Статья Значение развития критического мышления на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение развития критического мышления на уроках физики.

Гусенова Фатима Абасовна

учитель физики СШ имени Н.Алдабергенова

Сегодня наше образование должно шагать в ногу со временем. Школа должна сформировать у учащихся навыки деятельности в конкретных ситуациях. Это «предполагает не только сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».

В образовательную практику среднего образования активно внедряется технология развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать нужные решения, выбирать нужную информацию, анализировать различные явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках физики имеет огромное значение, оно позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.

Технология развития критического мышления-целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе обучения. Что такое Критическое мышление? Это один из видов интеллектуальной деятельности человека, мы знаем, он характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Ученик, умеющий критически мыслить, владеет многими способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ребенок чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий обучающийся умеет правильно взаимодействовать с информационными пространствами, и принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

В чем уникальность образовательной технологии развития критического мышления? Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют обучение проводить на основе принципов совместного планирования и осмысленности и сотрудничества.

Какие цели и задачи критического мышления?

Формирование такого стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Развитие таких качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор, умение применять нужную информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Как это организовать на практике? Большая роль отводится тексту учебника. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Ученику нужно освоить заданный текст, выработать свое мнение, суметь это доказать. Научить ученика умению слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что это нормально.

Роль преподавателя - не только координирующая, но и консультирующая.

Структура критической технологии логична, ведь ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В технологии критического мышления выделяют три основных этапа: «Вызов - осмысление - рефлексия».

Ситуацию вызова может создать учитель вопросом, демонстрацией видеоролика, или

Например, на стадии «Вызов» я использую: слайд фото-лед, вода и пар над водой

Какая будет сегодня тема?

Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидаете или хотите узнать?

Почему вам это нужно?

На Стадия осмысления желательно применять

«пометки на полях», когда учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

"+" - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

"-" - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что, это знаете;

"V" - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

"?" - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

В процессе чтения текста, учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста

Прием "Маркировочная таблица"

Этот прием целесообразно применять совместно с приемом "Пометки на полях"

После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками:

+

-

V

?


Прием "Лист решения проблем"

Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.

ПРОБЛЕМА

ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

РЕШЕНИЕ

Прием "Таблица аргументов"

Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции преподавателя или при работе с учебником.

АРГУМЕНТ

Почему "ДА"

Почему "НЕТ"

Приём "Ромашка Блума"

Структура вопросов:

I тип - простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)

II тип - уточняющие вопросы (Например:Вы сказали то-то …)

III тип - практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью …)

IV тип - оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например, Каково Ваше отношение к данной теме)

V тип - творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например, Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)

VI тип - интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например, Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)


Этап рефлексии характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

На этой стадии решается одна, но очень важная задача:

- корректировка и систематизация знаний.

Прием "Эссе"

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос, на который они не получили ответа).

Прием "Самоанализ"

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний "знаю - не знаю". Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания содержащие конкретный позитивный смысл -"знаю уверенно", "надо повторить" как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что студент уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику, если сравнить с классической формулировкой "знаю", "не знаю".

Прием «Синквейн».

"Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний".

Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка - тема или предмет (одно существительное);

2 строка - описание предмета (два прилагательных);

3 строка - описание действия (три глагола);

4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; крылатая фраза;

5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово, выражающее суть).

Приём "Ключевые слова" На основе данных слов составить

рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова.

Я данную технологию изучала с 2009 года. Считаю, что использование технологии критического мышления эффективно и небходимо при обучении физике: оно развивает у детей умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять конечно, делать выводы. Полученные знания превращаются в стартовую, не в конечную стадию мыслительного процесса, а это веление времени. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, учитель может превращает учебную группу в лабораторию детского диалога, что важно для каждого ребенка. Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей.

Главную ценность технологии РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению. Ученики задают себе вопрос: «Как я могу использовать эту информацию?». Обучая учеников мыслить, таким образом, подталкивая их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

Применяя отдельные приёмы развития критического мышления, на своих уроках я убеждаюсь, уроки стали интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках дети более активны . На таких уроках редко бывают низкие результаты, тем самым снимается нервозность, а это немаловажно для здоровьясбережения.



© 2010-2022