- Преподавателю
- Физика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПД. 03 ФИЗИКА для специальности 09. 02. 02 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПД. 03 ФИЗИКА для специальности 09. 02. 02 Компьютерные сети
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Храмкова С.В. |
Дата | 30.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО «Раменский политехнический техникум» МО
ГБОУ СПО
«Раменский политехнический техникум» МО
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
________________________ /_________/
«_____» _________________
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
Протокол № ______ от _______________
Председатель методической комиссии
________________ /__________________/
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО «РПТ» МО
_______________________ /________/
«______» ___________________
Приказ №_______от_______________
рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.03 Физика
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.02.02 Компьютерные сети
201 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы дисциплины «Физика» для профессий НПО и специальностей СПО, утверждённой директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г. для специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) технического профиля:
09.02.02 Компьютерные сети.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Раменский политехнический техникум Московской области
Разработчик:
Храмкова Светлана Викторовна - преподаватель физики
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспрт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.02 Компьютерные сети (технический профиль).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
-
роль физики в современном мире;
-
фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;
-
основные физические процессы и явления;
-
важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
-
методы научного познания природы;
-
как оказать первую помощь при травмах полученных от бытовых технических устройств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
управлять своей познавательной деятельностью;
-
проводить наблюдения;
-
использовать и применять различные виды познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
использовать различные источники для получения физической информации;
-
давать определения изученным понятиям;
-
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
-
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
-
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей;
-
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 254 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;
самостоятельной работы обучающегося 85 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
254
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
169
в том числе:
теоретическое обучение
146
контрольные работы
11
другие формы контроля
4
практические занятия
8
Самостоятельная работа обучающегося
85
Итоговая аттестация в форме экзамена
6
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Физика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Физика - наука о природе. Естественно - научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
2
1
Раздел 1.
Механика.
40/20+2
Тема 1.1.
Основы кинематики
Содержание учебного материала
8
Относительность механического движения. Системы отсчета.
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
1,2
Практические работы
1
2
Решение задач по теме: «Основы кинемитики».
Контрольная работа по теме: «Основы кинематики»
1
3
Тема 1.2.
Основы динамики
Содержание учебного материала
9
Взаимодействие тел.
Принцип суперпозиции сил.
Законы динамики Ньютона.
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
1,2
Практические работы
2
2
Решение задач по теме: «Основы динамики».
Контрольная работа по теме: «Основы динамики».
1
3
Тема 1.3.
Законы сохранения в механике
Содержание учебного материала
7
Закон сохранения импульса и реактивное движение.
Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
1,2
Практические работы
2
2
Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике».
Контрольная работа по теме: «Законы сохранения в механике».
1
3
Тема 1.4.
Механические колебания и волны
Содержание учебного материала
7
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
1,2
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
20
3
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
Создание проектов и презентаций по темам:
Шумовое загрязнение окружающей среды.
Мир нанотехнологий.
Исследование влияния шума на живые организмы.
Создание рефератов по темам:
Применение законов механики в технике.
Почему Луна не падает на Землю.
Резонанс - добро и зло.
Другие формы контроля: тестовые задания.
2
3
Раздел 2.
Молекулярная физика. Термодинамика.
33/15
Тема 2.1.
Основы молекулярно-кинетической теории
Содержание учебного материала
5
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
1,2
Практические работы
1
2
Решение задач по теме: «Основы МКТ».
Тема 2.2.
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.
Содержание учебного материала
12
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Кипение. Перегретый пар. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
1,2
Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».
2
3
Тема 2.3.
Основы термодинамики
Содержание учебного материала
12
Внутренняя энергия и работа газа.
Первый закон термодинамики.
Необратимость тепловых процессов.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
КПД тепловых двигателей.
2
Контрольная работа по теме «Термодинамика».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
15
3
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
Создание проектов и презентаций по темам:
Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека.
Автомобиль и экология.
Круговорот воды в природе.
Создание рефератов по темам:
Возможность получения питьевой воды простейшими способами.
Глобальное потепление - угроза человечеству.
Автомобиль и здоровье человека.
Раздел 3.
Электродинамика.
67/30+2
Тема 3.1.
Электростатика
Содержание учебного материала
9
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
1,2
Другие формы контроля: контрольная работа.
1
3
Тема 3.2.
Законы постоянного тока
Содержание учебного материала
13
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
1,2
Контрольная работа по теме «Электростатика и законы постоянного тока».
1
3
Тема 3.3.
Магнитное поле
Содержание учебного материала
5
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
1,2
Тема 3.4.
Электромагнитная индукция
Содержание учебного материала
13
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое роле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
1,2
Контрольная работа по теме: «Магнитное поле и электромагнитная индукция».
1
3
Тема 3.5.
Электромагнитные колебания
Содержание учебного материала
9
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
Тема 3.6.
Электромагнитные волны
Содержание учебного материала
4
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.
1,2
Тема 3.7.
Световые волны
Содержание учебного материала
10
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Линзы. Построение изображений в линзе. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
1,2
Практические работы
1
2
Решение задач по теме: «Световые волны».
Контрольная работа по теме: «Электромагнитные и световые волны».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
30
3
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
Создание проектов и презентаций по темам:
Еда из микроволновки: польза или вред?
Сравнение ламп накаливания и энергосберегающих ламп.
Физика в моей профессии.
Шаровая молния. Чем опасна шаровая молния?
Световолокно на службе у человека.
Создание рефератов по темам:
Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.
Альтернативные источники электроэнергетики.
История развития телефона.
Электромобили.
Почему запрещающие сигналы- красного цвета.
Другие формы контроля: тестовые задания.
1
3
Раздел 4.
Строение атома и квантовая физика.
17/13
Тема 4.1.
Световые кванты
Содержание учебного материала
5
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
1,2
Практические работы
1
2
Решение задач по теме: «Световые кванты».
Тема 4.2.
Атомная физика
Содержание учебного материала
4
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использования лазера.
1,2
Тема 4.3.
Физика атомного ядра
Содержание учебного материала
6
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
1,2
Контрольная работа по теме: «Строение атома и квантовая физика».
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
13
3
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
Создание проектов и презентаций по темам:
Атомная энергетика - плюсы и минусы.
Атомная энергетика. Экология.
Большой Адронный Коллайдер - Назад к сотворению мира.
Создание рефератов по темам:
Женщины - лауреаты Нобелевской премии по физике и химии.
Вклад физиков в Великую Отечественную войну.
Раздел 5.
Эволюция Вселенной.
6/7
Содержание учебного материала
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетарных систем. Солнечная система.
6
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
7
3
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
Создание презентаций по темам:
Влияние Солнечной активности на организм человека.
Астероидная опасность.
Создание рефератов по темам:
Солнечная энергия.
Всего:
169/85
Экзамен
6
3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики»; лаборатории «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий;
-
типовые комплекты учебного оборудования физики;
-
стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
-
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
оборудование для лабораторных и практических работ: набор лабораторный «Механика», штатив, грузики, динамометр, психрометр, набор лабораторный «Электричество», набор лабораторный «Оптика».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика 10-11 кл.: книга для учителя. - М., 2004.
-
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., 2001.
-
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11кл. общеобразовательных учреждений. М., 2006.
-
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учеб. для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева. - 5 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 448 с.
-
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева. - 2 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
-
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации: метод. пособие / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 176 с.
-
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 112 с.
-
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике : 10 класс. - М.: Вако, 2007. - 400 с. - (В помощь школьному учителю).
-
Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. - М.: Вако, 2006. - 464 с. - (В помощь школьному учителю).
-
Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа» 2008.
Дополнительные источники:
-
«Физика» научно- методическая газета для учителей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- устный опрос
отличать гипотезы от научных теорий
-письменная проверка
- оценка результатов практических работ
делать выводы на основе экспериментальных данных
- письменная проверка
- оценка результатов практических работ
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- оценка результатов практических работ
приводить примеры практического использования физических знаний
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- устный опрос
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и т. д.
- устная проверка
- письменная проверка
применять полученные знания для решения физических задач
- письменная проверка
- оценка результатов практических работ
-тестовый контроль
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
- оценка результатов практических работ
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей
- оценка результатов выполнения лабораторных работ
Знания:
смысл понятий
- устная проверка
- тестовый контроль
смысл физических величин
- письменная проверка
- оценка результатов практической работы
смысл физических законов
- тестовый контроль
- оценка результатов практической работы
-устная проверка
вклад российских и зарубежных ученых
- устная проверка
6