• Преподавателю
  • Физика
  • Статья на тему: Дифференцированное обучение как адаптированная система к поурочному образованию в массовой школе

Статья на тему: Дифференцированное обучение как адаптированная система к поурочному образованию в массовой школе

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья:
Теняевой Елены Николаевны
учителя ФИЗИКИ
МАОУ СОШ №8,
г.Чайковский, Пермского край

Тема : «Дифференцированное обучение, как адаптированная система к поурочному образованию в массовой школе»

Обычно спрашивают как тот

или иной ребенок ведет себя

в коллективе.- Мы спрашиваем -

-как коллектив создает у этого

или иного ребенка высшее

психологические функции.

(Л.С. Высотский)

А прежде всего надо, чтобы знание - знало!
(Януш Корчак «Как любить детей»)

Что же надо знать, что бы понимать и с любовью учить детей? В школах России работает свыше миллиона учителей: опытные и молодые, женщины и мужчины, семейные и одинокие. Одни - в вечном творческом творчестве, другие - удовлетворенны достижением.

Каждый собственным опытом, ошибками и удачами, достижениями и трудностями вписывает свой штрих в коллективный портрет учителя нашего тысячелетия, возникающий на пороге нового, переломного момента возникновения « новый школы».

Сегодняшним детям и юношам предстоит жить в мире существенно отлично от того, в котором живут их родители и воспитали. Поэтому свои успехи в воспитании надо оценивать не столько по тому, как им удалось передать молодым свои знания, сколько по тому, сумели они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которые заведомо не было и не могло быть в жизни родительного поколения. Для педагогической теории, это разумеется не новость, что необходимо развивать индивидуальность и самостоятельность ребенка. Поэтому в нынешнее время успешны будут те преподавание, которые позволяют учитывать ( индивидуальность и самостоятельность) эти качества.
Нынешние педагоги - новаторы, использующие различные АСО (адаптированные системы образования), так же стремятся поддержать в детях как минимум - самостоятельность, как максимум - индивидуальность.
Дифференцированный подход к обучение - один из путей удовлетворения потребностей социума и качества образования, принадлежащей так же к АСО - позволяющий вырастить нового человека, способного успешно жить и функционировать в новом, черезвычайно мобильном и динамичном обществе.
В педагогической литературе толкование дифференциации идет как учет индивидуальных особенности учащихся в такой форме, когда дети формируются на основании каких-либо определенных признаков ( интересов, способностей) для отдельного обучения. ( В переводе с латинского) «дифференциация» означает разделение, расслоение на различные формы, ступени. В помощь расслоению существует раздел в психологии, который так и называется - дифференциальная психология. Раздел посвящен изучению индивидуальных и групповых психологических различий. Тогда, вроде бы, все становиться просто: разделил учеников по психологическим признакам, создал разнообразные условия обучения для различных групп с целью учета особенности контингента и обучение должно стать эффективным. Однако, нет, все это сопровождается рядом вопросов, которые неизбежно возникают у учителей, занявшимся дифференцированным обучением.
Во-первых, надо сражу честно разделить два дополняющих друг друга понятий «индивидуализация» и «дифференциация». «Дифференциация» - организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся. А вот под «индивидуализацией» понимают учет личных особенностей каждого ученика. В первом случаи в расчет берутся групповые, во-втором личностные особенности каждого. Хотя в педагогическом опыте отличается часто сливание этих понятий, видимо за счет того, что при дифференциации групп остаются личности учащихся, которые хотят заниматься индивидуально - самостоятельно. Тогда здесь присутсвует уже личностно-индивидуальный подход к обучению.
Во-вторых, как лучше разделить учащихся: на сколько долго; по способностям, интересу школьника или еще каким-то параметрам, чтобы обучение было наиболее эффективным .

Простой педагогический эксперимент я провёла в 8-х классах по теме « Силы » или «Математический аппарат физики в применении к теме «СИЛЫ» Без понятия вектора тогда нельзя было давить понятия силы. Тогда обязательными условиями было, чтобы все до одного усвоили это понятие и научились складывать их. Учащимся было дано столько заданий, чтобы тот усвоил это понятие и умел складывать вектора, найти результирующую силу. Успешные ученики через 2-3 задачи усвоили материал, не успешным потребовалось до 8-9 задач (по довольно простым понятиям, при более сложных задачах, очевидно разброс в уровне усвоения знаний одного и того же класса будет ещё больным!) Мой эксперимент так же нашёл подтверждения у З.И.Калмыковой ( учителя московской школы) Экспериментальные исследования на уроке физики в «6-ом классе при введении « Давление» Учащихся для полного усвоения нового материала потребовалась разное время. Одни учащиеся начали решать задачи, сразу стали решаемы. Другим потребовалось 10-20 задач, а третьим до 100. Одним из требований учителя и условием эффективности было обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися. Можно себе представить, сколько уроков нужно дать ещё учителю, чтобы обучающийся 2 и 3 группы усвоили материал? Он и рад бы с ними познакомится, но подгоняемый программами идёт дальше, приступая к изучению новой темы.

Этот эксперимент и многие другие, так же говорят о широком разбросе индивидуальных различий учащихся. Каждый учитель, проработав в школе хотя бы один год, увидит, что нет одинакового подхода к его ученикам. И здесь возникает сложная проблема, как обыкновенному учителю учесть все плюсы и минусы психодиагностики и сделать обучение оптимальным для каждого? В массовой школе, где у каждого учителя сотни учеников сделать это очень сложно.
Традиционные программы, учебные планы, учебники и дидактические материалы, методы и формы, являясь одинаковыми для всех, отодвигают на задний план изучение и учет индивидуальных особенностей школьников.
Решить проблему более менее положительно можно за счет , если быть точным в терминах, внешней и уровневой дифференциации.
Сегодня во многих школах страны уже в первом классе учащихся разделяют по потокам, ускоренного обучения, повышенного внимания, коррекции, выравнивания. Правда такой подход вызывает немало нареканий. Считается, что такое разделение вызывает снобизм у сильных обучающихся и чувство неуверенности, может даже неполноценности у других. Таким образом, жесткая дифференциация особенно с длительным пребыванием в таких классах имеет не только плюсы, но и минусы.
Несомненно, что насыщенность урока большим объемом и сложностью материала способствует активизации и развитию одаренных учащихся. Так же уход «звездочек» лишает образцов в учении. Мое мнение все-таки совпадает с И.С.Якиманской (г.Казань): «На начальном этапе обучения целесообразно создать разнообразную образовательную среду, чтобы ребенок смог проявить свои способности и предпочтения во всех сферах деятельности. А затем уже где-нибудь в 8-х классах, когда способности и интересы учащихся четко обозначатся, можно проводить уровневую и профильную дифференциацию.
Смысл состоит в том, чтобы адаптировать образовательный процеесс к познавательным возможностям каждого, предъявить соответственно его уровню развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения.
Организационную сущность можно представить в виде модели, которую я отрабатываю на моих уроках.

Учитель объясняет и обучает всех обучающихся фронтально.

Учитель работает индивидуально

Обучающиеся работают самостоятельноВ этой модели учитель часть времени как всегда работает со всеми детьми в классе, обучая их, затем, отводит время на уроке для самостоятельной работы каждого обучающегося. Эффективность работы будет выше, если учитель не просто наблюдает, а работает индивидуально. Вот тут можно включить все многообразие форм и методов индивидуальной работы со школьником.
Являясь инвариантной основой процесса обучения, такая общая модель позволяет конструировать разнообразные конкретные возможности обучения на всех уровнях системы непрерывного обучения. Для школы - это создание определенных структур уроков, дающих обучающимся возможность на каждом последующем уроке продолжать свою образовательную деятельность, трансформирующуюся в зависимости от индивидуальных способностей и потребностей каждого из них.
Для каждого ребенка это будет своя работа по освоению ЗУН в своем темпе. В идеале это может быть индивидуальный проект, желательно интегрированный с другими предметами, для создания общей картины мира и в дальнейшем реализации своих способностей в нем.

Индивидуальные особенности обучающихся.

Я в своей работе разделила по тем коитериям которые должны вести к успешности нашего обучаемого: это - обучаем ребенок или нет, остальное детали, - например, как его научить и работоспособен или нет. Из этих простейших критериев дифференцирование может выглядеть так:

Обучаем?

да

нет

Работоспособен

1 группа

3 группа

Не работоспособен

2 группа

4 группа

Если дифференциацию разделять :
а) в уровне работоспособности : высокая, средняя, низкая,( это показатель принадлежности обучаемого к определенному типу нервной системы, дети со слабой нервной системой выполняют работу дольше, но обстоятельней, чтобы чувствовать себя уверенно)
б) в уровне обучаемости : так же высокий низкий средний,
в) в типах мышления : практико-ориентированные, наглядно-образное и словесно-логическое.

И знать, что в реальной жизни присутствует все три вида мышления и процесс должен быть направлен на развитие каждого из них. Моя таблица становится оправданной, т.к. типы мышления будут запущены для всех, то остается первые два а и б, которые и отражены в таблице.
Эту табличку можно держать в голове и интуитивно разделив класс на группы, дать им соответствующее задание, желательно удерживая в поле зрения всех своих учеников, и примерно разделяя на группы:

1 группа - понимают материал сразу, хорошо обучаемы и работоспособны, способны сами учиться.(группа Учащиеся)

2 группа - понимают материал не сразу, им необходимо время, их надо учить.(группа Ученики)

3 группа - к этой группе можно отнести всех сомневающихся, вечно задающих вопросы. В этой группе лучше давать делать все своими руками. (группа Моторчики)

4 группа - сюда можно отнести тех, кто либо не понимает по предмету ни чего, либо не хочет. Таким детям лучше снизить уровень притязаний, потому, что для них требования к выполнению заданий по предмету в школьной программе будут завышены. Задания должны быть посильные с постепенным усложнением, желательно то, что нравится, чтобы создать положительные эмоции и ситуацию успеха. (группа Тормоза)

Ну, а дальше работа строится в классе по мере возможности развития каждого, лучше для этого сделать план контроля . Например, план контроля для обучающихся 7 класса 1 четверти выглядит так:

*Знать и уметь объяснять понятия:

1.Что такое физика?

2.Агрегатные состояния веществ.

3.Диффузия.

4.Механическое движение и его виды.

5.Инерция. Масса. Плотность.

6.Закон взаимодействия.

7. Сила. Виды сил.(тяжести, упругости, вес, гравитации, выталкивания из среды). Чем отличается вес от силы тяжести?

*Уметь :

1. Решать задачи по темам : Движение. Плотность

2.Слагать силы, направленные по одной прямой.

3.Измерять с помощью динамометра.

4.Определять плотность с помощью мензурки

5.Градуировать пружину в ньютонах.

6.Определять цену деления прибора

*Домашнее задание: Упр.1,2,3(1-3); Упр.5,6+Задание 4(1);Упр.7; Упр.9-11(1,3); Упр.14; Упр.16-19(1,2)

*Зачет:
-По теории(вопросы выше - даются на группу или письменно фронтально)

-По задачам - даются 2-3 задачи по пройденным темам подобные домашним

-По умениям - даются 2 задания (нужно показать на практике или рассказать, описать явление)

Имея в тетради план самоконтроля, обучающиеся чувствуют себя уверенней и в любое время смогут обратиться к нему, чтобы увидеть, где у него имеются пробелы и вовремя их ликвидировать. График контроля удобней соотнести с планом самоконтроля, кроме самостоятельных, контрольных и лабораторных работ, тогда он хорошо ложится в поурочный контроль и журнал класса. Тогда не надо делать отдельных карточек учета - можно записывать темы и выставлять оценки сразу в журнал.

Ф.И.О.

Терия 1тема

Упр.1-3(1,2,3)

Теория 2 тема

Упр. 5-7,9 (1,2)

Теория 3 тема

СК

Зачет

К.р.

Л.р.

Итог за 1 чет.

Арнаутов Слава

4

5

-

3

4

4

4

3

5

4

Волкова Елена

4

-

4

-

3

4

-

4

-

-

Гайганова Юлия

2

3

4

3

2

3

3

3

4

3

В заключение, хотелось бы добавить, что такая дифференциация, если она такая, - то работает в основном на сильных и на слабых обучающихся. Уровень подготовки сильных не снижается, но и число их не увеличивается. Для их более индивидуального развития не хватает времени, либо информации по предмету, так как мы являемся заложниками классно-урочной системы и четкого следования программам, датам и темам. Вот тут, когда уже возникнут все предпосылки того, что необходимо выходить за рамки учебного процесса, можно и нужно создавать учебные проекты. В этом случае обучающийся сам решает, какие рамки ему, кроме обязательных, поставить, возможно, и выходящие за пределы учебного материала, так как возникают из потребности школьника. Выйдя за рамки классно-урочной системы - дифференциация будет осуществляться наиболее полно.
Наиболее удобное время и место для осуществления проектов - это в конце года, в профильных лагерях, во внеурочной деятельности. Конечно, можно постараться и сделать это во время учебного процесса, но это должно каким-то образом выходить на внеурочное время для работы с индивидуальными развивающими программами, для перехода из одной группы в другую, для углубленного изучения материала сильных ребят и т.д.

© 2010-2022