимое на лед, уменьшить.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные.

3 этап - Организация усвоения учебного материала в пределах ГОС.

6

Тест (дидактические материалы)

Повторяем с контролем

четырёхчастный дневник (начало конспекта)

диагностический тест

Взаимопроверка

Работа с листом самооценки ЗУН (четырёхчастный дневник)

Формирование групп.

выяснить каков уровень владения материалом по теме, предлагая задания тестового характера с выбором ответа.


1.Работа с диагностическим тестом (1 вариант -3 задания). Форма диагностирования выбрана не случайно, поскольку проста и экономична во времени с точки зрения проверки, а также эта одна из форм работы по подготовке к ЕГЭ.

2.Взаимопроверка теста по ключу.

3. Работа с листом самооценки ЗУН (четырёхчастный дневник), цель которой, индивидуализация учебной цели каждым уч-ся и определение дальнейшего плана работы на уроке.

4.Формирование групп.


Познавательные, коммуникативные, регулятивные:

Планируют, корректируют, отвечают на вопросы, применяют знания и используют их, планируют учебное сотрудничество при совместном решении проблемы

4 этап - Построение индивидуальных образовательных траекторий в рамках изучения темы урока.

25

1. В мир физики:

«Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок»

Ι.Экспериментальное задание. (Работа по группам)

1 группа - вычислить давление деревянного бруска на опору.

Оборудование: динамометр, линейка, брусок.

Порядок выполнения работы.

● Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска).

● Измерьте длину, ширину и высоту бруска.

● Используя все полученные данные, вычислите площади наибольшей и наименьшей граней бруска.

● Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.

● Результаты запишите в тетрадь.

● На основе полученных результатов сформулируйте вывод.

2 группа - пользуясь измерительной линейкой, определите давление данной жидкости на дно стакана.

3 группа - С помощью карточки с заданием установить, как зависит давление жидкости на дно сосуда.

ΙΙ. Задание на расчет давления в жидкостях. (Каждая группа получает карточки с рисунком).

(Файл «Решение задач по теме Давление» задача 519, 520, 521)

ΙΙΙ. Качественная задача.

№438, №510, №511 (Лукашик).

2. Совершаем путешествие в биологию.

В Амазонке есть пиранья -

С виду рыбка так себе.

Если сунешь палец в воду,

Перекусит вмиг его.

Вопрос: почему пиранья может перекусить палец человека?

Вот верблюд, а на верблюде

Возят кладь и ездят люди.

Он живет среди пустынь,

Ест невкусные кусты,

Он в работе круглый год…

Почему же на верблюде возят кладь и ездят люди?

(Площадь поверхности конечностей верблюда велика, а давление, оказываемое на песок, невелико, поэтому верблюд не проваливается в песок).

3.Совершим экскурсию в мир техники:

Поднимаемся мы в гору,

Стало трудно нам дышать

А какие есть приборы,

Чтоб давленье измерять?

Ответ: барометр.

Мы знаем, что, чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое данной силой, и, наоборот, с уменьшением площади опоры (при неизменной силе) давление возрастает. Поэтому, в зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивают или уменьшают. (Учащиеся работают с ОК - способы изменения давления). Шины грузовых автомобилей и шасси самолетов делают значительно шире, чем легковых. Особенно широкими шины делают у автомобилей, предназначенных для передвижения в пустынях. Тяжелые машины, такие как трактор, танк или болотоход, могут проезжать по болотистой местности, по которой не всегда пройдет человек. Почему?

(Тяжелые машины, имея большую опорную площадь, оказывают небольшое давление).

4. А теперь в мир литературы:

На доске записаны буквы обозначение физических величин: p, m, F, V. ваша задача послушать пословицы и поставить им в соответствие одну из этих величин.

  1. Шила в мешке не утаишь.

  2. Ежа голыми руками не возьмешь.

  3. Палец в рот не клади.

Ответ: p


Самостоятельная работа, путешествие

Решение задач по карточкам, использование приборов , использование компьютера, просмотр презентации (дидактические материалы), физкультминутка.

организовать внимание учеников, настроить их на восприятие, осознанное, осмысленное повторение учебного материала, выработать умения и навыки самостоятельной работы в группах: рационального распределения времени на предлагаемые задания в карточках, а значит, умения, верно, распределить задания между участниками группы.

Работают в группе, планируют учебное сотрудничество при решении проблемы, распределяют роли

Корректируют, оценивают свои действия

5 этап. Домашнее задание

2

1.§20, вопросы (на «3»).

2.Составить 2 задачи по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (на «4» и «5»).

3.Творческое задание:

Подготовить сообщение по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (на «5»).




мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению, стимулировать творческую активность детей.




6 этап. Рефлексия


2


Четырёхчастный дневник


Организует самооценку учебной деятельности

Осуществляют самооценку своей деятельности через заполнение четырёхчастного дневника.

Оценить качество и уровень усвоения

материала


Вывод:

  • Работа с красивым художественным текстом (стихи, пословицы), несомненно, обогатит словарный запас учеников.

  • Использование практического и частично - поискового методов работы позволит научить учащихся самостоятельно, коллективно работать, анализируя, сравнивая, выделяя главное, систематизировать знания, обоснованно доказывать свое мнение.

  • Такие формы организации учебно-познавательной деятельности, как групповая, парная будут способствовать формированию у учеников уважительного отношения друг к другу.

  • Содержание текстов задач, безусловно, будут способствовать формированию уважительного отношения к природе.

  • Работа в процессе урока с понятиями «давление твердых тел, жидкостей и газов» позволит актуализировать знания учеников необходимые для изучения дальнейшего материала.

  • Использование разноплановых приемов в работе позволило сделать урок разнообразным, интересным и увлекательным для детей, учесть интересы и склонности каждого.



© 2010-2022