Рабочая программа по физике для 7 класса к УМК А. В. Перышкина

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


г. Новошахтинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 4

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 4

Приказ от _28.08.2015 № _

_____________/ ______________/

Подпись Ф.И.О.


Рабочая программа

По физике

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) основное общее, 7 класс

Количество часов 69

Учитель: Камбулова Татьяна Валерьевна

Программа разработана на основе

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009.



Содержание



  1. Пояснительная записка.

Статус программы

Рабочая программа по физике за курс 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по физике федерального базисного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, авторской программы (А.В. Перышкин).


  1. Стандарта основного общего образования по физике;

  2. Примерных программ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  3. Примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2009 г. (Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения);

  4. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении обязательного минимума содержания образования. Основная школа. Раздел «Физика»;

  5. Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в обр. процессе в обр. учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих гос. аккредитацию на 2015/2016 учебный год;

  6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  7. Согласно приложению №1 к письму минобразования РО от 08.08.2014 №24/4.1.1-4851/14.

Обоснование актуальности курса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Ведущая идея курса физики в 7 классах - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять научные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

  • воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры.

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций.

Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:

  • Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания. Материал изучаемого курса можно рассматривать как абсолютно новый для учащихся, хотя к началу 7 класса учащиеся уже имеют первоначальные знания о веществе, о природных явлениях и процессах.

  • Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный (продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).

  • Идея системного подхода. Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый уровень.

  • Принцип интегративного подхода в образовании. Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач

Требования к уровню подготовленности учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется спецификой содержания физического образования.

Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания.

Контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения

К началу 7 класса учащиеся из курса природоведения уже имеют первоначальные сведения о природе некоторых явлений, строении вещества, понятиях физических величин, способах их измерений. Это способствует выработки специальных знаний и умений, необходимых при изучение систематического курса физики основной школы.

Учащиеся 7 класса обладают следующими ЗУН:

Предметно-информационная составляющая:

  • имеют представление о многообразии тел, веществ

Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • определяют физические величины, характеризующие различные физические тел: температура

  • используют элементы естественнонаучной лексики

Ценностно-ориентационная составляющая:

  • имеют уверенность в способности освоения необходимого для самореализации и самоутверждения в этом возрасте

  • осознают ценность основных навыков безопасного поведения в повседневной жизни

Условия реализации программы.

Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками, электронными образовательными ресурсами. Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.1178-02.

Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, что позволяет реализовать программу основного общего образования по физике в полном объеме.

Сокращения, используемые в рабочей программе:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом УПЗУ - урок применения знаний и умений

СР - самостоятельная работа КР - контрольная работа


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


  1. Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 7 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.


  1. Содержание учебного предмета.

Физика и физические методы изучения природы.

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты:

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Механические явления.

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость.

Явление инерции.

Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести.

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Лабораторные работы:

Определение цены деления измерительного прибора.

Определение размеров малых тел.

Измерение массы тела.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Измерение архимедовой силы.

Исследование условий плавания тела.

Исследование условий равновесия рычага.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Тепловые явления

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации:

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.


  1. Тематическое планирование курса физики

(68 часов)

Физика и физические методы изучения природы (4 ч);

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч);

Взаимодействие тел (22 ч);

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч);

Работа, мощность, энергия (12 ч);

Итоговое повторение (3 ч).

Дополнение к данному разделу - см. таблицу раздела 6 «Календарно-тематическое планирование».


  1. Календарно - тематическое планирование

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Формируемые УУД, характеристика деятельности учащихся

Тип урока

Способ проверки достиже-ния

Оборудование

Знать

Уметь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Физика и физические методы изучения природы 4 часа

1

Вводный инструктаж. Что изучает физика. Некоторые физические термины.

04.09.2015

Что такое физика и что она изучает.

Некоторые физические термины.

.

Различать физические термины.

Применять их на практике.

УОНМ

Портреты физиков, железо, пластмасса, термометр, гиря на верёвочке и пр.

2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин.

07.09.2015

Способы получения знаний

Что такое физические величины и что такое СИ.

Измерять физические величины.

Определять цену деления.

УОНМ

УПЗУ

Динамометр. Набор грузов по механике.

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

11.09.2015

Точность и погрешность измерений.

Определять точность и погрешность измерений.

УОНМ

УПЗУ

Линейка, мензурка, термометр.

4

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

14.09.2015

Значение физики в технике.

Измерять физические величины с учетом погрешности

УПЗУ

Мензурка, пробирки, колбы, стаканы, емкость с водой

Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов

5

Строение вещества. Молекулы.

18.09.2015

Из чего состоят вещества.

Что такое молекула и ее свойства.

Схематически описывать молекулы воды.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Модели молекул воды, воздушный шарик.

6

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел».

21.09.2015

Материал темы «Строение вещества. Молекулы».

Выполнять измерения способом рядов.

УПЗУ

Линейка, дробь (или горох), иголка.

7

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

25.09.2015

Что такое диффузия.

Как взаимодействуют между собой молекулы.

От чего зависит сила этих взаимодействий

Применять основные положения МКТ для объяснения явления диффузии в жидкостях, газах и твёрдых телах.

Приводить примеры взаимодействий.

Объяснять, почему одни тела взаимодействуют так или иначе.

УОНМ

УПЗУ

СР

Духи, набор пробирок, вода обычная, вода крашенная.

Пластилин, вода, две пластины (пластмасс).

8

Агрегатные состояния вещества.

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

28.09.2015

Состояния вещества и различия в молекулярном строении этих состоянии.

Различать состояния вещества визуально.

Различать состояния вещества, используя рисунки.

УОНМ

Физический диктант

Вода, набор пробирок, горелка, олово.

9

Контрольная работа №1по теме: «Строение вещества».

02.10.2015

Материал первой главы.

Применять теорию на практике.

КР

Карточки с заданиями.

10

Резерв времени 1ч

05.10.2015


Взаимодействие тел 22 часа

11

Механическое движение.

09.10.2015

Что такое механическое движение.

Что такое относительность движения.

Что такое путь и траектория.

Основные единицы пути.

Описывать траекторию и путь на доске, используя собственный пример.

УОНМ

Шарик.

12

Равномерное и неравномерное движение.

Скорость. Единицы скорости.

12.10.2015

Виды движения.

Что такое скорость и его единицы измерения.

Различать виды движения.

Находить скорость тела по формуле.

УОНМ

УПЗУ

СР

Тележка с капельницей, наклонная поверхность, металлический шарик, воздушный шарик.

13

Расчёт пути и времени движения.

16.10.2015

Формулы нахождения пути и времени движения.

Находить путь и время, используя формулы.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Карточки с заданиями.

14

Инерция.

19.10.2015

Материал «Равномерное и неравномерное движение».

Явление инерции.

Доказывать, что движения равномерное.

Объяснять явление инерции.

УОНМ

УПЗУ

Стеклянная трубка, миллиметровая линейка, ластик, бумажные ленты, метроном.

Металлический шарик, желоб, песок, брусок деревянный.

15

Взаимодействие тел. Масса тела.

Единицы массы.

23.10.2015

Понятие массы тела.

Особенности взаимодействия тел.

Единицы измерения массы.

Выражать единицы измерения.

УОНМ

УПЗУ

СР

Две тележки разной массы, Упругая пластина, нить, рычажные весы, набор гирь.

16

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

26.10.2015

Материал «Масса тела».

Измерять массу тела на рычажных весах.

УПЗУ

Весы, гири, различные предметы.

17

Плотность вещества.

30.10.2015

Что такое плотность.

Ее физический смысл.

Формулу для определения плотности.

Применять формулу на практике.

Пользоваться таблицей.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Весы, тела равного объёма, но разной плотности.

18

Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела».

09.11.2015

Материал «Плотность вещества».

Измерять объём тела.

УПЗУ

Цилиндр, пустой сосуд, набор твёрдых тел, небольшая бутылочка.

19

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела».

13.11.2015

Материал «Плотность вещества».

Определять плотность твёрдого тела

УПЗУ

Весы с гирями, измерительный цилиндр с водой, тело на нити.

20

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

16.11.2015

Формулы для нахождения массы и объёма по его плотности.

Выводит формулы.

Применять формулы на практике.

УОНМ

УПЗУ

Линейка, тела правильной формы.

21

Решение задач по теме: «Плотность вещества»

20.11.2015

Материал «Расчёт массы и объёма тела по его плотности».

Формулы.

Применять формулы на практике.

УПЗУ

СР

Плакаты с формулами и единицами измерений в СИ.

22

Контрольная работа №2 по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

23.11.2015

Материал по второй главе.

Формулы.

Применять формулы на практике.

КР

Карточки с заданиями.

23

Сила.

27.11.2015

Что такое сила.

От чего зависит результат действия силы на тело.

Указывать направление вектора силы.

Приводить различные примеры.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Брусок. Горизонтальная опора. 2-3 шара разного объёма и массы.

24

Явление тяготения.

Сила тяжести.

30.11.2015

Закон Всемирного тяготения.

Что такое сила тяжести.

Природу этих сил.

Указывать направление силы тяжести.

УОНМ

УПЗУ

СР

Трубка Ньютона. Шарик, подвешенный на нити.

25

Сила упругости.

Закон Гука.

04.12.2015

Закон Гука.

Природу силы упругости.

Указывать направление силы упругости.

Применять формулу Гука.

УОНМ

УПЗУ

Брусок. Упругая пластина. Шарик, подвешенный на нити. Динамометр.

26

Вес тела. Динамометр.

07.12.2015

Устройство динамометра.

Физический смысл веса тела.

Различие веса тела от силы тяжести.

Применять формулу при решении задач.

Указывать направление веса тела.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Динамометр. Набор грузов. Нитка. Различные предметы разных масс.

27

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины. Измерение сил динамометром».

11.12.2015

Материал темы «Вес тела. Динамометр».

Измерять силу с помощью динамометра.

УПЗУ

Динамометр, набор грузов, штатив с муфтой, лапкой и кольцом.

28

Сложение двух сил, направление по одной прямой. Равнодействующая сила.

14.12.2015

Смысл равнодействующих сил.

Складывать силы.

УОНМ

УПЗУ

Деревянный брусок. Горизонтальная опора.

29

Центр тяжести тела.

18.12.2015

Что такое центр тяжести

Определять центр тяжести

УОНМ

Набор гирь, штатив с муфтой, линейка с отверстиями.

30

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

21.12.2015

Определение силу трения.

Причины трения.

Использование трения в технике.

Приводить примеры трения из обыденной жизни.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Динамометр. 2-3 бруска. Тележка. Набор грузов. Песок.

31

Контрольная работа №3 по теме «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила».

25.12.2015

Материал «Сложение двух сил, направление по одной прямой. Равнодействующая сила».

Решать задачи.

Применять теорию на практике.

КР

Карточки с заданиями.

32

Резерв времени 1ч

28.12.2015


Давление твердых тел, жидкостей и газов 21 час

33

Давление. Единицы давления.

11.01.2016

Что такое давление.

Способ его нахождения.

Единицы давления.

Пользоваться формулой и применять на практике.

УОНМ

2 дощечки с гвоздями остриём наружу, набор грузов, динамометр.

34

Способы увеличения и уменьшения давления.

15.01.2016

Какими способами можно увеличивать и уменьшать давление

Как измерять давления твердых тел на опору

Приводить примеры уменьшения и увеличения давления в быту.

35

Давление газа.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

18.01.2016

Природу возникновения давления на стенки сосуда.

Физический смысл закона Паскаля.

Как осуществляется передача давления в жидкостях и газах.

Объяснять опыты.

Объяснять явления, описанные в книге.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Воздушный шарик, пипетка. Резиновая груша.

Шар Паскаля.

36

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

22.01.2016

Общие принципы давления в жидкости и газе.

Как рассчитывается давление жидкости на стенки сосуда.

Применять формулу при решении задач.

УОНМ

УПЗУ

СР

Карточки с заданиями.

37

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».

25.01.2016

Основные определения и формулы по данной теме.

Применять данные формулы при решении задач.

УПЗУ

Карточки с заданиями.

38

Сообщающиеся сосуды.

29.01.2016

Смысл равенства давлений в сообщающихся сосудах.

Уметь проводить опыт.

УОНМ

Физический диктант

Сообщающиеся сосуды.

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

01.02.2016

Что такое вес воздуха, атмосферное давление.

Почему существует оболочка воздушная Земли.

Находить вес воздуха, зная объём.

УОНМ

Карточки с заданиями.

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

05.02.2016

Как измеряется атмосферное давление.

Смысл опыта Торричелли.

Пользоваться барометром.

УОНМ

УПЗУ

Таблица «Опыт Торричелли».

41

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

08.02.2016

Что такое барометр-анероид.

Как он устроен и работает.

Пользоваться этим прибором.

УОНМ

УПЗУ

Барометр. Таблица «Схема устройства барометра».

42

Манометр. Проверочная работа по теме «Атмосфера. Атмосферное давление».

12.02.2016

Что такое манометр.

Как он устроен и работает.

Пользоваться этим прибором.

УОНМ

УПЗУ

Таблица «Устройство манометра». Модель манометра.

43

Гидравлический пресс.

15.02.2016

На чём основана работа гидравлического пресса.

Его устройство и работа.

Рассказывать технологию работы данного устройства.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Модель гидравлического пресса.

44

Решение задач по теме «Атмосферное давление».

19.02.2016

Материал по теме «Атмосферное давление».

Пользоваться основными формулами при решении задач.

УПЗУ

Каточки с заданиями.

45

Поршневой жидкостный насос.

22.02.2016

Что такое поршневой жидкостный насос.

Как он устроен и работает.

Рассказывать технологию работы данного устройства.

УОНМ

СР

Модель насоса.

46

Контрольная работа №4 по теме: «Гидростатическое и атмосферное давление».

26.02.2016

Материал по теме «Гидростатическое и атмосферное давление».

Применять основные формулы и определения.

УОНМ

УПЗУ

Каточки с заданиями.

47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Архимедова сила.

29.02.2016

Как действует жидкость и газ на погруженное в них тело.

Находить эту силу.

Закон Архимеда.

Как находить данную силу.

Применять формулу при решении задач.

УОНМ

УПЗУ

УПЗУ

Физический диктант

Динамометр. Штатив. Набор грузов. Сосуд с водой. Предметы различные..

48

Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

04.03.2016

Материал по теме «Архимедова сила».

Проверять справедливость закона Архимеда.

УПЗУ

Металлические цилиндры.

49

Плавание тел.

Плавание судов.

07.03.2016

Зависимость Архимедовой силы и силы тяжести.

Основные законы, которые рассматриваются при изучении, когда плавают суда.

Определять, утонет или будет плавать тело при погружении данного тела в жидкость.

Находить объём.

УОНМ

УПЗУ

СР

Сосуд с водой. Различные тела.

Сосуд с водой. Небольшой металлический кораблик.

50

Воздухоплавание.

11.03.2016

На каких законах основано работа воздухоплаваю-щих судов.

Объяснять, почему шар взлетает и падает при определённых случаях.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Рычажные весы. Набор грузов. Воздушный шарик. Сосуд со сжатым воздухом.

51

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

14.03.2016

Материал по теме «Архимедова сила».

Проверять справедливость закона Архимеда.

УПЗУ

Металлические цилиндры.

52

Контрольная работа №5 по теме «Сила Архимеда. Плавление тел».

18.03.2016

Материал по темам «Сила Архимеда. Плавление тел».

Уметь применять формулы на практике.

КР

Каточки с заданиями.

53

Резерв времени 1ч

21.03.2016


Работа, мощность, энергия. 12 часов

54

Механическая работа. Единицы работы.

25.03.2016

Определение механическое работы.

Ее физический смысл.

Единицы измерения механической работы.

Применять формулу при решении задач.

УОНМ

УПЗУ

Карточки с заданиями для повторения.

55

Мощность. Единицы мощности.

04.04.2016

Определение мощности.

Ее физический смысл.

Единицы измерения мощности.

Применять формулу при решении задач

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Секундомер.

56

Решение задач по теме «Мощность. Единицы мощности».

08.04.2016

Материал по изученным темам 4 главы.

Применять формулы и определения при решении задач.

УПЗУ

Карточки с заданиями.

57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

11.04.2016

Понятие «Простой механизм».

Условия равновесия рычага.

Применять формулу при решении задач

УОНМ

УПЗУ

СР

Штатив, набор грузов, рычаги, блоки, динамометр.

58

Момент силы. Рычаг в технике, быту и природе.

15.04.2016

Определение момента силы и его смысл.

Примеры использования рычага в быту.

Применять формулу при решении задач

Приводить примеры использования рычага в быту.

УОНМ

УПЗУ

Карточки с заданиями.

59

Решение задач. Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

18.04.2016

Материал тем «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге» и «Момент силы. Рычаг в технике, быту и природе».

Выяснять условия равновесия рычага.

УПЗУ

Рычаг на штативе, груз, линейка.

60

Применение закона равновесия рычага к блоку.

22.04.2016

Механизмы: подвижный и неподвижный блок.

Применение закона равновесия рычага к блоку.

Чертить схемы рычагов.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Подвижный и неподвижный блок. Набор грузов. Динамометр.

61

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Коэффициент полезного действия механизма.

25.04.2016

«Золотое правило» механики.

Равенство работ при использовании простых механизмов.

Смысл КПД механизма.

Формулу для нахождения КПД.

Использовать формулы.

Применять формулу при решении задач.

УОНМ

УПЗУ

СР

Модель ворота. Наклонная плоскость. Деревянный брусок. Динамометр.

62

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия». Превращение одного вида механической энергии в другой.

29.04.2016

Что такое энергия.

Определения П. К. энергий.

Формулы для их нахождения.

Смысл превращения энергий.

Применять формулы при решении задач.

Приводить примеры превращений энергий.

УОНМ

УПЗУ

Физический диктант

Карточки с заданиями.

Наклонный желоб. Шарик. Маятник. Мяч.

63

Лабораторная работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости».

06.05.2016

Материал темы «Коэффициент полезного действия механизма».

Определять КПД наклонной плоскости.

УПЗУ

Наклонная плоскость. Линейка. Набор грузов.

Динамометр

64

Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность. Простые механизмы. Механическая энергия».

13.05.2016

Материал 4 главы.

Решать задачи на разные темы с использованием различных формул

КР

Карточки с заданиями.

65

Резерв времени 1ч

16.05.2016


Итоговое повторение 3 ч

66

Итоговая контрольная работа

20.05.2016

Материал курса физики за 7 класс.

Решать задачи.

Приводить примеры.

КР

Карточки с заданиями.

67

Резерв времени 1ч

23.05.2016


68

Резерв времени 1ч

27.05.2016




  1. Календарный график проведения контрольных и лабораторных работ.

Календарный график проведения контрольных работ

Контрольная работа по теме:

Дата проведения

1

Строение вещества.

02.10.2015

2

Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества

23.11.2015

3

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила

25.12.2015

4

Гидростатическое и атмосферное давление

26.02.2016

5

Сила Архимеда. Плавление тел

18.03.2016

6

Работа и мощность. Простые механизмы. Механическая энергия

13.05.2016

7

Итоговая контрольная работа

20.05.2016

Календарный график проведения лабораторных работ

Лабораторная работа по теме:

Дата проведения

1

Определение цены деления измерительного прибора

14.09.2015

2

Определение размеров малых тел

21.09.2015

3

Измерение массы тела на рычажных весах

26.10.2015

4

Измерение объёма тела

09.11.2015

5

Определение плотности твердого тела

13.11.2015

6

Градуирование пружины. Измерение сил динамометром

11.12.2015

7

Измерение выталкивающей силы

04.03.2016

8

Выяснение условий плавания тела в жидкости

14.03.2016

9

Выяснение условия равновесия рычага

18.04.2016

10

Определение КПД наклонной плоскости

06.05.2015



  1. Банк контрольных работ

Контрольная работа № 1 по теме «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА»

Вариант 1

  1. Есть какие-либо различия в составе и объеме молекул льда и воды?

  2. Почему влажные изделия из цветной ткани не рекомендуется держать вместе с изделиями из белой ткани?

  3. На чем основана так называемая холодная сварка металлов, когда две металлические пластины приводят в соприкосновение под большим давлением?

  4. Как можно простейшим способом измерить примерный диаметр молекулы вещества?

Вариант 2

  1. Почему в мощных гидравлических машинах иногда на стенках толстостенных стальных цилиндров выступают капельки масла, которыми заполняются эти цилиндры?

  2. Почему дым из заводской трубы или выхлопной трубы автомобиля даже в безветренную погоду через некоторое время перестает быть видимым?

  3. Зачем стеклянные пластины при транспортировке прокладывают бумажными листами?

  4. Что общего и в чем различие в свойствах тела в твердом и жидком состоянии?

Контрольная работа № 2 по теме: «МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. МАССА ТЕЛА. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА»

Вариант 1

1. В каком случае движение тела называют равномерным? График пути при равномерном движении.

  1. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?

  2. Сколько штук кирпичей размером 250x120x60 мм привезли на стройку, если их общая масса составила 3,24 т? Плотность кирпича составляет 1800 кг/м.

  3. Алюминиевая деталь имеет массу 675г. Каков ее объем? Плотность алюминия составляет 2700 кг/м .

5. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?

Вариант 2

  1. За 2,5 часа мотоциклист проделал путь 175 км. С какой средней скоростью двигался мотоциклист?

  2. Имеется 96 т нефти. Сколько железнодорожных цистерн, вместимостью 60 м3 каждая, потребуется для перевозки этой массы нефти? Плотность нефти составляет 0,8 г/см3 или 800 кг/м3.

  3. Велосипедист первые 2 км проехал за 10 минут, а следующие 4 км - за 30 минут. Найдите среднюю скорость движения велосипедиста.

  4. В каком случае движение тела называют неравномерным? Напишите формулу для расчета средней скорости движения тела.

  5. Почему при повороте автобуса пассажиры отклоняются в сторону, противоположную повороту? В какую сторону отклоняются пассажиры при повороте автобуса влево? вправо?

Контрольная работа № 3 по теме: «СЛОЖЕНИЕ ДВУХ СИЛ, НАПРАВЛЕННЫХ ПО ОДНОЙ ПРЯМОЙ. РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛА»

Вариант 1

  1. Сила. Единицы силы. Как измерить силу?

  2. Судно буксирует три баржи, соединенные последовательно одна за другой. Сила сопротивления воды для первой баржи 9000 Н, для второй - 7000 Н, для третьей - 6000 Н. Сопротивление воды для самого судна 11 кН. Определите силу тяги, развиваемую судном при буксировке этих барж, считая, что баржи движутся равномерно.

  3. Парашютист, масса которого 75 кг, равномерно опускается вниз. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на него (считать g = 9,8 Н/кг)?

  4. Действует ли сила тяготения между космонавтом и Землей в условиях невесомости?

Вариант 2

  1. Сила трения. Причины возникновения трения.

  2. Мяч, спокойно лежавший на столе в купе вагона при равномерном движении поезда, покатился назад, т. е. против направления движения поезда. Какое изменение в движении поезда произошло? Ответ поясните.

  3. Почему с разбега можно прыгнуть дальше, чем без него?

  4. Тепловоз массой 125 т тянет два вагона массой 25 т и 30 т. Считая силу сопротивления движению равной 0,15 веса, определите силу тяги двигателя тепловоза (g = 9,8 Н/кг).

  5. Вес тела. Невесомость.

Контрольная работа № 4

ГИДРОСТАТИЧЕСКОЕ И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Вариант 1

  1. Одинаковое ли давление мы оказываем на карандаш, затачивая его тупым и острым ножом, если прилагаемое усилие одно и тоже?

  2. Мальчик сорвал лист с дерева, приложил его ко рту, и, когда втянул в себя воздух, лист лопнул. Почему?

  3. Какое давление на пол оказывает кирпич, масса которого 5 кг, а площадь большой грани 30000 мм2 (считать g = 9,8 Н/кг)?

  4. Давление. Единицы давления.

  5. Устройство металлического манометра.

  6. Какое давление оказывает гранитная колонна объемом 20 м, если ее высота равна 12 м? Плотность гранита составляет 2600 кг/м3 (считать g = 9,8 Н/кг).

Вариант 2

  1. Из баллона выпустили половину газа. Как изменилось в нем давление? Почему?

  2. Устройство барометра-анероида.

  3. Двухосный прицеп с грузом имеет массу 3,5 т. Какое давление он оказывает на почву, если площадь соприкосновения одного колеса с дорогой составляет 40 см2 (считать g = 9,8 Н/кг)?

  4. Вычислите давление, производимое четырехосным вагоном массой 42 т, если площадь соприкосновения каждого колеса с рельсом 4 см2 (считать g = 9,8 Н/кг).

  5. В легковую автомашину сели три пассажира. Изменилось ли давление автомобиля на дорогу? Изменилось ли давление в камерах колес автомобиля? Ответ поясните.

  6. Свойство сообщающихся сосудов.

Контрольная работа № 5

СИЛА АРХИМЕДА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ

Вариант 1

  1. Определите давление воды на глубине 120 м. Плотность воды составляет 1000 кг/м3 (считать g = 9,8 Н/кг).

  2. Березовый и пробковый шар плавают на поверхности пруда. Какой из них будет погружен в воду глубже? Почему? Плотность березы составляет 650 кг/м3, пробкового дерева- 220-260 кг/м3.

  3. Судно, погруженное в пресную воду до ватерлинии, вытесняет воду объемом 20000 м3. Вес судна без груза 60 МН. Чему равна масса груза (считать g = 9,8 Н/кг)?

  4. Закон Паскаля.

  5. Почему горящий бензин и керосин нельзя тушить водой?

  6. Почему у машин-вездеходов (внедорожников) делают колеса с более широкими покрышками?

Вариант 2

  1. Причины существования атмосферного давления.

  2. Пробковый спасательный круг плавает на поверхности воды. Какие силы действуют на него? Изобразите эти силы графически.

  3. Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой деревянный брусок (дерево - ель) массой 400 г? Плотность ели составляет 600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3 (считать g = 9,8 Н/кг).

  4. Каково давление морской воды на глубине 5 км? Плотность морской воды составляет 1030 кг/м3 (считать g = 9,8 Н/кг).

  5. Какую функцию выполняет плавательный пузырь у рыб?

  6. Лыжник массой 80 кг идет на лыжах. Длина каждой лыжи 1,5 м, а ширина 12 см. Какое давление спортсмен оказывает на снег?

Контрольная работа 6

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Вариант 1

  1. Механическая работа и единицы ее измерения.

  2. Мощность, развиваемая двигателем автокрана, составляет 6 кВт. Какова масса груза, который он может поднять на высоту 8 м за 45 с, если коэффициент полезного действия установки составляет 80%? Какая при этом совершается полезная работа (считать g = 9,8 Н/кг)?

  3. Два мальчика одинаковой массы поднимаются по лестнице на второй этаж, причем один из них идет медленнее второго. Что можно сказать о мощности, развиваемой ими при подъеме, и работе, совершенной ими?

  4. При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 500 Н, а на большее плечо - 40 Н. Длина меньшего плеча - 8 см. Какова длина другого плеча? Весом рычага пренебречь.

  5. «Золотое правило» механики.

  6. Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс, если площади малого и большого его поршней соответственно равны 6 и 300 см2? Усилие на малый поршень передается при помощи рычага, плечи которого составляют 8 и 32 см.

Вариант 2

  1. Мощность и единицы ее измерения.

  2. При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 500 Н, а на большее плечо - 20 Н. Длина меньшего плеча - 4 см. Какова длина другого плеча? Весом рычага пренебречь.

  3. Строительный рабочий с помощью подвижного блока поднимает вверх бадью с раствором. Рабочий тянет веревку с силой 200 Н. Какова масса поднимаемой бадьи с раствором (считать g = 9,8 Н/кг)?

  4. Ведро воды из колодца первый раз подняли за 15 с, а в другой раз - за 20 с. Что можно сказать о величине работы, совершенной в обоих случаях? о величине мощности, развиваемой в обоих случаях?

  5. Простые механизмы, их использование на практике.

  6. Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс, если площади малого и большого его поршней соответственно равны 6 и 300 см2? Усилие на малый поршень передается при помощи рычага, плечи которого составляют 8 и 32 см.

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

  1. При равновесии рычага на его меньшее плечо действует сила 500 Н, а на большее плечо - 20 Н. Длина меньшего плеча - 4 см. Какова длина другого плеча? Весом рычага пренебречь.

  2. В легковую автомашину сели три пассажира. Изменилось ли давление автомобиля на дорогу? Изменилось ли давление в камерах колес автомобиля? Ответ поясните.

  3. Парашютист, масса которого 75 кг, равномерно опускается вниз. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на него (считать g = 9,8 Н/кг)?

  4. Как можно простейшим способом измерить примерный диаметр молекулы вещества?

  5. Сила трения. Причины возникновения трения.

Вариант 2

  1. Два мальчика одинаковой массы поднимаются по лестнице на второй этаж, причем один из них идет медленнее второго. Что можно сказать о мощности, развиваемой ими при подъеме, и работе, совершенной ими?

  2. Определите давление воды на глубине 120 м. Плотность воды составляет 1000 кг/м3 (считать g = 9,8 Н/кг).

  3. Мяч, спокойно лежавший на столе в купе вагона при равномерном движении поезда, покатился назад, т. е. против направления движения поезда. Какое изменение в движении поезда произошло? Ответ поясните.

  4. Что общего и в чем различие в свойствах тел в жидком и газообразном состоянии?

  5. Алюминиевая деталь имеет массу 675г. Каков ее объем? Плотность алюминия составляет 2700 кг/м3 .



  1. Учебно-методический комплекс

Перечень литературы по физике для учащихся.

  1. Пёрышкин А.В. «Физика 7 класс».- М.: Дрофа, 2007- 192с.

  2. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. «Вопросы и задачи по физике». - М.: Высшая школа, 1990.-256с.

  3. Шевцов В.А. «Решение задач разных типов по физике».- Волгоград, Учитель, 1999.-73с.

  4. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике в 7-8 классах».- М.: Просвещение, 1994.- 191с.

Перечень учебно-методического и дидактического сопровождения.

Учебники:

  1. Пёрышкин А.В. «Физика 7 класс».- М.: Дрофа, 2007- 192с.

Справочные пособия:

  1. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы».- М.: Просвещение, 1983- 192с.

  2. Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике для 9-11 классов общеобразовательных школ».М.: Просвещение, 1996- 256с.

Комплекты проверочных работ:

  1. Карточки для самостоятельной работы учащихся на уроке.

  2. Тестовые задания.

  3. Контрольные работы.

Сборники тестов, задач и упражнений.

  1. Гельфгап И.М., Гендештейн Л.Э., Кирик Л.А. « 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями». - М.: Гимназия, 1999-350с.

  2. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. «Сборник задач по физике».- М.: Наука, 1975 -415с.

  3. Шаскольская М.П., Эльцин И.А. «Сборник избранных задач по физике».- М.: Наука, 1974-222с.

  4. Богатин А.С. «Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике»- Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002- 256с.

Сборники контрольных и проверочных работ.

  1. Павленко Ю.Г. «Физика. Ответы на вопросы».- М.- 192с. (Серия «Экзамен»).

  2. Певзнер А.А., Дёмин В.Б. « экзаменационные билеты по физике 1999-2000».-Екатеринбург: УГТУ, 200.- 100с.

  3. Шевцов В.А. « Способы решения экзаменационных задач по физике». - Волгоград, Братья Гринины, 1996.- 58с.

Перечень литературы по физике для учителя

  1. И.П. Касаткина, Н. А. Ларцева, Т.В. Шкиль «Репетитор по физике» 1 том. - Р-Д: Феникс, 1995.- 766 с.

  2. И.П. Касаткина, Н.А. Ларцева, Т.В. Шкиль «Репетитор по физике» 2 том, - Р-Д: Феникс, 1995.- 766 с.

  3. Н.И. Гольдфарб «Сборник вопросов и задач по физике». - М.: Высшая школа, 1973.- 352с.

  4. Г.А. Бендриков, Б.Б. Буховцев «Задачи по физике для поступающих в вузы». - М.: Наука, 1987.- 400с.

  5. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 классы».- М.: Дрофа, 2001.-192с.

  6. Родина Н.А. «Световые явления».- М.: Просвещение, 1986- 32с.

  7. Орлов В. А., Ханнанов Н.К., Фадеева А.А. « Учебно - тренеровачные материалы для подготовки к ЕГЭ».- М.: Интеллект-Центр, 2003- 176с.

  8. Егорова Л.Н. « Учебное пособие. Оптика».- Саратов: Лицей, 2003- 128с.

  9. Шевцов В.А. «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. Законы Ньютона. 9-11 классы».-Волгоград: Учитель, 2005- 201с.

  10. Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. «Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы». - М.: Просвещение, 1992- 111с.

  11. Фурсов В.К. « Задачи-вопросы по физике. Пособие для учителя».-М.: Просвещение, 1977.- 64с.

  12. Кикоин И.К., Кикоин А.К. «Физика 8». М.: Просвещение, 1981- 223с.

  13. Боброва С.В. «Нестандартные уроки по физике в 7-10 классах».-Волгоград: Учитель, 2002- 55с.

  14. Родина Н.А. «Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы».- М.:-Просвещение, 1991- 128с.


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения физики ученики в 7 классе должны:

Знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах. Сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

Уметь (деятельностно -коммуникативная составляющая образованности):

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, плавание тел, механические колебания и волны, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения. Электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, периода колебания маятника от длины нити, периода колебания груза на пружине от массы груза и жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

  • решать задачи на применение изученных физических законов.

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников( учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.

  • Контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире. Рационального применения простых механизмов.

Отношение к себе (Ценностно-ориентационная составляющая образованности):

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления личности

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку

  • понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей региона.

Отношение к другим:

  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем

  • понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.

Отношение к учебной деятельности:

  • понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации

  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона

  • понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.

Отношение к миру:

  • готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания.

Содержание и формы контроля. Критерии оценивания.

Оценка выполнения заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы).

Оценка «5». Ответ содержит 90-100% элементов знаний.

Оценка «4». Ответ содержит 70-89% элементов знаний.

Оценка «3». Ответ содержит 50-69% элементов знаний.

Оценка «2». Ответ содержит менее 50% элементов знаний.

Оценка устного ответа, письменной контрольной работы

(задания со свободно конструированным ответом).



Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности


Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная


«5»

При ответе (в письменной работе) учащийся обнаружил:

Знание формул, законов, правил , понятий, понимание причинно-следственных связей, приводит примеры связи теории с практикой, умеет пользоваться учебным материалом.

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий, при этом допущена одна несущественная ошибка, исправленная по указанию учителя.

Специальные умения: умение называть и писать формулы и определения различных физических явлений и величин, и их единиц измерения.

Общеучебные умения и навыки: объяснение применения законов в различных физических явлениях и процессах, самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, аналитически мыслить , умение прогнозировать результат, умение находить информацию и ее интерпретировать.

Коммуникативные умения: умение выбрать необходимый материал, умение выдвигать гипотезы, и комментировать их, делать обобщения и выводы, умение наглядно представлять информацию.

Признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«4»

тоже, что и на оценку «5», но при этом учащийся допускает две-три несущественных ошибки, исправленные по требованию учителя.

уровень формирования специальных и общеучебных умений и навыков соответствует оценке «5», но при этом допускается два-три недочета

Коммуникативные умения: умение выбрать необходимый материал, умение выдвигать гипотезы, и комментировать их, делать обобщения и выводы, умение наглядно представлять информацию.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«3»

знание основных формул, законов, правил, понятий. Ответ содержит не менее половины элементов знаний или при полном ответе допущена одна грубая ошибка.

не менее половины элементов специальных и общеучебных умений и навыков, и при этом допущена одна существенная ошибка.

Коммуникативные умения: затрудняется в выборе необходимого материала, представлении информации в наглядном виде; ответ не аргументирован, не сделаны обобщения и выводы.

признает общественную потребность и значимость развития науки физики;

Владеет ценностными ориентациями на уровне целостной картины мира, готов занять активную целесообразную экологическую позицию

Осмысление собственного отношения к проблеме и оценка соответствующих знаний для деятельности человека.

«2»

ответ содержит менее половины элементов знаний , при этом допущено несколько существенных ошибок.

менее половины элементов специальных и общеучебных умений и навыков или допущено несколько существенных ошибок.

Коммуникативные умения: не может отобрать учебный материал, строить высказывание, наглядно представлять информацию.

не воспринимает общественную потребность и значимость развития физики, не может осознать собственного отношения к проблеме и ценность знаний для деятельности человека.


Оценка умений решать расчетные задачи.


Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценнностно-ориентационная

«5»

знаний формул, законов, понятий, понимание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи.

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена наиболее рациональным способом, при этом учащийся показал умение применять теоретические знания для решения конкретной задачи, выбрать необходимую информацию из условия задачи и его интерпретировать, составлять краткую запись, записывать формулы, сделал перевод единиц измерения физических величин

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, осознает роль физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.

«4»

знание формул, законов, понятий, понимание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи. Возможно допущение одной-двух несущественных ошибок

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом, при этом учащийся показал умение применять теоретические знания при решении конкретной задачи, выбрать необходимый материал из условия задачи и видоизменить его, составил краткую запись, правильно произвел перевод единиц измерения, и записал формулы.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, осознает роль физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.

«3»

Знание формул, законов, понятий, необходимых для решения задачи, но допущено три-четыре несущественных ошибки

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач, но при этом правильно записал формулы, применяемые для решения данной задачи..

проявляет самостоятельность и интерес при решении задач

«2»

Незнание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки

В логическом рассуждении допущены существенные ошибки, учащийся не может применять теоретические знания при решении конкретной задачи, выбрать необходимый материал из условия задачи и видоизменить его,

Не понимает роли физических расчетов на производстве, в быту и научной деятельности.


Оценка экспериментальных умений.


Оценка

Критерии оценивания по составляющим образованности

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

«5»

Во время работы и в отчете учащийся обнаружил;

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

эксперимент выполнен полностью и правильно в соответствии с планом и техникой безопасности, сделаны соответствующие измерения, расчеты и выводы, отчет сделан литературным языком с точным и правильным использованием основных физических понятий, формул.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«4»

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

эксперимент осуществлен в соответствии с планом и учетом правил техники безопасности не полностью, допущены две три не существенные ошибки при проведении измерений , сделаны соответствующие измерения и выводы. отчет сделан литературным языком с точным и правильным использованием основных физических понятий, формул.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«3»

представление о методах исследования, изучаемых в физике, знание правил техники безопасности, необходимых для проведения эксперимента, владение соответствующей терминологией, систематической номенклатурой.

Эксперемент осуществлен не менее чем на половину, допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в проведении измерений, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работ е с оборудованием, которая может быть исправлена по требованию учителя.

проявляет самостоятельность и интерес при выполнении лабораторного эксперимента, осознает его роль в познании.

«2»

Допущены существенные ошибки при выполнении эксперимента, не владеет соответствующей номенклатурой.

Эксперимент осуществлен менее чем на половину или допущены две и более существенных ошибки в ходе эксперимента, в оформлении работы, в проведении расчетов и измерений, не сделан вывод по результатам работы.

Эксперимент выполнен без заинтересованности, не может оценить его роль в познании.

Результаты обучения.

Личностными результатами обучения физике в 7 классе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг у другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в 7 классе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах . анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в 7 классе являются:

  • знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты изменений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешности результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов м теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УР

методического совета

МБОУ СОШ № 4 ____________________________

от _27.08.2015 № _

_________________________ _______________2015 года

подпись руководителя МС дата


© 2010-2022