Урок на тему РАБОТА И МОЩНОСТЬ ТОКА

Урок комбинированный. Сначала повторяются виды соединения проводников, а затем изучается новый материал , используя деятельный подход к обучению физике.Ученики собирают электрические цепи, оценивают зависимость яркости свечения лампочек от вида их соединения, пользуются измерительными приборами, выясняют их влияние на измеряемые величины.
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 10 классе на тему «Работа и мощность тока»

Цели

1.обчающая: разъяснить сущность понятий: работа тока, мощность тока; систематизировать знания обучающихся о закономерностях, происходящих в проводниках при протекании по ним электрического тока.

2.развивающая: показать практическое значение изучаемых величин, продолжить работу по формированию познавательных интересов и практических навыков учащихся.

3. воспитательная: :формирование коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Оборудование: источники питания, резисторы, лампочка, амперметры, вольтметры, соединительные провода, ключи.

Ход урока.

I Вступительная беседа.

Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься на уроке? Каковы ваши ожидания?

(постановка цели урока)

II Актуализация знаний.

Сегодня мы работаем в группах. В каждой группе нужно выбрать старшего, который будет фиксировать степень участия каждого ученика в выполнении задания, и выставлять итоговую оценку. Для этого на столах имеются бланки

Задание 1 группе: Собрать цепь для проверки закономерностей последовательного соединения проводников, выбрать для этого необходимые измерительные приборы, вычертить схему соединения.

Задание 2 группе: Сделать то же самое для параллельного соединения проводников.

Заслушивание отчета о результатах опытов,

Беседа о том, можно ли было предсказать полученные результаты рассуждениями?

Возможные ответы: Для последовательного соединения:

  1. Сила тока одинакова т. к. заряд, проходящий через любое сечение проводников одинаков(подобно течению воды в реке)

  2. Сопротивление складывается т.к. при последовательном соединении как бы увеличивается длина проводника.

  3. Напряжение складывается исходя из его физического смысла- работа тока увеличивается.

При параллельном соединении:

  1. Сила тока складывается т.к. заряд сначала разветвляется, а затем сливается.

  2. Сопротивление становится меньше т.к. как бы увеличивается площадь поперечного сечения проводника

  3. Напряжение остается одинаковым т.к. одинаковы потенциалы концов проводников.

III Изучение нового материала.

-Повторение понятия электрического напряжения.

К доске вызывается ученик, который запишет формулу. U=A/q. Найдем отсюда работу электрического поля (A=U q) Это и есть работа тока, записываем тему в тетрадь.

-Продолжаем работу с формулой (I=q t отсюда следуетформула А=I U t; А=I2 R t; A=U2/R t)

-Беседа о физическом смысле работы тока введение понятия количества теплоты, выделяемого током , Запись закона Джоуля -Ленца Q=I2 R t Выяснение его физического смысла.

-Разбор вопроса о зависимости яркости свечения лампочки (выделяемого количества теплоты) от вида соединения. ---- Демонстрация опыта:

Две лампочки с разным сопротивлением сначала соединим параллельно( наблюдаем, что лампа с меньшим сопротивлением горит ярче), а затем последовательно (лампочка с малым сопротивлением горит тускло)

  1. Q1/Q2=U2/R1:U2/R2=R2/R1

  2. Q1/Q2=I2/ R1:I2/R2=R1/R2

-Введение понятия мощности тока P=I U; P=I2 R; P=U2/R .

-Практическое задание: Произвести необходимые измерения и вычислить мощность лампочки.

Проблема: Как подключить амперметр и вольтметр?

  1. Вольтметр параллельно только резистору, а последовательно к ним амперметр.

  2. Вольтметр параллельно резистору и амперметру.

- Дают ли приборы точные результаты? В каком случае измерена точно сила тока, а в каком напряжение? В чем выход из этой ситуации?

-Находим справочные данные об измерительных приборах. Почему так отличаются их внутренние сопротивления? Сопротивление вольтметра примерно в 700 раз превосходит сопротивление амперметра. Это нужно для того, чтобы приборы не влияли на измеряемые силу тока и напряжение.

-Беседа о единицах измерения мощности и работы. Можно ли выразить джоули через ватты? Что такое киловатт-час?

-Отчет учеников об оценке расхода электроэнергии и расчете ее стоимости в их домах за месяц. Сравнение с таким же заданием, выполненном в 8 классе по прошлым тарифам.

Подведение итогов урока.

Задание на дом









Фрагмент элективного занятия в 11 классе на тему «Переменный ток"

Цель: Повторить понятие переменного тока, рассмотреть поведение катушки индуктивности и конденсатора в цепи переменного тока. Заслушать сообщение об истории электрификации Брянской области.

Ход занятия.

1 Беседа о том, чем отличается переменный ток от постоянного тока.

2.Выступление Марченковой С. О работе над проектом на тему «История электрификации Брянской области»

3. Демонстрация экспериментов по исследованию зависимости сопротивления конденсатора и катушки от частоты переменного тока и зависимости сопротивления конденсатора от его электроемкости, а также зависимости сопротивления катушки от ее индуктивности.

4. Установить формулу емкостного и индуктивного сопротивления.

5.Показать, как выполняется закон Ома для цепей с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением.

6 Дать представление о действующем значении силы тока и напряжения.



© 2010-2022