Рабочая программа по физике для 10 класса

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пусошурская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения

протокол № от

Принято на заседании Педагогического совета

протокол № от

Утверждаю:

Директор А.Г.Баженов

приказ № от

Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования









Рабочая программа по предмету


«Физика»


10 класса


Составитель: Князев Андрей Серафимович











2015-2016 г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания общего образования, так же в соответствии с Базисным планом общеобразовательных учреждений и предназначена для изучения физики в 10 классах по учебнику «Физика 10 класс», авторы: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, /.М., Просвещение, 2009, на основе программы среднего (полного) общего образования по физике (автор В. А. Касьянов). Базовый уровень (допущена Министерством образования РФ). Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 (2 часа в неделю) часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В программе возможна перестановка тем уроков.

Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Изучение физики в общеобразовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате изучения физики в 10 классе на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, атом, атомное ядро;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

10 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название темы

Кол.

Час

1

Введение

1

2

Кинематика

8

3

Законы механики Ньютона

4

4

Силы в механике

2

5

Законы сохранения в механике

5

6

Основы МКТ

7

7

Температура. Энергия теплового движения молекул

2

8

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

3

9

Основы термодинамики

5

10

Основы электродинамики

9

11

Законы постоянного тока

4

12

Электрический ток в различных средах

7

13

Лабораторные работы

5

14

Контрольные работы

6

Итого

68






Дата

п/п

Тема урока

Минимум объема информации на тему урока

Уметь

Вид

контроля

  1. Введение (1 час)

1

1. Повторный инструктаж по ТБ физики. ИОТ №4/1. Введение. Что такое механика Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Предсказательная сила законов классической механики. Границы применимости классической механики

Приводить примеры практического использования законов механики в энергетике. Проводить опыты, иллюстрирующие проявление законов классической механики

Беседа

  1. Кинематика (9 часов)

2

1. Положение точки в пространстве. Способы описания движения.

Основные задачи кинематики. Определение положения материальной точки в пространстве. Координатный и векторный методы описания движения тела. Траектория, перемещение, путь

Описывать и объяснять независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела. Измерять скорость, ускорение свободного падения

Опрос

3

2. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение

Понятие РПД, скорость РПД. Уравнение РПД точки в векторной и скалярной форме

Сам-я работа

4

3. Мгновенная скорость. Сложение скоростей

Понятие средней, мгновенной и относительной скоростей

Тест

5

4. Ускорение. Движение с постоянным ускорением.

Понятие мгновенного ускорения. Нахождение скорости тела и его координаты в любой момент времени. Прямолинейное равноускоренное движение

Решение задач

6

5. Скорость при неравномерном движении

Нахождение скорости тела и его координаты в любой момент времени при движении тела с постоянным ускорением

Сам-я работа

7

6. Движение с постоянным ускорением свободного падения

Ускорение свободного падения

Опрос

8

7. Равномерное движение точки по окружности

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение

Решение задач

9

8.Основы кинематики

Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Механическое движение и его виды.

Решение задач

10

9. Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

Проверка ЗУН по теме «Кинематика»

К/Р №1

  1. Законы механики Ньютона (4 часа)

11

1.Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона.

Принцип суперпозиции сил

Описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики. Проводить опыты, иллюстрирующие проявление принципа относительности

Беседа

12

2. Сила. Второй закон Ньютона. Масса Единицы массы и силы.

Законы динамики.

Опрос

13

3. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике

Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея

Тест

14

4. Решение задач по теме «Законы Ньютона»

Пространство и время в классической механике

Решение задач

  1. Силы в механике (3 часа)

15

1. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость

Сила тяжести. Всемирное тяготение. Вес и невесомость

Применять полученные знания для решения физических задач

Тест

16

2. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности». ИОТ №19

Сила упругости. Инструктаж № 19 . Выполнение работы.

Отчет по работе

17

3. Силы трения. Сила сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах

Силы трения. Физический смысл коэффициента трения

Тест

  1. Законы сохранения в механике (7 часов)

18

1. Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

Закон сохранения импульса.

Приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов. Проводить опыты, иллюстрирующие проявление законов сохранения импульса и механической энергии

Опрос

19

2. Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия

Тест

20

3. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия.

Работа сил упругости и тяжести. Потенциальная энергия

Тест

21

4. Закон сохранения энергии в механике.

Закон сохранения механической энергии

Решение задач

22

5. Уменьшение механической энергии. Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». ИОТ №18

Инструктаж № 18 . Выполнение работы.

Отчет по работе

23

6. Равновесие тел.

Момент силы. Условия равновесия твердого тела

Опрос

24

7. Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения»

Проверка ЗУН по теме «Законы сохранения». Законы сохранения в механике. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств

К/Р №2

  1. Основы МКТ (7 часов)

25

1. Основные положения МКТ. Масса молекул. Количество вещества.

Основные положения МКТ. Масса молекул. Количество вещества

Описывать и объяснять результаты броуновского движения. Проводить опыты по изучению агрегатных превращений вещества

Опрос

26

2.Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства.

Тест

27

3. Строение газообразных, жидких и твердых тел

Строения вещества и её экспериментальные доказательства

Решение задач

28

4. Идеальный газ МКТ. Основное уравнение МКТ газа.

Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его движения

Решение задач

29

5. Решение задач

Основное уравнение МКТ газа.

Тест

30

6. Решение задач по теме «Масса молекул. Количество вещества»

Масса молекул. Количество вещества

Решение задач

31

7.Основы МКТ

Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его движения

Тест

  1. Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)

32

1.Температура и тепловое равновесие

Понятие теплового равновесия. Температура как характеристика теплового равновесия системы

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для рационального природопользования и защиты окружающей среды

Решение задач

33

2. Повторный инструктаж по ТБ. ИОТ №4/1. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии.

Абсолютная температура. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества

Тест

  1. Свойства твердых тел, жидкостей и газов (5 часов)

34

1. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Уравнение состояния идеального газа. Модель строения жидкостей

Описывать и объяснять результаты нагревания газа при его быстром сжатии охлаждения при быстром расширении. Измерять влажность воздуха. Проводить опыты по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел

Решение задач

35

2. Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». ИОТ №4

Инструктаж № 4. Выполнение работы.

Отчет по работе

36

3. Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха.

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха

Опрос

37

4. Кристаллические тела. Аморфные тела.

Модель строения твердых тел

Решение задач

38

5. Контрольная работа №3 по теме «Свойства твердых тел, жидкостей и газов»

Проверка ЗУН по теме «Свойства твердых тел, жидкостей и газов». Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел

К/Р №3

  1. Основы термодинамики (6 часов)

39

1. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты

Тепловое движение молекул. Физический смысл удельной теплоемкости

Приводить примеры практического применения физических знаний термодинамики в энергетике. Измерять удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда. Проводить опыты по изучению тепловых процессов

Опрос

40

2. Первый закон термодинамики.

Первый закон термодинамики

Решение задач

41

3. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

Изопроцессы. Второй закон термодинамики

Тест

42

4. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе.

Статистическое истолкование второго закона термодинамики. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.

Тест

43

5.Принцип действия теплового двигателя. КПД тепловых двигателей

Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

Решение задач

44

6. Контрольная работа №4 по теме «Основы термодинамики»

Проверка ЗУН по теме «Основы термодинамики». Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об охране окружающей среды

К/Р №4

  1. Основы электродинамики (9 часов)

45

1. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда

Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле. Приводить примеры практического применения физических знаний электродинамики в энергетике

Опрос

46

2. Основной закон электростатики - закон Кулона. Единица электрического заряда

Закон Кулона. Физический смысл опыта Кулона. Графическое изображение действия зарядов

Тест

47

3. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле.

Электрическое поле

Тест

48

4. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Решение задач

49

5. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара.

График изображения электрических полей

Решение задач

50

6. Проводники в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков

Проводники в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков

Сам-я работа

51

7. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

Потенциальная энергия заряженного тела

Решение задач

52

8. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов

Тест

53

9. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля

тест

  1. Законы постоянного тока (7 часов)

54

1. Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление

Электрический ток

Измерять электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Объяснять устройства и принцип действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой и электро- и радиоаппаратурой

Опрос

55

2. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Последовательное и параллельное соединения проводников

Тест

56

3. Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». ИОТ №1

Инструктаж № 1. Выполнение работы.

Отчет по работе

57

4. Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи.

Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи.

Решение задач

58

5. Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». ИОТ №6

Инструктаж № 6. Выполнение работы.

Отчет по работе

59

6.Обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока»

Последовательное и параллельное соединения проводников. Законы Ома

Решение задач

60

7. Контрольная работа №5 по теме «Законы постоянного тока»

Проверка ЗУН по теме «Законы постоянного тока»

К/Р №5

  1. Электрический ток в различных средах (8 часов)

61

1. Электрическая приводимость различных веществ. Сверхпроводимость

Диэлектрики в электрическом поле. Электрический ток в металлах

Описывать и объяснять результаты электризации тел при их контакте

Опрос

62

2. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковый диод.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод.

Опрос

63

3. Транзисторы. Электрический ток в вакууме. Диод.

Электрический ток в вакууме

Решение задач

64

4. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза

Решение задач

65

5. Электрический ток в газах. Плазма.

Электрический ток в газах. Плазма

Тест

66

6. Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах»

Закон электролиза

Решение задач

67

7. Обобщающее повторение

Смысл физических понятий, величин, законов, принципов и постулатов. Вклад российских и зарубежных ученых

Решение задач

68

8. Итоговая контрольная работа

Проверка ЗУН по темам данного курса физики

К/Р №6

Список литературы


  1. Волков В. А. Универсальные поурочные разработки по физике. 10 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 400 с.

  2. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс / Н. И. Зорин. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с. - (Контрольно-измерительные материалы).

  3. Контрольные работы по физике: 10-11 кл.: Кн. Для учителя / А. Е. Марон, Е. А. Марон. - М.: Просвещение, 2003. - 111 с.

  4. Монастырский Л. М., Богатин А. С. Тесты по физике: Учебное пособие. Серия «Тестирование и единый экзамен» -- Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. - 192 с.

  5. Ромашкевич А. И. Физика. Электродинамика. 10-11 классы: Учимся решать задачи. М.: Дрофа, 2004. 240 с.

  6. Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт.-сост. В. А. Попова. - М.: Издательство «Глобус», 2009. - 247 с. - (Образовательный стандарт).

  7. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 191 с.

  8. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 111, [1] с.

  9. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 366 с.


КОЛЛЕКЦИЯ ЭОР

1. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. 10 класс

2. Презентации к урокам

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. gomulina.orc.ru (Интернет-ресурсы по физике)


© 2010-2022