Рабочая программа и тематическое планирование. Физика 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 1


«Согласовано»

Руководитель МО

_________ Жданова С.В..

Протокол № ___ от

«____»___________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________ Малова М.Э.

«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор


МБОУ СОШ № 1 с УИОП

__________ Минаков В.В.

Приказ № ___ от

«___»______________2014 г.



Рабочая программа учебного курса

«Физика»

для 7 класса











Составитель: Погорелова С.В.







2014-2015 учебный год







  1. Пояснительная записка


Рабочая программа для преподавания физики 7 класса составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010. В период перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты также использовалась примерная рабочая программа «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и примерная программа по учебным предметам. Физика. 7 - 9 классы: проект. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). , на основе рабочих программ по физике. 7 - 11 классы / Под ред. М.Л. Корневич. - М. : ИЛЕКСА, 2012. , на основе авторских программ (авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского) с учетом требований Государственного образовательного стандарта второго поколения.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 7 класса с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.

2.Общая характеристика учебного предмета


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых , производных и культурных потребностей человека.

Учебная программа 7 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю

Курс завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.


  1. График реализации рабочей программы по физике 7 класса


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

Уроки

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение

3

2

1

0


№1 «Определение цены деления измерительного прибора»


2

Первоначаль-ные сведения о строении вещества

6

4

1

1


№2 «Измерение размеров малых тел»

Контрольная работа № 1. «Первоначаль-ные сведения о строении вещества»

3

Взаимодейст-вие тел

23

18

4

1


№3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Контрольная работа № 2

«Взаимодейст-вие тел»

№4 «Измерение объема тела»

№5 «Определение плотности вещества твердого тела»

№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

20

16

2

2


№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Контрольная работа №3

«Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Контрольная работа №4

по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

№8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

5

Работа. Мощность. Энергия.

12

9

2

1


№9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Контрольная работа №5

«Работа, мощность, энергия»

№10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

6

Повторение

6

5


Итоговый тест


Итого

70 ч

55

10

5


При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок - тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок - самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок - лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Урок-игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.


  1. Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


  1. Система оценки


Оценка ответов учащихся


Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ


Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ


Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

6. Учебно - методический комплект


  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010

  2. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений /А.В.Перышкин.-2-е издание, стереотип.-М.:Дрофа, 2015.-221:ил.

  3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. - М.; Просвещение, 2010

  4. Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика 7-9 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 269с.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011

  6. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. - 3 -е изд.. переработ. и доп. - М.: ВАКО, 2012

  7. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7 класс. - М.: Издательство «Экзамен» 2013.

  8. Марон А.Е. Физика 7 класс: дидактические материалы. М.:Дрофа,2011.-123.

  9. Чеботарева А.В. Тесты по физике: 7 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 159с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Дата

Введение. Физика и физические методы изучения природы. 3 часа

1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика.Физика - наука о природе.

Знать: смысл понятия , физического тела, вещества, материи, явления, закона.

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

Выражать результаты в СИ.

2

Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц.

3

Лабораторная работа №1

« Определение цены деления шкалы измерительного прибора»


Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов

4

Строение вещества. Молекулы.

Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом(молекула)


Уметь: описывать и объяснять физическое явление диффузия.

5

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

8

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

9

Проверочное тестирование по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»


Взаимодействие тел. 23 часа.

10

Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения.

Знать:

-смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

Уметь:

-описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

-использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы.

- выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

- выражать величины в СИ.

11

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение.

12

Расчет скорости, пути и времени движения

13

Решение задач по теме: «Механическое движение»

14

Инерция

Понимать явление инерции, физический закон, взаимодействие;

Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила.

Уметь приводить примеры.

Знать:

-определение массы;

-единицы массы.

Уметь воспроизвести или написать формулу.

15

Взаимодействие тел. Масса

16

Решение задач по теме: «Взаимодействие тел»

17

Лабораторная работа №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах»

Умение работать с приборами при нахождении массы тела

18

Плотность вещества

Знать определение плотности вещества, формулу.

Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу

19

Лабораторная работа №4 «Измерение объема твердого тела»

Умение работать с приборами (мензурка, весы)

20

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

Умение работать с приборами (мензурка, весы)

21

Расчет массы и объем вещества по его плотности

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества

22

Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

Уметь:

-работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества;

- работать с приборами

23

Контрольная работа №1

по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества

24

Сила. Сила - причина изменения скорости

Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения.

25

Явление тяготения. Сила тяжести.

Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

26

Сила упругости. Закон Гука

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

27

Единицы силы. Связь между силой и массой тела

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела

28

Динамометр. Вес тела

Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров, а также различие между весом тела и его массой; понимают, что вес тела - величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры

29

Лабораторная работа №6

«Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.»

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора.

30

Сложение сил. Равнодействую-щая сила

Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело

31

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.

Знать определение силы трения, уметь привести примеры.

32

Контрольная работа №2

по теме

«Взаимодействие тел»


Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. 20 час

33

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса

34

Давление газа.

Давление в природе и технике

35

Закон Паскаля

Знать/понимать смысл закона Паскаля, умеют описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами

36

Давление в жидкостях и газе.


Уметь:

-объяснять передачу давления в газах и жидкостях;

-использовать физические приборы для измерения давления;

-выражать величины в СИ

37

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосудов

Рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

38

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла

Объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах

39

Решение задач по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

Уметь решать количественные и качественные задачи на расчет давления и силы давления твердых тел, а также качественных задач на давление газов

Уметь воспроизводить и находить физические величины

40

Контрольная работа №3

по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»

Объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел

Рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей

41

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления

Объяснять физические явления на основе знаний об атмосферном давлении

Измерять атмосферное давление с помощью барометра

Переводить единицы атмосферного давления

42

Измерение атмосферного давления

Опыт ТорричеллиБарометр - анероид.

43

Атмосферное давление на различных высотах Манометр.

Уметь:

-объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

-использовать физические приборы для измерения давления

44

Гидравлический пресс. Поршневой жидкостный насос.

45

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах; - использовать физические приборы для измерения давления;

- выражать величины в СИ;

-решать задачи на закон Архимеда

46

Архимедова сила

47

Лабораторная работа№7

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

48

Плавание тел. Плавание судов

49

Лабораторная работа№8

«Выяснение условий плавания тела в жидкости»

50

Воздухоплавание

Решение задач по теме: «Сила Архимеда»

51

Повторение вопросов: Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда

52

Контрольная работа №4

по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

Уметь воспроизводить и находить физические величины


Работа и мощность. Энергия. 12 часов

53

Механическая работа

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения

54

Мощность

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения

55

Решение задач на тему «Мощность и работа»

Знать определение физических величин: работа, мощность.

Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Знать устройство рычага

57

Момент силы

Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы

58

Лабораторная работа №9

«Выяснение условий равновесия рычага»

Уметь:

-проводить эксперимент и измерять длину рычага и массу грузов;

-работать с физическими приборами

59

Блоки. Золотое правило механики. Решение задач на тему «Золотое правило механики»

Знать устройство блока и золотое правило механики. Объяснять на примерах

60

КПД

Лабораторная работа №10

«Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости»

Уметь:

-проводить эксперимент и измерять длину рычага и массу грузов;

-работать с физическими приборами

61

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения

Знать:

-определения физических величин: энергия;

-единицы измерения энергии;

-закон сохранения энергии

62

Превращение одного вида механической энергии в другое

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращение

63

Решение задач на тему «Превращение одного вида механической энергии в другую»

Знать определение, обозначение, формулы работы, мощности, энергии.

Уметь решать задачи

64

Контрольная работа №5

«Работа и мощность. Энергия»

Уметь воспроизводить и находить физические величины

Повторение. 6 часов

65

Итоговый урок по изученному курсу физики 7 класса

Решение задач

Знать определения, обозначения, нахождения изученных величин

66

Административная контрольная работа №6

Формулы скорости, пути, времени движения, массы, веса тела, силы тяжести, объема, архимедовой силы, работы, мощности, давления твердого тела

67

Работа над ошибками

Уметь воспроизводить и находить физические величины

68

Урок-игра «Путешествие на остров Эврика»

69

Повторение

«Что я узнал за год»

70

Повторение

«Что я узнал за год»



© 2010-2022