Образовательная программа Волейбол

МКОУ ДОД «Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников» Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»на заседании педагогического совета Директор МКОУ ДОД «Нижнедевицкий Дом ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

МКОУ ДОД «Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников»




Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Директор МКОУ ДОД

«Нижнедевицкий Дом

пионеров и школьников»

(протокол №____ от______20 г.) ____________О.В.Шурова


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«Волейбол»

Тип: модифицированная

Направленность: физкультурно-спортивная

Срок реализации: 1 год

Возраст: 14-16 лет

Программа является интеллектуальной собственностью МКОУ ДОД «Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников» и не может быть использована вне данного учреждения без согласования с администрацией)


Составитель:

педагог дополнительного

образования

Вислогузова Людмила Николаевна

Рецензент:

методист

Попова Р.Н.

Нижнедевицк

2014-2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа детского объединения « Волейбол» составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 2009 года).

Физкультуре и спорту придается большое общественно - воспитательное значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно -сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня. Отличительной особенность данной программы является то, что наряду с общей физической подготовкой учащихся, проведением занятий по теории спорта, учащиеся будут выступать волонтерами по пропаганде здорового образа жизни, готовить презентации к своим выступлениям, использовать материалы из сети Интернет.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу воспитанниками контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Цель детского объединения « Волейбол»:

обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.

Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:

- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);

- создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта.

Волейбол - спортивная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:

- подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

- действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;

- постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

Реализация данной программы предполагает:

- овладение техникой основных приемов нападения и защиты;

- формирование навыков деятельности игрока совместно с партнерами на основе взаимопонимания и согласования;

- приобретение навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;

- содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Актуальность и новизна программы

заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приѐмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведѐнных на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приѐмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как еѐ реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Цель настоящей программы:

Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на достойном уровне.

Задачи:

Образовательные:

- обучение техническим приѐмам и правилам игры;

- обучение тактическим действиям;

- обучение приѐмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.

Воспитательные:

- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;

- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.

Развивающие:

- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

- совершенствование навыков и умений игры;

- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма.

Отличительной особенностью данной образовательной программы

является то, что она направлена не только на физическое развитие и совершенствование специальных умений и навыков игры в волейбол, но и способствует общему развитию воспитанников: обучает работе с литературой, формирует умение оформлять выступления и презентации к ним, т.е. развивает информационно - коммуникативную компетентность у воспитанников, что поможет их дальнейшей социализации в современном обществе.

Основой подготовки занимающихся в детском объединении является универсальность в овладении технико-тактическими приёмами игры.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучить все элементы игры в волейбол. Поэтому учащимся даются рекомендации согласно указаниям программы о самостоятельном изучении. В основном они направлены на расширение кругозора учащихся.

Место и время проведения занятий:

Занятия объединения « Волейбол» проводятся в спортивном зале

МКОУ « Хвощеватовская СОШ» : 1 раз в неделю. Длительность занятий - 2 часа. Обязательно проводится 10 минутный перерыв для отдыха .

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана с учетом возраста детей 14-16 лет.

Педагогическая целесообразность программы заключается в соответствии построения целей и задач, построению содержания учебной программы.

Возрастные и психологические особенности детей 14-16 лет

Подвижность, конкретность мышления. Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.

Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения:

72 часа в год, раз в неделю по 2 часа

Формы организации занятий

Форма организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая.

Форма проведения занятий: практическое, комбинированное, соревновательное.

Подведение итогов реализации программы проходит через участие обучающихся в разного рода тренировках, играх, соревнованиях.

Основные методы работы.

Методы и приемы обучения: Групповые, индивидуальные, демонстрационные.

1. Метод словесного описания упражнений

Это самый универсальный метод. С его помощью решаются различные задачи (постановка задач обучения, описание техники движений, управление ходом обучения, анализ результатов исполнения задания).

2. Метод показа упражнений

Наиболее наглядным является показ самим преподавателем изучаемых элементов. Такое исполнение помогает создать целостную картину упражнения. Для детей этот метод является неотъемлемой частью обучения, т. к. опирается на сохранные психические структуры (рефлекс подражания).

3. Метод целостного разучивания упражнений

Этот метод предполагает выполнение упражнений целиком. Один из вариантов метода целостного разучивания - метод подводящих упражнений, предполагающий предварительное выполнение более простых, ранее изученных упражнений, структурно сходных с новыми.

4. Метод расчлененного разучивания. Метод заключается в искусственном дроблении изучаемого двигательного действия на составные части и последовательном их освоении при дальнейшем соединении в целое упражнение.

5. Метод изменения условий обучения. Этот метод подразумевает создание специальных условий для выполнения упражнений (упражнения выполняются не ногой, а головой);

6. Игровой метод. Данный метод предполагает использование спортивных игр, развивающих необходимые для футбола качества (скорость реакции, координация в пространстве, техника функционального бега).

Оценка результатов.

Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).

Высшим спортивным результатом обучения детей по данной программе является достижение соревновательного уровня подготовки.

Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:

  • словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

  • наглядные методы - применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;

  • практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Показателями результативности программы являются:

  • Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;

  • Приобретение опыта борьбы с другими командами;

  • Специализированность всех средств подготовки воспитанников.

Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Волейбол», являются:

  • Социальные черты личности, мотивация к физической активности;

  • Технико-тактическая подготовленность;

  • Общая и специальная физическая подготовленность;

  • Психологическая подготовленность;

  • Благоприятное функциональное состояние на базе хорошего здоровья;

  • Антропометрические показания;

  • Успешность игровой деятельности.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, каждый четверг с 19.00-21.00

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу года обучения учащиеся должны

знать:

- историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;

- значение здорового образа жизни;

- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;

- правила игры;

- терминологию игры и жесты судьи;

- технику изученных приѐмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;

- методику регулирования психического состояния.

Уметь:

- технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной

деятельности и организации собственного досуга;

- применять в игре изученные тактические действия и приѐмы;

- соблюдать правила игры;

- регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований;

- достигать оптимального боевого состояния;

- организовывать и судить соревнования;

- осуществлять соревновательную деятельность.

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;

- повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;

- устойчивое овладение умениями и навыками игры;

- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;

- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма.

Основной принцип работы детского обьединения - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

Организация рабочего места .

Спортивный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным дневным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать спортивный инвентарь, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.

Условия реализации программы

Материально-технические условия:

- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.

Педагогические условия:

-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;

-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;

-создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Материалы и инструменты

Для проведения занятий в детском объединение необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

- Сетка волейбольная - Мячи набивные

- Стойки волейбольные - Мячи волейбольные

- Гимнастическая стенка

- Гимнастические скамейки

- Гимнастические маты - 3 штуки.

- Скакалки - 30 штук.

Учебно-тематический план

Занятия

По

плану

Факти-чески

Тема занятия

Кол-во

часов

Тео-

рия

Прак-тика

Элементы содержания

1

Введение. История возникновения волейбола

1

1

-

Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи.

2

Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

1

1

-

Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

3

Техническая подготовка.

1

-

1

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

4

Тактические действие.

1

-

1

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

5

Специальная физическая подготовка.

1

-

1

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

6

Техническая подготовка.

1

-

1

Пас предплечьями в движении.

7

Контрольные игры и испытания.

1

-

1

Челночный бег. Прыжки через скакалку. Бег в течении 6-ти минут.

8

Техническая подготовка.

1

1

-

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

9

Общая физическая подготовка.

1

-

1

Упражнения с предметами; со скакалками и мячами.

10-11

Техническая подготовка.

2

1

1

Пас предплечьями в движении.

12-13

Техническая подготовка.

2

1

1

Пас предплечьями на точность.

14

Специальная физическая подготовка.

1

-

1

Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования.

15-16

Техническая подготовка.

2

1

1

Боковая подача.

17

Общая физическая подготовка.

1

-

1

Подвижные игры и эстафета.

18-19

Тактическая подготовка.

2

1

1

Подача и пас предплечьями.

20

Общая физическая подготовка.

1

-

1

Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища.

21-22

Тактические действие.

2

1

1

Прием подачи в правой и левой задних зонах.

23

Тактические действие.

1

-

1

Нацеленная подача

24

Специальная физическая подготовка.

1

-

1

Упражнения для мышц плечевого пояса. Развитие координационных способностей.

25-26

Тактика защиты.

2

1

1

Умение взаимодействии с другими игроками.

27

Техническая подготовка.

1

-

1

Передача сверху.

28

Техническая подготовка.

1

-

1

Пас-отскок мяча-пас.

29

Специальная физическая подготовка.

1

-

1

Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей.

30-31

Техническая подготовка.

2

1

1

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

32-33

Техническая подготовка.

2

1

1

Передача -перемещение- передача.

34

Общая физическая подготовка.

1

-

1

Подвижные игры с использованием волейбольных мячей.

35-36

Тактическая подготовка.

2

1

1

Передача безадресного мяча.

37-38

Тактическая подготовка.

2

1

1

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

39-40

Техника нападения.

2

1

1

Круг за кругом.

41

Техника нападения.

1

-

1

Высокая прострельная передача.

42

Техника защиты.

1

-

1

Пас из неудобного положения.

43

Техника защиты.

1

-

1

Пас из неудобного положения.

44

Техника нападения.

1

-

1

Высокая прострельная передача.

45

Техника нападения.

1

-

1

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

46

Техника нападения.

1

-

1

Подача, пас предплечьями и второй пас.

47

Техника защиты.

1

-

1

Игра "Кому принимать подачу?"

48

Техническая подготовка.

1

-

1

Нижняя подача.

49

Техническая подготовка.

1

-

1

Нижняя подача.

50

Общая физическая подготовка.

1

-

1

Игра "Круг за кругом".

51

Специальная физическая подготовка.

1

-

1

Пас предплечьями на точность.

52

Тактическая подготовка.

1

-

1

Пас из неудобного положения.

53

Специальная физическая подготовка.

1

-

1

Упражнения с набивными и теннисными мячами.

54-55

Техническая подготовка.

2

1

1

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

56

Техническая подготовка.

1

-

1

Передача -перемещение- передача.

57

Тактическая подготовка.

1

-

1

Верхняя подача.

58

Техника нападения.

1

-

1

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

59

Техника Защиты.

1

-

1

Пас из неудобного положения.

60-61

Специальная физическая подготовка.

2

1

1

Техника атакующего удара.

62

Общая физическая подготовка.

1

-

1

Упражнения для мышц ног и таза.

63

Тактика защиты.

1

-

1

Пас из неудобного положения.

64

Общая физическая подготовка.

1

-

1

Игра пионербол.

65

Общая физическая подготовка.

1

-

1

Игра "Подай и попади"

66

Специальная физическая подготовка.

1

-

1

Игра "Сумей передать и подать"

67

Тактика нападения

1

-

1

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

68

Тактика нападения

1

-

1

Подача с лицевой линии.

69

Техническая подготовка.

1

-

1

Пас в движении.

70

Тактика защиты.

1

-

1

Игра"Кому принимать подачу"

71

Тактика нападения.

1

-

1

Разбег перед атакой.

72

Контрольные игры и испытания.

1

-

1

Оценка игровых достижений.

Всего:

72

16

56







Содержание программы ( 72 часа)

Знания о физической культуре и спорте в России, о волейболе.

( В процессе занятий)

- Физическая культура и спорт в России.
Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
- История развития волейбола.
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире.
- Влияние физических упражнений на организм человека
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма
- Гигиена волейболиста
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).

Техническая подготовка ( 30 часов)
Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
- перемещения,
- подачи,
- передачи,
- нападающие удары,
- блокирование.

Тактическая подготовка ( 22 часа)
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях,
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.


Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
- перемещения,
- прием нападающего удара
прием подачи,
передачи,
- подача мяча,
- нападающие удары,
- блокирование.
Тактика нападения и тактика защиты:
- индивидуальные действия,
- групповые действия,
- командные действия.

Правила игры в волейбол (1 час )
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.

Общая физическая подготовка ( 8 часов)
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол
Подвижные игры и эстафеты

Специальная физическая подготовка ( 9 часов)
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера
- игры и эстафеты с препятствиями.
10. Контрольные испытания.
- Контрольные испытания по общей физической подготовке
- Контрольные испытания по технической подготовке

Контрольные игры и судейская практика( 2 час)

Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.

Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня ( В течение учебного года)

Судейство во время игры

Список литературы.

Для педагога:

- Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2010.

- Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2013.

- Голомазов В. А., Ковалѐв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе.

- Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1999.

- Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2011.

Для детей:

- Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2013.

- Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2009.



© 2010-2022