Обновление образовательного процесса

Развитие личности учащегося в системе образования должно обеспечиваться через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Это относится ко всем общеобразовательным дисциплинам, но особенно к физике, предмету который дает наибольшие возможности для формирования мыслящей творческой личнос... Физика не должна быть для школьников каким-то абстрактным учебным предметом, не имеющим к их повседневной жизни никакого отношения.  Часто бывает на практике так, что бытовые явления учащиеся не могут соотнести с изученными научными понятиями, законами и теоретическими выводами. Им гораздо легче решить сложную задачу по готовой формуле, чем объяснить простое явление, в котором нужно «увидеть» управляющую этим явлением изученную закономерность. Пример: после изучения темы «Архимедова сила. Условия плавания тел» учащиеся формулируют закон Архимеда и условие плавания тел, решают расчетные задачи, но качественная задача такая как: в небольшом бассейне плавает лодка. Как изменится уровень воды в бассейне, если лежащий на дне лодки камень бросили в воду? вызывает у большого числа учащихся трудность, отвечают правильно единицы. Введение ФГОС даст возможность отбирать содержание и выбирать новые формы организации образовательного процесса, в котором, возможно будет сделан акцент на качественной стороне явлений.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дулесова Ирина Федоровна

МБОУ Октябрьская средняя

общеобразовательная школа №2,

Октябрьского района, Пермского края.



Обновление образовательного процесса.

Представления о целях образования и путях их реализации в настоящее время требуют изменений. Новые стандарты - это механизмы, обеспечивающие новое качество образования. Развитие личности учащегося в системе образования должно обеспечиваться через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Это относится ко всем общеобразовательным дисциплинам, но особенно к физике, предмету который дает наибольшие возможности для формирования мыслящей творческой личности.

Физика не должна быть для школьников каким-то абстрактным учебным предметом, не имеющим к их повседневной жизни никакого отношения. Часто бывает на практике так, что бытовые явления учащиеся не могут соотнести с изученными научными понятиями, законами и теоретическими выводами. Им гораздо легче решить сложную задачу по готовой формуле, чем объяснить простое явление, в котором нужно «увидеть» управляющую этим явлением изученную закономерность.

Пример: после изучения темы «Архимедова сила. Условия плавания тел» учащиеся формулируют закон Архимеда и условие плавания тел, решают расчетные задачи, но качественная задача такая как: в небольшом бассейне плавает лодка. Как изменится уровень воды в бассейне, если лежащий на дне лодки камень бросили в воду? вызывает у большого числа учащихся трудность, отвечают правильно единицы.

Введение ФГОС даст возможность отбирать содержание и выбирать новые формы организации образовательного процесса, в котором, возможно будет сделан акцент на качественной стороне явлений.

Большую роль в преподавании физики играет эксперимент, посредством, которого осуществляется более тесный контакт между учащимися и природой. В эксперименте учащиеся помещают предмет изучения в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко. Этапы эксперимента: планирование, подготовка, проведение, вычисление данных, анализ эксперимента. Физический эксперимент позволяет провести прямые и косвенные измерения величин.

К универсальным учебным действиям относятся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД, с помощью которых формируются предметные результаты при изучении физики, но действительно универсальными они становятся при осуществлении межпредметной деятельности.

Я предлагаю вашему вниманию свое представление формирования универсальных учебных действий на уроках физики в 7 классе, при изучении темы «Плотность вещества».

Этапы деятельности учащихся

Какие УУД формируются

Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, когда учащиеся ощущают недостаток знаний:

- имеется два цилиндра одинакового объема, но (определяем с помощью весов) разной массы;

имеем два цилиндра разного объема, но (определяем с помощью весов) равной массы

Постановка цели урока:

- тела изготовлены из разных веществ, одно из которых плотнее другого

Умение видеть проблему

Гипотеза (формулируют учащиеся):

- плотность вещества зависит от рода вещества

Выдвижение и формулирование гипотезы.

Способ проверки гипотезы:

- эксперимент

Выбор метода исследования

Действия (подготовительный этап):

- выбираем приборы

обсуждаем порядок действий и форму представления результатов

Постановка цели исследования, планирование работы, выбор необходимого оборудования

Проведение эксперимента:

- работа ведется в группах,

каждая группа работает со своим цилиндром из парафина, определяет массу и объем тела и представляет результаты на графике в координатной плоскости (m: V)

Умение договариваться и работать в группах.

Умение проводить эксперимент и наблюдать за происходящим.

Умение представлять результаты измерений.

Анализ данных:

- по полученным результатам строим график и анализируем его: от чего зависит масса парафина, какая зависимость между массой и объемом получается на графике

Обсуждение и анализ полученных результатов.

Формулировка вывода:

- задание группам: найдите отношение массы своего тела к его объему и сообщите результат.

Сделайте вывод о проделанной работе (отношение массы тела к его объему не зависит от массы тела, оно одинаково у всех групп, выполнявших работу)

Умение сравнивать результаты и делать вывод.

Новая проблема:

- заменим парафиновый цилиндр цилиндром из другого вещества, для проверки начальной гипотезы (выдаются цилиндры из другого вещества)

Умение видеть проблему и ставить вопрос

Гипотеза ( формулируют ученики):

- будет ли отношение массы тела к его объему другим

Выдвижение и формулировка гипотезы.

Проведение эксперимента:

- работа в группах и представление результата на другом графике в координатной плоскости (m: V)

Умение проводить эксперимент и наблюдать за происходящим.

Умение представлять результаты измерений.

Выявление общей закономерности формулировка конечного вывода:

- будет ли отношение массы тела к его объему для разных тел одинаковым;

- от чего зависит данное отношение

- сформулировать, что такое плотность

Обобщение и анализ результатов.

Умение делать вывод.

Постановка новой проблемы:

- в чем измеряется плотность

В течение урока при изучении темы учащимся приходится последовательно решать познавательные задачи. Учащимся не должен сообщаться материал в готовом виде, а должны создаваться условия для самостоятельного получения результата. Систематическое использование таких методов в образовательном процессе должно научить учащихся учится.




© 2010-2022