- Преподавателю
- Физика
- Электив по физике на тему Методы решения тестовых задач (9 класс)
Электив по физике на тему Методы решения тестовых задач (9 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Окрикова В.К. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» Руководитель МО __________________ /В.К.Окрикова./ Протокол № 1 от « 28 » августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» ____________ /Ф.С.Гарипова/ « » августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» _____________ /Р.Н.Закиров/ Приказ №_______ от « » августа 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по физике в 9 классе
"Методы решения тестовых задач"
учителя первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Больше - Машляковская средняя общеобразовательная школа»
Окриковой Винеры Камильевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2
от «28» августа2014 г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированности у обучающихся этих умений и способностей являются следствием, с одной стороны, недостаточного развития мыслительной сферы, что выражается в неумении анализировать содержание задачи, происходящие процессы и основные закономерности изучаемых явлений на качественном уровне и несформирован ностью приемов общеучебной деятельности учащихся с другой.
При обучении физике по базовым программам сказывается постоянная нехватка времени для организации деятельности учащихся по решению задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, самостоятельности мышления ребенка и овладения ими общими методами и подходами к решению задач различных типов. Актуальность данного курса обусловлена и востребованностью умений и навыков решения задач как в основной школе, так и в старшей.
Программа предназначена для учащихся 9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе, а также желающих сдавать ОГЭ по физике Данный курс модифицированный. Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам
- углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике.
- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне.
- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике, для поступления в класс физико-математического профиля.
Программа включает большую долю самостоятельной практической работы учащихся при решении нестандартных задач. Главным содержанием курса является естественно - научная деятельность учащихся. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение моделей, экспериментирование, математическую обработку данных, анализ информации различных источников, а также предполагает развитие коммуникативных умений.
Программа рассчитана на 17 часов.
Основная цель курса - повысить физическую культуру учащихся в рамках школьной программы, перейти от репродуктивного усвоения материала ( простого усвоения материала ) к творческому, рассмотрение различных методов и приемов при решении тестовых физических задач различных типов и создание мотивации дальнейшего выбора профиля.
Задачи курса:
- создание условий для формирования основных мыслительных операций учащихся, развитие продуктивного творческого мышления;
-формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности при решении задач;
- создание условий для развития самостоятельности мышления, способности к самореализации;
- развитие физического мышления, научного мировоззрения школьников;
- формирование познавательного интереса к предмету;
- подготовка учащихся к дальнейшему обучению физике в средней школе и дальнейшей сдачи ЕГЭ по физике.
Содержание курса
1. КИНЕМАТИКА - 5 часов
1. Ознакомление с видами движения и их характеристиками: равномерным, неравномерным, равноускоренным, относительным движением, движением по окружности, свободное падение.
2. Ознакомление с основными понятиями кинематики. Графический способ решения задач по кинематике.
3.Решение качественных задач: материальная точка, поступательное движение, относительное движение.
4. Аналитико-синтетический метод определения кинематических величин.
5. Тренинг по кинематическим уравнениям.
2.СИЛЫ ПРИРОДЫ - 6 часов.
1. Ознакомление с основными понятиями динамики: сила, масса, взаимодействие тел.
2.Решение качественных задач на законы Ньютона и их применение.
3.Определение силы: тяжести, упругости, трения, веса тела движущегося с ускорением.
4.Практическая часть. Расчет движения тела под действием силы тяжести.
5. Экспериментальные задачи на расчет различных сил, действующих на тело.
6.Контрольный мониторинг.
3.ГИДРОСТАТИКА-5 часов.
1.Ознакомление с понятиями : давление в твердых телах, закона Паскаля, давление в жидкостях. Решение качественных задач по теме.
2.Решение расчетных задач с применением формул: давление в твердых телах, давление в жидкостях.
3. Ознакомление с понятиями: сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Решение расчетных задач по теме.
4. Решение качественных задач: Закон Архимеда, условиями плавание тел, водоизмещение, осадка судна, воздухоплавание
5. Решение задач на сопоставление по теме.
4. Итоговое занятие - 1 час.
Формы обучения:
-
Лекции;
-
Уроки-проекты;
-
Работа в группа;
-
Зачетная система.
Методы обучения:
-
Метод исследования;
-
Метод обучения в сотрудничестве;
-
Метод проектов;
Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:
-
получение представлений о решении различных физических тестовых задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
-
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
-
приобретение опыта поиска информации по заданной теме, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.
Учебно - тематический план
№
п\п
Наименование разделов, блоков тем
Всего часов
Количество часов учебных занятий
теоретических
практических
1
Кинематика
5
1
4
2
Динамика
6
1
5
3
Гидростатика
5
1
4
4
Итоговое занятие.
1
1
Всего часов
17
3
14
Тематическое планирование ( 17 часов)
№ п\п
Содержание занятия
Кол. часов
Дата
Приме
чание
по плану
фактически
Кинематика 5 часов
1
Ознакомление с видами движения и их характеристиками: равномерным, неравномерным, равноускоренным, относительным движением, движением по окружности, свободное падение
1
2
Ознакомление с основными понятиями кинематики. Графический способ решения задач по кинематике.
1
3
Решение качественных задач: материальная точка, поступательное движение, относительное движение.
1
4
Аналитико-синтетический метод определения кинематических величин.
1
5
Тренинг по кинематическим уравнениям.
1
Силы природы 6 часов
6
Ознакомление с основными понятиями динамики: сила, масса, взаимодействие тел.
1
7
Решение качественных задач на законы Ньютона и их применение.
1
8
Определение силы: тяжести, упругости, трения, веса тела движущегося с ускорением.
1
9
Практическая часть. Расчет движения тела под действием силы тяжести.
1
10
Экспериментальные задачи на расчет различных сил, действующих на тело.
1
11
Контрольный мониторинг.
1
Гидростатика 5 часов.
12
Ознакомление с понятиями : давление в твердых телах, закона Паскаля, давление в жидкостях. Решение качественных задач по теме.
1
13
Решение расчетных задач с применением формул: давление в твердых телах, давление в жидкостях.
1
14
Ознакомление с понятиями: сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Решение расчетных задач по теме.
1
15
Решение качественных задач: Закон Архимеда, условиями плавание тел, водоизмещение, осадка судна, воздухоплавание
1
16
Решение задач на сопоставление по теме.
1
17
Итоговое занятие.
1
Список литературы рекомендованный для учителя
-
И.С. Сергеев "Как организовать проектную деятельность учащихся", М.:АРКТИ 2003г.
-
Кирик Л.А. Физика - 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: Илекса, 2005.
-
Домашний эксперимент по физике. 7-11 классы. Ковтунович М.Г. (2007, 207с.) (Библиотека учителя физики)
-
Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля. Семке А.И. (2007, 320с.)
-
Эксперимент в физике. Физический практикум. Шутов В.И., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. (2005, 184с.)
-
Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. - М.: Просвещение,1977г.
Список литературы рекомендованный для обучающихся
-
Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев физика: учебник для 9 кл. ср. шк. - М., -Просвещение 1994.
-
Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2005.
-
Рымкевич А.П. Физика.Задачник. 10 - 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2009.
-
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 2009.
-
Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для
учителя. - М.: Просвещение, 1987
-
Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:
Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.
-
Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией
А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 классы. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2009.
-
Книга для чтения по физике: 6-7 класс/ составитель И.Г.Кириллова.- М.: Просвещение,1978г.
-
Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку. - М.: Наука, 1979г
Интернет ресурсы
alleng.ru/edu/phys1.htm
rusedu.ru/subcat_31.html
school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30