Активизация познавательной деятельности на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Активизация мыслительной деятельности на уроках физики.


Для повышения эффективности обучения особое значение имеет развитие познавательной активности учащихся. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания. Увлечение учебным предметом у учащихся состоит из 3 стадий: 1-я стадия - от любопытства к удивлению; 2-я - от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я - к прочному знанию и научному поиску.

На первой стадии у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д.

Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей.

Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем - возможность их объяснения; потом - глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира. Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся.
На первом этапе курса физики (7 - 8-й класс) я выделяю на некоторых уроках время (5-7 мин.) для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На микробеседах мы говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, истории открытия явлений, успехах в развитии науки и техники. Так, перед изучением вопроса «М.В. Ломоносов о строении вещества» готовлюсь к беседе об основных, наиболее интересных этапах жизни и деятельности ученого, о его вкладе в развитие науки. Перед уроком на тему «Инерция» подбираю материал о влиянии инерции на повседневную жизнь. Изучение темы «Вес тела» обязывает меня быть готовым к беседе о невесомости.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания.

Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации.

Приведу несколько примеров домашних экспериментальных заданий.

-определить диаметр швейной нитки;

- определить расстояние от дома до какого- то объекта;

- исследовать зависимость скорости закипания воды от ее агрегатного состояния;

- рассчитайте потребление электроэнергии в квартире определите, какие из бытовых приборов наиболее и наименее энергоемкие.

Использование заданий на воспроизведение материала - первоначальный и необходимый этап повторения и контроля уровня знаний школьников. Оживить опрос, активизировать учащихся могут занимательные формы работы. В их числе - работа с кроссвордами по физике.
Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, я составляю их на базе основного программного материала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия

.

Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению: приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний.

1) содержание учебного материала,
2) организация учебной деятельности.

К первому источнику относятся следующие стимулы:

  • новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);

  • обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);

  • историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);

  • показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;

  • ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях - космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д.

Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:

  • включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;

  • проблемное обучение;

  • постановку практических работ (исследовательских, творческих).

Хочу подчеркнуть: формирование и развитие интереса учащихся к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Учитель может по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника.

Использование лабораторного эксперимента для активизации учащихся и развития их творчества

Призванный утвердить физику как науку опытную, он выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д. Важно, чтобы в дальнейшем полученные при этом знания были логично развернуты и использованы в других формах работы.

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность. Учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.

Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические прием. Место занимательности на уроке может быть различным.

Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс - работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.

Некоторые вопросы, используемые мной для активизации мыслительной деятельности:

  1. Что выгоднее: строить на севере мусоросжигательные или перерабатывающие заводы? / Мусоросжигательные заводы, т. к. мусор сжигается без дополнительного топлива, магнитный сепаратор извлекает металл, который используется как вторичное сырье, фильтры очищают до 98% дыма, тепло используется для обогрева./

  2. Почему климат островов гораздо умереннее и ровнее, чем климат в центре материков? / Вследствие большой теплоемкости водных масс./

  3. Вычислить, какое количество энергии теряется в школе, если каждая лампочка будет зря гореть 1 ч. В школе 240 ламп.

  4. Шумовое загрязнение свыше 80 децибелов действует на нервную систему и слух человека. Сила звука громкой музыки доходит до 120 децибел. Вызовет ли постоянное слушание громкой музыки нарушение нервной системы? /Да./

Одним из способов повышения познавательной активности могут быть нетрадиционные уроки, проводимые время от времени. Одним из методов активизации познавательной деятельности считаю игру, применяемую на уроках, на этапах закрепления и повторения пройденного материала. Одним из уроков нетрадиционной формы, который я использую ряд лет в 7, 8 классах - урок-соревнование. Известно, эта форма проведения урока наиболее эффективна при повторении и обобщении знаний по целым разделам. Ученики легко втягиваются в игру и бывают очень активны. В результате можно за короткое время повторить большой объем учебного материала, проверить знания значительной части учащихся. Эффективность «урока-соревнования» обусловлена еще и использованием ряда сменяющих друг друга методов проверки знаний (индивидуальный, фронтальный, уплотненный, письменный и устный опрос), динамическим темпом. Задания, включаемые в конкурсы самые разнообразные. Начиная от качественных задач до неожиданных вопросов и экспериментальных заданий. Такая форма урока также отличается тем, что развивает у детей коммуникативные навыки, создает положительный эмоциональный всплеск.

Такие уроки - соревнования отличаются коллективистской атмосферой: каждый участник соревнования, независимо от успеваемости, занимает активную позицию на всех этапах, ибо он болеет за свою команду. Члены команды работают рядом, обсуждение заданий происходит коллективно, все осознают, что от каждого члена команды зависит общий успех. Урок вызывает положительные эмоции, радость победы и познания. Обычно в год использую по два таких урока в каждом классе. Мною разработаны и подобраны задания для четырех уроков-соревнований в 7 и 8 классах.

Также иногда провожу уроки, посвященные каким-то особым датам. Например, урок, посвященный 300-летнему юбилею М.В.Ломоносова «Вклад Ломоносова в физику», «Оружие Победы», посвященный 70-летию Победы в ВОВ, «Ямщицкая жизнь с точки зрения физики» к 270-летию основания села Табага.







© 2010-2022