Разработка игры-соревнования по физике

Данная разработка предназначена для учителей физики, работающих в 7 классах. Данная игра нацелена на обобщение знаний по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Игра КВН, готовится учащимися самостоятельно, под контролем учителя и учащихся старших классов.В разработке содержится аннотация к игре-соревнованию и представлен материал для самостоятельной подготовки учащихся к внеурочному мероприятию. Игра позволяет воплотить творческие замыслы учеников, что соответствует новым стандартам обр...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры дети приобретают разнообразные знания о предмете, явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не не приневолить, а приохотить к учению.

Педагогическая наука предъявляет определенные требования к организации игр в процессе учения:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

  2. Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции.

  3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными учениками.

  4. Игра должна учитывать возрастные особенности .

Наибольшего эффекта можно добиться, если в игре осуществляется сотрудничество между учителем и учащимися. Идея игры исходит от учителя, но активно используются замыслы учеников.

Игра на уроке физики и во внеурочное время позволяет учителю как индивидуализировать работу на уроке, давая задания посильные каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность учащихся.

Игра-соревнование: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Цель игры: Обобщение материала темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Активное повторение курса физики 7 класса, возможность продемонстрировать учащимися своего кругозора, начитанности, умения ориентироваться в новой обстановке.

План игры:

  1. Приветствие команд.

Команды представляют название, девиз, приветствие жюри и соперникам.

2. Разминка.

Вариант1.

Задание для первой команды: Почему вода из самовара вытекает быстрее, если в нее погружается человек? (Потому, что увеличивается высота столба жидкости, вследствие чего возрастает давление на дно и, следовательно, скорость истечения воды).

Задание для второй команды: Почему вода из самовара вытекает быстро, а потом все медленнее и медленнее? ( Давление воды на дно (у крана) прямо пропорционально высоте ее уровня в самоваре).

3. конкурс капитанов.

Задание: Нужно срочно переправить тяжелую чугунную трубу с одного берега на другой. Когда груз был погружен в лодку. Оказалось, что гребец не может сесть в лодку, так как осадка ее была очень велика. Что делать? Никаких других средств перевозки не было. Но строители все же придумали способ , с помощью которого гребец, сидя в лодке, перевез трубу на другой берег. Как это было сделано? (Трубу нужно укрепить под лодкой)

4. Определи на глаз.

Задание: Каждой команде выдают мензурки с налитой водой, металлические цилиндры и листы бумаги с нарисованными отрезками. Необходимо на глаз определить длину, массу тела и объем налитой жидкости.

5. Творцы истории.

Задание: Увлекательный рассказ-презентация об ученых-физиках.(Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль)

6. Сценка- задание «Закон Архимеда»- костюмированное представление, которое готовится заранее (участниками не входящими в состав команд)

Ведущий 1. Жил в Сиракузах мудрец Архимед,

Был другом царя Гиерона.

Ведущий 2. Какой для царя самый

Важный предмет?

Вы все догадались - корона!

Ведущий 3.Захотелось Гиерону

Сделать новую корону.

Золота отмерил строго.

Взял не мало и не много,

Ведущий 1. Сколько нужно, в самый раз.

Ювелиру дал заказ.

Ведущий 2. Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону.

Ведущий 3. Взял корону Гиерон,

Оглядел со всех сторон.

Ведущий 1. Чистым золотом сверкает...

Но ведь всякое бывает,

И добавить серебро

Можно к золоту хитро,

Ведущий 2. А того и хуже - медь

(Если совесть не иметь)...

Ведущий 3. И царю узнать охота:

Честно ль сделана работа?

Не желал терпеть урон Гиерон.

И позвал он Архимеда...

Началась у них беседа.

Гиерон. Вот корона, Архимед.

Золотая или нет?

Архимед. Чистым золотом сверкает...

Гиерон. Но, ты знаешь, все бывает!

И добавить серебро

Можно к золоту хитро.

А того и хуже - медь,

Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что-то.

Честно ль сделана работа?

Можно ль это, ты скажи,

определить?

Но корону не царапать, не пилить...

Ведущий 1. И задумался ученый:

- Что известно? ВЕС короны.

Ну а как найти ОБЪЕМ?

Ведузщий 2. Думал ночью, думал днем.

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

Ведущий 3. На пол вылилась вода -

Догадался он тогда,

Как найти ОБЪЕМ короны,

Ведущий 1. И помчался к Гиерону,

Не обут и не одет...

Ведущий2. А народ кричал вослед:

Хором:

- Что случилось, Архимед?

Ведущий 1. - Может быть, землетрясенье

Ведущий 2. Или в городе пожар?

Ведущий 3. Всполошился весь базар!

Ведущий 1. Закрывали лавки даже.

Ведущий 2. Шум и крики, и смятенье!

Он промчался мимо стражи.

Архимед: - Эврика! Нашел решенье! -

Ведущий 3. Во дворец примчался он.

Архимед:- Я придумал, Гиерон!

Архимед. Эврика! Раскрыл секрет!

Гиерон. Ты оденься, Архимед!

Вот сандалии, хитон.

А расскажешь все потом!

Архимед. Пусть весы сюда несут

И с водой большой сосуд...

Все доставить Гиерону!..

(Ведущие все выносят.)

На весы кладем корону,

И теперь такой же ровно

Ищем слиток золотой...

Гиерон. Все понятно!

Архимед. Нет, постой!

Мы теперь корону нашу

Опускаем в эту чашу.

Гиерон! Смотри сюда -

В чаше поднялась вода!

Ставлю черточку по краю.

Гиерон. А корону?

Архимед. Вынимаю.

В воду золото опустим.

Гиерон. В воду - золото? Допустим...

Архимед. Поднялась опять вода,

Метку ставлю я.

Гиерон. Куда?

Архимед. Ну, конечно же, по краю.

Гиерон. Ничего не понимаю...

Лишь две черточки я вижу.

Эта - выше, эта - ниже.

Но какой же вывод главный?

Архимед. Равный вес.

Объем не равный!

Понимаешь, Гиерон,

Я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой.

Тело вытеснит...

Гиерон. Постой!

Говоришь, объем не равный?

Мастер мой - мошенник

явный!

За фальшивую корону

Он ответит по закону!

А ты за разгадку

Получишь дары!

Ведущий 1. На этом прервалась беседа...

Немало воды утекло с той поры,

Хором: Но помнят закон Архимеда!

7. Черный ящик.

Каждая команда должна заранее положить в «черный ящик» прибор или предмет, имеющий отношение к нашей теме, и написать вопрос-представление для другой команды.

(Пример:То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы.

В нашей стране впервые обнаружены в Нижнем Новгороде.

Писатель Олеша писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намериваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».

Состоит из двух шарнирно соединенных стержней, один из которых опорный (с иглой на конце), другой - измерительный (также с иглой) либо чертежный (с грифелем или рейсфедером).

8. Видео-вопрос от команды болельщиков.

Картезианский водолаз.

Бумажный кораблик легко держится на воде, но когда бумага намокнет, кораблик тонет. Сухой кораблик держит на поверхности воды воздух, находящийся под куполом. Если купол намокнет и расползется, то воздух из-под него выйдет, и кораблик утонет. А нельзя ли сделать так, чтобы воздух то выходил из-под купола, то входил, а кораблик то тонул, то всплывал - по нашему желанию?

Оказывается, можно. Впервые такую игрушку сделал великий французский ученый и философ Рене Декарт, и теперь ее называют "картезианским водолазом" (по латыни Рене Декарт звучит как РенатусКартезиус). Только в ней воздух не входит и не выходит, а сжимается или расширяется.

Устройство "водолаза" показано на рисунке.

Разработка игры-соревнования по физике

Возьмите молочную бутылку, пузырек от какого-нибудь лекарства и надувной резиновый шарик (им придется пожертвовать). Бутылку наполните водой почти до горлышка. Пузырек опустите отверстием вниз в воду и, наклонив его, впустите в него немного воды. Количество воды в пузырьке надо отрегулировать так, чтобы пузырек держался на, поверхности воды, но от малейшего толчка уходил под воду (удобно взять соломинку и через нее вдувать под водой воздух в пузырек, пока он не всплывет). Затем накройте горлышко бутылки резиновой пленкой от шарика и привяжите ее ниткой вокруг горлышка.

Нажмите на пленку - и "водолаз" пойдет ко дну. Отпустите - и "водолаз" всплывет. Тонет он вот почему. Когда вы нажимаете на пленку, воздух под пей сжимается, давление в бутылке увеличивается и загоняет в пузырек еще немного воды. Пузырек становится тяжелее и опускается. Как только вы отпускаете пленку, давление в бутылке уменьшается, сжатый воздух в пузырьке выгоняет лишнюю воду, и "водолаз" всплывает.

9. Подведение итогов.

Подготовка к игре.

Игра проводится в середине апреля. Заранее, можно до весенних каникул, обсуждается план проведения предварительно составленной игры. Ученики набирают команды (10-15 человек) и выбирают себе поручения: несколько человек отвечают за оформление зала, специальная группа готовит домашние задания от команды, подбирают литературу. В качестве организаторов игры привлекаются старшеклассники. Они являются ведущими и членами жюри. Они помогают младшим учащимся готовить доклады, налаживать приборы и оборудование. В качестве ведущих они находят интересные факты, вопросы, приветствия участников. Заранее вывешивается объявление примерно следующего содержания:

Уважаемые ученики 7а и 7б классов!

В апреле у нас будет повторительно-обобщающий урок по теме «Давление в жидкостях и газах. Плавание тел».

Этот урок мы проведем в форме игры. Будут соревноваться команды. При подведении итогов соревнования каждая команда получит определенное количество баллов. Команда сама распределяет это количество баллов между членами своей команды, учитывая коэффициент полезного участия каждого. Эти баллы будут учитываться при выставлении оценки.

К некоторым конкурсам вы должны подготовиться заранее, выполнив следующие домашние задания.

1. Конкурс «Реклама». Вам нужно подготовить рекламу понятию или закону, изученному по данной теме.

2. Конкурс «Черный ящик». Каждая команда должна заранее положить в «черный ящик» прибор или предмет, имеющий отношение к нашей теме, и написать вопрос-представление для другой команды. Поэтому вы должны заранее придумать, что вы положите в черный ящик, как будете описывать этот предмет.

3. Конкурс «Творцы теории». При изучении темы «Давление жидкости и газов» мы узнали имена замечательных ученых, таких как , Паскаль, , Торричелли, Архимед. Мы знаем их законы, постоянные величины, названные в их честь, а знаем ли мы что-нибудь о самих ученых?

Вы должны «добыть» некоторые интересные факты из жизни этих ученых и рассказать нам о них.

У вас будет еще конкурсы и интересные задания. К этим конкурсам нужно подготовиться, повторив теоретический материал, а также просмотрев решенные нами задачи.

Предварительный материал капитаны команд должны представить мне 6 апреля.

Успехов вам в подготовке к уроку!





© 2010-2022