- Преподавателю
- Физика
- Самоанализ деятельности социального педагога
Самоанализ деятельности социального педагога
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шабаева Д.Х. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самоанализ деятельности социального педагога
Шабаевой Д.Х. (
«Социальный педагог - соратник ребенка, и его педагогическое искусство состоит в том, чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь его в деятельность.
Социальный педагог помогает воспитаннику понять окружающий мир…»
Ю.В. Василькова.
Образование является неотъемлемой частью культуры. Именно с помощью образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. С этой точки зрения, школа - один из активных и масштабных образовательных институтов. Джон Дьюи утверждает: «…Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период». Оптимальным местом, где можно осваивать опыт взаимодействия, становится школа, реализуя возможности совместной деятельности детей и взрослых.
Социальный педагог - это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые могут причинить вред подопечному.
Главное требование к социальному педагогу - это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Поэтому я в своей профессиональной деятельности стремлюсь по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, и т. п. плана).
Основной задачей в моей работе как социального педагога школы является Для достижения положительных результатов в своей деятельности я:
-
Контролирую движение учащихся и выполнение всеобуча;
-
Поддерживаю тесные связи с родителями;
-
Изучаю социальные проблемы учеников;
-
Веду учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-
Осуществляю социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; малоимущих.
-
Осуществляю меры по трудоустройству обучающихся;
-
Провожу патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
-
Консультирую классных руководителей, выступаю на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;
-
Осуществляю контроль за сохранением здоровья учащихся и формированием у них культуры здоровья.
Для реализации поставленных задач мной предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:
Профилактическая функция
-
Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
-
Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;
-
Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.
Защитно-охранная функция
-
Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
-
Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
-
Оформление и трудоустройство детей и подростков, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования.
-
Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта
Организационная функция
-
Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов ОДН.
-
Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.
-
Контакт с органами местной власти и службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
-
Организация школьных мероприятий.
-
Связь со спонсорами, организация гуманитарной и материальной помощи.
Приоритетными направлениями моей деятельности являются:
-
работа с девиантными подростками;
-
работа с семьями;
-
работа по профилактике преступлений и правонарушений;
-
работа, направленная на формированию здорового образа жизни;
-
помощь в профессиональной ориентации подростков и т.д.
В настоящее время большое внимание уделяется социальной работе с многодетными и социально-незащищенными семьями.
В течение года осуществляется периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводятся индивидуальные консультации, решаются вопросы по оказанию помощи таким семьям.
Из различных фондов благотворительности и оказывается материальная помощь ученикам из социально-незащищенных семей в виде учебных принадлежностей, кондитерских продуктов, игрушек, канцтоваров и подарков к Новому году.
В течение учебного года проводится ежедневный контроль посещаемости учеников, выясняются причины их отсутствия или опозданий, поддерживается тесная связь с родителями и классными руководителями. С родителями проводится большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних.
Одним из самых важных направлений моей деятельности я считаю профилактику правонарушений среди учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс - взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
В течение года я провожу изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяю учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживаю тесную связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних.
Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог по данному направлению деятельности выполняет следующие функции:
-
Диагностическая и аналитическая - формирует банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
-
Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей-предметников;
-
Коррекционная - индивидуальная работа с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
-
Социально-профилактическая - установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
Одно из центральных мест в работе социального педагога занимает профилактика правонарушений. Для эффективности проводимой работы и в целях грамотного ее осуществления необходимо заручиться всесторонней методической и практической поддержкой со стороны участковых и работников ИДН.
Особенно остро стоит проблема в работе с детьми и подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации, состоящими на учете. Подростки из «группы риска» не всегда являются злостными правонарушителями. Чаще всего это тихие, пассивные, замкнутые дети, на которых воздействует ряд психологических, социальных факторов, в результате чего данные дети более склонны к правонарушениям, насилию и другим видам асоциального поведения.
К сожалению, дети группы «риска» есть в каждой школе. Существуют следующие факторы «риска», выявленные в ходе работы школы с различными категориями учащихся: раннее асоциальное поведение учащихся:
-
неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях);
-
материальная необеспеченность семьи;
-
негативное влияние социума;
-
продажа алкоголя частными лицами и в магазинах, сбыт наркотиков несовершеннолетним;
-
ухудшение криминогенной обстановки в населенном пункте.
Вышеперечисленные факторы повышают риск совершения подростками правонарушений и проявления асоциального поведения. Чем больше отрицательных факторов, влияющих на ребенка, тем больше риск, что ребенок совершит противоправные действия.
В связи с этим, в работе по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся школы, мы сотрудничаем с участковыми Мухамбаевым С.К. и Тюлендиновым К.А. Совместно с ними регулярно проводится индивидуальная работа с неблагополучными семьями, рейды по контролю за нахождением несовершеннолетних после 23.00 вне жилых помещений без сопровождения родителей или законных представителей (в рамках акции «Дети в ночном городе»). Заставляют задуматься ребят лекции об ответственности несовершеннолетних, разъяснение статей уголовного и административного законодательства. Такая совместная работа дает хорошие результаты, заставляет ребят задуматься и вовремя остановиться, учит выходить из трудных жизненных ситуаций, не нарушая закон и не ущемляя права других людей.
Я считаю, что наряду с этим, большую роль в работе с такими детьми играет организация досуга учащихся.
В начале учебного года все ученики Имантауской средней школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки информационного направления, кружки декоративно-прикладного творчества, спортивные секции, эколого-биологические кружки. Ребята из «группы риска» получают хорошую возможность социализации в среде детей, разделяющих их интересы, находят возможность с пользой организовать свой досуг. Участие в различных конкурсах, спортивных соревнованиях, выставках прикладного искусства поднимает самооценку, стимулирует мотивацию. Специально для ребят «группы риска» мной была разработана и реализована программа работы кружка «Дорога добра», запланировано их участие в выступлениях агитбригады, а также во всех акциях духовно-нравственного и правового направлений.
Анализируя свою работу, я могу выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:
-
Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
-
Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка;
-
Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
-
Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением детей и подростков;
-
Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;
-
Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и\или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
-
Разрешение проблем психологического состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями и учениками.
Ведущими критериями оценки работы социального педагога являются готовность специалиста к созданию условий:
-
для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педагогической целесообразной среды;
-
для разрешения проблем социальной жизни ребенка, т.е. посредничество между ребенком и его социальным окружением;
-
для соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме, т.е. к представлению его интересов в государственных и общественных структурах.
Для того, чтобы совершенствовать свою работу, я стараюсь постоянно пополнять свои знания: посещаю курсы повышения квалификации, участвую в работе районных и областных семинаров («Проведение тренингов по противодействию манипулированию сознания», «Религиозный экстремизм: психологические аспекты»), принимаю участие в конкурсах (областной конкурс аудиопритч по духовно-нравственному воспитанию, областной конкурс авторских программ и методических разработок) и научно-практических конференциях («Проблемы психолого-педагогического сопровождения личности»), выступала с докладом в районном туре Республиканских педагогических чтений.
В результате моей работы:
1. Создана базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после окончания школы.
Мне кажется, что главная проблема современных школьников - неспособность решать социально значимые задачи, и родители не всегда могут помочь своим детям. Поэтому смысл деятельности социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая работа с детишками, которых никак не отнесешь к благополучным и примерным, общение с их далеко не образцовыми родителями, постоянное погружение в «изнанку» жизни, в психологические и моральные конфликты. Процесс социального взросления подрастающего поколения вообще необычайно противоречив и сложен, а в случае с детьми и подростками из так называемой «группы риска» вдвойне, а то и втройне сложнее. Тем большую радость испытываешь, когда такие ребята побеждают в спортивных соревнованиях, выступают на сцене, начинают регулярно посещать занятия, отказываются от образа жизни родителей, получают профессию, строят свою семью. Таким образом, успешная реализация социальным педагогом-психологом ведущих функций и социальных ролей позволит создать условия, при которых усиливается способность ребенка отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
Ради этого стоит работать!