Конспект урока по физике Наблюдения и опыты по ФГОС в 7 классе

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данные об учителе: Истомина Марина Васильевна

Класс: 7 МБОУ Останкинская СШ

Учебник: А.В.Пёрышкин «Физика 7», Москва: Дрофа, 2011

Тема урока: Наблюдения и опыты. Измерение физических величин.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, шаблоны шкал приборов.

Цель урока: Цель урока:

• Сформировать понятие наблюдения и опыта, а также их использования при изучении физики, сформировать понятия цены деления и умения находить её для различных приборов.

Задачи урока:

• 1. Определить понятие «Наблюдение».

• 2. Определить понятие «Опыт».

• 3. Определить понятие «Измерение».

• 4. Определить понятие «Гипотеза».

5. Определить понятие «цена деления».

Задачи:

Определить понятия: опыт, наблюдение. гипотеза, измерение; физическая величина, единицы величины, формировать умения сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление, культуру речи; воспитывать познавательный интерес обучающихся.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты: формирование ценности активного и безопасного образа жизни; формирование умений аргументированно выражать своё мнение; овладение навыками сравнения; освоение начальных форм рефлексии.

Форма проведения: фронтальная, коллективная, демонстрационная, игровая.

Формируемые УУД: Личностные УУД: понимать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; преобразовывать практическую задачу в познавательную, учиться высказывать свои предположения и принимать учебную задачу;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: диалог демонстрационный эксперимент индивидуальная работа коллективная работа

Педагогические технологии - технологии развивающего обучения: компьютерные технологии исследовательский метод обучения игровые технологии

Методы обучения: диалоговый исследовательский информационные технологии

Ход урока.

Урок сопровождается демонстрацией презентации.

1.Организационный момент. (слайд 2)

Наука начинается там.

где начинают измерять.

Д.И.Менделеев

Сообщение учащимся темы, цели урока, формулируются задачи, которые должны быть решены учащимися к концу урока.

2. Фронтальный опрос.(слайд 3)

Игра «да - нет».

  1. Яблоко - это вещество (нет)

  2. Ртуть - это физ. тело (нет)

  3. Гроза - это явление (да)

  4. Солнце - это явление (да)

  5. Эхо - это вещество(нет)

  6. Корабль - это тело (да)

  7. Реальность - это тело (нет)

  8. Молния - это тело (нет)

  9. Книга - это вещество (нет)

  10. Золото - это вещество (да)

  11. Ложка - это явление (нет)

  12. Хлеб - это тело (да)

  13. Мука - это тело (нет)

  14. Соль - это вещество (да)

  15. Гроза - это явление (нет)

  16. Снег - это явление (нет)



  1. Мотивация.

На доске две линии. Внимание: какая из линий длиннее? Измерьте. Таким образом, мы опять приходим к выводу, что органы чувств нам могут давать неверную информацию.

4. Изучение нового материала.

Мы с вами начали отвечать на вопросы, и у вас было несколько предположений. Предположение в физике называется гипотезой.

Еще один вопрос: что быстрее падает с одинаковой высоты - лист бумаги или книга? Проверяем. Почему? Везде ли так происходит? Как вы думаете?

Исследование любого явления начинается с наблюдения его в естественной обстановке. То есть, если мы хотим изучить движение падающих тел, то, прежде всего, его надо увидеть. Но этого недостаточно. После того, как человек увидел падающие тела и заинтересовался этим движением, он должен поставить эксперимент, то есть воссоздать это движение искусственно в удобных для него условиях.

Два маленьких мальчика захотели выяснить, что произойдёт с курткой, если её опустить в воду. Один мальчик опустил её в тазик с водой, а другой смотрел, как он это делает. В результате куртка стала мокрая. Оба ребёнка поняли это. Одинаковы ли были источники их знаний?

Вывод: наблюдения и опыты - источники физических знаний.

Для изучения какого-либо явления за ним, прежде всего, нужно наблюдать, и не один раз.

Возвращаемся к примеру с падением тел. Чтобы изучить такое явление, как падение тела на Землю, недостаточно один раз увидеть, как то или иное тело падает. Нужно понять, будет ли разница в падении тел разной массы, разного размера, с разной высоты. Чтобы получить такую информацию, нужно много раз наблюдать за падающими телами.

Но, конечно, если просто ждать, когда упадет тело нужной массы и размера, то выводы по данному наблюдению мы сделаем не скоро. Для этого тела нужной массы и объема заставляют падать с нужной высоты согласно заранее составленному плану. Иными словами, проводят опыт. И во время опытов проводят необходимые измерения, на основании которых в будущем делаются выводы в отношении данного явления.

Опыты от наблюдения отличаются тем, что их проводят с определенной целью по заранее обдуманному плану. Чтобы выстроить такой план, нужно иметь предположения в отношении исследуемого явления, т.е. гипотезу. И в процессе опытов гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.

Чтобы получить научные знания о том или ином явлении, необходимо обдумать, объяснить результаты проведенных опытов, найти причины наблюдаемых явлений и сделать выводы.

Существует легенда(СЛАЙД 4), согласно которой итальянский ученый Галилео Галилей использовал опыт для изучения процесса падения тел. Он ронял чугунные и каменные шары с Пизанской башни и, наблюдая за их движением, убедился, что они достигают основания в одно и то же время. Галилей предположил (выдвинул гипотезу), что лёгкое птичье пёрышко упало бы с башни одновременно с тяжёлыми шарами, если бы не было сопротивления воздуха.

После изобретения воздушного насоса великий английский физик Исаак Ньютон (СЛАЙД 5) для проверки гипотезы Галилея поместил внутрь длинной стеклянной трубки свинцовый шарик и птичье пёрышко. Перевернув трубку, он убедился, что свинцовый шарик падает быстрее. Откачав воздух из трубки, Ньютон повторил опыт. Оказалось, что в разреженном воздухе свинцовый шарик и птичье перо падают одновременно. Так опыт Ньютона подтвердил гипотезу Галилея.

Благодаря этому опыту, Ньютон подтвердил гипотезу Галилея и открыл закон падения тел. Таким образом, изучение движения тел, как и других физических явлений, проходит обычно следующие основные стадии:

  1. (слайд 6).Наблюдение явления в естественной обстановке.

  2. Выдвижение более или менее вероятного предположения, объясняющего данное явление (гипотеза).

  3. Введение величин, с помощью которых можно описать изучаемое явление.

  4. Проведение предварительно спланированных опытов, в ходе которых устанавливаются зависимости между введёнными величинами.

  5. Анализ результатов эксперимента либо подтверждает выдвинутую гипотезу (тогда она становится теорией), либо делает необходимым выдвижение новой гипотезы.

Обратите внимание, что в пунктах 2 и 3 встречается слово «величина». Это ещё один физический термин. Давайте познакомимся с этим термином подробнее.

Чтение отрывка. (СЛАЙД 7) «Я принял решение, - сказал удав, - измерить свой рост». -АААА, - сказала мартышка. - А я думала. ..- и тут только до мартышки дошло, что сказал удав. - Измерить свой рост? - восхитилась мартышка. - Какое замечательное, какое прекрасное решение! - Да, - вздохнул удав. - Это пока неизвестно. - Как же ты будешь измерять его, каким способом? - спросила мартышка. -Честно говоря, - признался удав, - я не знаю ни одного способа. Все эти способы мне неизвестны. - Значит, ты не знаешь, как измерить свой рост? - огорчилась мартышка…»

Как был измерен рост попугая?

«А теперь, - сказал удав, - я знаю, что мой рост… 2 слонёнка, 5 мартышек, 38 попугаев. -Эге, - вдруг задумался удав, а в попугаях - то я гораздо длиннее!

Почему измерить рост удава оказалось такой трудной задачей? Как друзья вышли из положения? Почему удав оказался длиннее всего в попугаях?

Выясняем, что существуют различные приборы для измерения длины: линейка, метр, сантиметр, рулетка. Измеряем длину и ширину стола. Записываем результаты и выражаем в см, дм, мм.

Существуют различные единицы измерения длины. Основная единица - метр. Введение системы «СИ».- 1963ГОД.

Примеры физических величин. (слайд 8)

Что значить измерить физическую величину? - значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. (слайд 9).

Составим таблицу:

величина

единица

прибор

Масса

Скорость

время


Чтобы уметь пользоваться физическими приборами, нужно уметь находить цену деления прибора. (на примере линейки). (СЛАЙД 10)

  1. Закрепление материала.

Нахождение цены делений приборов, используя шаблоны.

• 1. Урок на тему: «Здравствуй, физика» Малышева Е.В., учитель физики, МОУ «Керчевская СОШ», Чердынского района, пермского края.

• 2. Урок на тему: «Физика. Физические явления» Сизенова О.Я., учитель физики, МОУ «СОШ №21» г. Салават, Р. Башкортостан.

• 3. Г.Остер «Зарядка для хвоста».

• 4. Перышкин А.В. Физика. Учебник для общеобразовательных учебных заведений 7 класс. - М, Просвещение, 2008

5.Домашнее задание.(слайд 8)

1. п. 3-4, рис.6-9(найти ц.д.),

2. № 14 (Л).

I

© 2010-2022