- Преподавателю
- Физика
- Тематическое планирование по физике в 9 классе
Тематическое планирование по физике в 9 классе
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Паршакова С.В. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование уроков физики в 9 классе.
Составлено по программе для общеобразовательных учреждений:
Физика. Астрономия. 7-11класс./ Сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа, 2008год.
Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин
«Физика 7-9классы».
Учебник для общеобразовательных учреждений
«Физика - 9», М.:Дрофа, 2005год.
Автор А.В.Пёрышкин.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. В основу положена программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Е. М, Гутник и А.В. Перышкина.
Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Она рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
В курсе физики 9 класса изучаются законы движения и взаимодействия тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитные явления, строение атома и атомного ядра.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
- освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- решать задачи на применение изученных физических законов.
Календарно-тематическое планирование по физике
9 классы, 68 часов, 2 часа в неделю
№п./п.
Название темы
Количество часов
1
Законы взаимодействия и движения тел.
26
2
Механические колебания и волны. Звук.
10
3
Электромагнитное поле.
17
4
Строение атома и атомного ядра.
11
5
Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов.
3
6
Резервное время
1
№ п./п.
Содержание материала
сроки
Межпр. связи
Повтор.
Понятия
Демонстрации (оборудование)
Требования к уровню подготовки учащихся (должны знать, уметь)
Д/З.
1.Законы взаимодействия и движения тел (26 часов).
1/1.
Материальная точка.
Система отсчёта.
математика,
связь с реальной жизнью
механическое движение 7 класс
§10-16
Правила техники безопасности в физкабинете.
Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение
Различные виды механического движения
Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения
§1,
упр.1№1-3
2/2
Перемещение. Определение координаты движущегося тела.
математика: графическая зависимость одной величины от другой
вектор, сложение векторов,
погрешн. измерен.
Понятия: вектор, перемещение Понятия проекция вектора
Формулы координаты тела
Определять перемещение тела. Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела
§2,
упр.2№1,2
3/3
Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
математика,
связь с реальной жизнью
графики зависимости, физика 7 класс
§10-16
Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости
Читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении
Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении
§3,4,
Упр.№1-2
4/4
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
математика,
связь с реальной жизнью
проекция вектора на ось движения
Формула, единицы ускорения
Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение
Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении
Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении
Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении
§5,6, упр.5№1-3,
упр.6№1-3
5/5
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
математика,
связь с реальной жизнью
«площадь под графиком»
Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении
Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении
§7,8, упр.7№1-3
6/6
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
математика
математич. зависимости, «площадь под графиком»
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Построение и чтение графиков, запись законов движения
§3-4 (повторить)
7/7
Лабораторная работа №1:
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
математика
Ф-9, §2-8
Правила ТБ при выполнении лабораторных работ
Понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение
Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении
Выполнение работы по инструкции с. 226 под руководством учителя
Экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении
8/8
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
астрономия
Ф-7§10-16
Сущность относительности движения
Решать задачи на расчет относительной скорости
§9,
упр.9 №1-4
9/9
Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона.
связь с реальной жизнью
Ф-7§10-16
Понятия: ИСО
Первый закон Ньютона
Демонстрация движения тела по инерции
Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений
§ 10,
упр.10
10/10
Второй закон Ньютона.
связь с реальной жизнью
Ф-7§17,18
Второй закон Ньютона
Формула второго закона Ньютона,
Факты: физический смысл 1 Н
Решать задачи на применение второго закона Ньютона
§ 11,
упр.11№1,2
11/11
Третий закон Ньютона.
связь с реальной жизнью
Третий закон Ньютона
Демонстрация «Третий закон Ньютона»
Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений
§12,
упр.12 №1-3
12/12
Свободное падение. Невесомость.
связь с реальной жизнью
Ф-7§56
Понятие: свободное падение тел, невесомость
Факты: особенности свободного падения тел
Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел
Демонстрация «Свободное падение тел»
Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел
§13,
упр.13 №1-3
13/13
Движение тела, брошенного вертикально вверх.
математика
Ф-9§ 5-8
Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх
Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх
§14,
упр.14 №1-4
14/14
Лабораторная работа №2:
«Измерение ускорения свободного падения».
Понятие свободное падение
Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел
Экспериментально рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении
§13,14 (повторить)
15/15
Закон Всемирного тяготения.
астрономия
Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила
Закон всемирного тяготения
Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной
Решать задачи на применение закона всемирного тяготения
§15,
упр.15 №1,2
16/16
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
астрономия,
география
Ф-9§ 11,
Ф-7§19
Формула ускорения свободного падения
Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли
Опыт с трубкой Ньютона
Решать задачи на расчет ускорения свободного падения
§16,17,
упр.16 №1-4
17/17
Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.
математика
Ф-9§ 4,6
Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения,
Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении
Формула центростремительного ускорения
Равномерное движение по окружности
Решать задачи на расчет центростремительного ускорения
§18,19,
§20(дополн)
упр.18 №1,2,4,5
18/18
Импульс. Закон сохранения импульса.
история физики
Понятия: импульс тела
Формула и единицы импульса тела
Закон сохранения импульса
Демонстрация закона сохранения импульса, реактивного движения
Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела
§21,22,
упр.20№1
19/19
Реактивное движение. Ракеты.
космонавтика, география,
астрономия
Понятия: реактивное движение
Факты: устройство, принцип движения ракет
применение закона сохранения импульса тела
§23, упр.21№2
20/20
Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел».
1,2,3 законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса
Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремитель-ного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении
Объяснять физические явления на основе знаний законов Ньютона
Решать задачи на расчет импульса, центростремительного ускорения, характеристик свободного падения тел; на применение закона сохранения импульса
Читать графики скорости тел
§1-23 (повторить)
21/21
Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: равномерное движение».
22/22
Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: равноускоренное движение».
23/23
Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: законы Ньютона».
24/24
Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: движение тела, брошенного вертикально вверх».
25/25
Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: закон сохранения импульса».
26/26
Контрольная работа №1:
«Законы взаимодействия и движения тел».
2. Механические колебания и волны. Звук (10 часов).
27/1
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.
математика
Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний
Факты: особенности колебательного движения
Демонстрации Колебательное движение
Определять, является ли система колебательной
§24,25
28/2
Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота колебаний.
математика
Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний
Формулы периода и частоты колебаний
Рассчитывать период и частоту колебаний
§26,
упр.24 №2,4,6
29/3
Лабораторная работа №3: «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины».
30/4
Лабораторная работа №4: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».
Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний
Экспериментально определять период и частоту колебаний
31/5
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
математика
Ф-9
§24,25,26
Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания
Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях
Демонстрация резонанса
Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении
§27-30
32/6
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.
математика,
технология
Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна,
Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн
§31,32
33/7
Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).
Понятия: длина волны,
Формула связи периода и длины волны
Демонстрация механических волн, звуковых колебаний
Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны
§33
упр.28 №1-3
34/8
Звуковые волны. Скорость звука.
музыка, биология, архитектура
Ф-9§31-38
Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон
Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона
Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны
§34-37
35/9
Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
музыка, биология, архитектура
Ф-9§31-38
камертон
Уметь определять характеристики звука
§38-40
36/10
Контрольная работа №2: «Механические колебания и волны».
3. Электромагнитное поле (17 часов).
37/1
Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле.
история физики
Ф-8 (магн.пол)
Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле
Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера
Демонстрация картины магнитного поля с помощью магнита и опилок
Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле
§43,44
38/2
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
математика
Ф-8 (магн.пол)
Правила правой руки, буравчика
Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки
§45,
упр.35 №1-4
39/3
Обнаружение магнитного поля. Сила, действующая на проводник с током, помещённый в магнитное поле. Правило левой руки.
математика
Ф-8 (магн.пол)
Правила левой руки
Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле
§46,
упр.36 №1-4
40/4
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея.
математика
Ф-8 (магн.пол)
Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, одно-родное магнитное поле, неоднородное магнитное поле,
Формула и единицы магнитной индукции
Понятие магнитный поток
Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура
Решать задачи на применение формулы магнитной индукции
Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке
§47,48
упр.37 №1,2
упр.38 №2
41/5
Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
история физики
сила Ампера, нормаль
Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток
Демонстрация электромагнитной индукции, правило Ленца
Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции
§49,
упр.39
42/6
Лабораторная работа №5: «Изучение явления электромагнитной индукции».
§ 49 (повторить)
упр.39№1,2
43/7
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.
история физики
Понятия: генератор переменного тока, переменный ток
Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока
Читать графики переменного тока
§50
44/8
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
история физики
Устройство и принцип действия трансформатора
Трансформатор, принцип действия и назначение
конспект
45/9
Электромагнитное поле.
история физики
силы в природе, силовые линии
Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле
Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля
§51, упр.41
46/10
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
история физики
механические волны
Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля
Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн
Формула связи дины волны и скорости
Рассчитывать характеристики электромагнитных волн
§52
47/11
Конденсатор. Колебательный контур.
колебания
конспект
48/12
Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
колебания
Модуляция и демодуляция радиоволн
Опыт Герца
Объяснять принцип радиосвязи на основе свойств радиоволн
конспект
49/13
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.
колебания
Факты: природа света
Рассчитывать характеристики электромагнитных волн
конспект
50/14
Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Линейчатые и сплошные спектры
Уметь объяснять линейчатые спктры
конспект
51/15
Лабораторная работа №6: «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».
52/16
Повторение темы «Электромагнитное поле».
§43-52
(повторить)
53/17
Контрольная работа №3: «Электромагнитное поле».
4. Строение атома и атомного ядра (11 часов).
54/1
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.
Альфа-, бета - и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
история физики
строение кристалла
Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы Факты: сущность планетарной модели атома
Модель опыта Резерфорда
Описывать состав атома, схематически изображать строение атома
§55,56
55/2
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.
химия
Законы сохранения заряда и массового числа
Правила смещения
Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов
§57,59-64 упр.43№3,4
56/3
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
химия
Факты: устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Демонстрация устройства и действия счетчика ионизирующих частиц
§58
57/4
Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс.
химия
Ф-8 §62-65
Понятия: дефект масс, энергия связи
Формулы дефекта масс, энергии связи
Факты: общие сведения о ядерных силах
Рассчитывать дефект масс, энергию связи
§65
58/5
Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Ф-8 §67
Понятия: цепная реакция, критическая масса
Факты: механизм деления ядер урана
Понятия: ядерный реактор
Факты: принцип действия ядерного реактора
§66-70
59/6
Лабораторная работа №7: «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».
60/7
Лабораторная работа №8: «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
61/8
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Лабораторная работа №9: «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром».
медицина
Понятия: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза
конспект
62/9
Период полураспада. Закон радиоактивного распада.
Закон радиоактивного распада.
Объяснение периода полураспада
конспект
63/10
Термоядерная реакция.
Источники энергии Солнца и звёзд.
Понятие термоядерная реакция
Факты: условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций
Правила смещения, Формулы дефекта масс, энергии связи
Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра
§71,72
64/11
Контрольная работа №4: «Строение атома и атомного ядра».
Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов (3 часа).
65/1
Законы взаимодействия и движения тел. Законы сохранения.
Ф-7§13-31
Ф-9§1-23
Законы взаимодействия и движения тел. Законы сохранения.
66/2
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
Ф-7§33-52
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
67/4
Законы постоянного тока.
Ф-8§25-61
Законы постоянного тока.
Резервное время (1 часа).
68/2.
Итоговое занятие.
I полугодие:
Контрольных работ- 2
Лабораторных работ- 4
II полугодие:
Контрольных работ- 2
Лабораторных работ- 5
Фронтальные лабораторные работы
I полугодие:
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Урок 7/7.
2. Измерение ускорения свободного падения. Урок 14/14.
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины. Урок 29/3.
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Урок 29/4.
II полугодие:
5. Изучение явления электромагнитной индукции. Урок 42/6.
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания. Урок 51/15.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Урок 58/5.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Урок 60/7.
9. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром. Урок 61/8.
Контрольные работы
I полугодие:
1. Законы взаимодействия и движения тел. Урок 26/26.
2. Механические колебания и волны. Урок 36/10.
II полугодие:
3. Электромагнитное поле. Урок 53/17.
4. Строение атома и атомного ядра. Урок 64/11.
20