Рабочая программа 7-9 ФКГОС

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Новокубанский район, п. Восход

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 им. В.В. Горбатко п. Восход

муниципального образования Новокубанский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от «28» августа 2015 года

Председатель педсовета

__________________ Тарасова Р.А.

подпись руководителя ОУ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По физике

1(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс) основное общее образование (7-9 классы)

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 204

Учитель Ильченко Александра Михайловна

Программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика 7-9 классы, Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы», составители В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа

основного общего образования

по физике 7-9 класс


I.Пояснительная записка

Программа по физике для учащихся 7-9 классов составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- Письмом министерства образования и науки Краснодарского края № 47-10474/15-14 от 17.07.2015 г. «О рекомендациях по составлению программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

Программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутник, А. В. Перышкин. Физика 7-9 классы, Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы», составители В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010, с учётом рекомендованного к использованию УМК А.В. Перышкин.

В программе содержится учебная информация и перечень фронтальных лабораторных работ.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у обучающихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

II.Общая характеристика учебного предмета

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира - важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

III.Описание места учебного предмета в учебном плане

Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. По учебному плану школы предмет изучается в 7-9 классах в количестве 204 часов (по 68 часов, 2 часа в неделю).

А.В.Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2012-2014 г.

А.В.Перышкин Физика 8 класс И.Д. «Дрофа» 2012-2014 г.

А.В.Перышкин, Е.М.Гутник Физика 9 класс И.Д. «Дрофа» 2012-2014 г.

Класс

7

8

9

Количество часов в неделю

2

2

2

Итого

68

68

68

IV.Содержание учебного предмета

7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

1.Введение - 4 часа

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1.Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

2.Первоначальные сведения о строении вещества - 5 часов

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснения на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

1.Измерение размеров малых тел.

3.Взаимодействие тел - 23 часа

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

1.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

2.Измерение массы тела на рычажных весах.

3.Измерение объема твердого тела.

4.Измерение плотности твердого тела.

5.Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

6.Исследование силы трения скольжения от силы нормального давления.

7.Определение центра тяжести плоской пластины.

4.Давление твердых тел, жидкостей и газов - 23 часа

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

1.Измерение давления твердого тела на опору.

2.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

3.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5.Работа и мощность. Энергия - 13 часов

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

1.Выяснение условия равновесия рычага.

2. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


8 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

1.Тепловые явления - 12 часов

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальные лабораторные работы

1.Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

3.Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

2.Изменение агрегатных состояний вещества - 11 часов

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температура кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальная лабораторная работа

1.Измерение относительной влажности воздуха.

3.Электрические явления - 27 часов

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные лабораторные работы

1.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

2.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

3.Регулирование силы тока реостатом.

4.Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении Измерение сопротивления проводника.

5.Измерение работы и мощности электрического тока.

4.Электромагнитные явления - 7 часов

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные лабораторные работы

1.Сборка электромагнита и испытание его действия.

2.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

5.Световые явления - 11 часов

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражения света. Закон отражения света. Плоское зеркало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

1.Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

2.Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

3.Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

1.Законы взаимодействия и движения тел - 27 часов

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы

1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

2.Механические колебания и волны. Звук - 11 часов

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Фронтальные лабораторные работы

1.Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

2.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

3.Электромагнитное поле - 18 часов

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

1.Изучение явления электромагнитной индукции.

2.Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

4.Строение атома и атомного ядра - 12 часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана . Цепная реакции. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд.

Фронтальные лабораторные работы

1.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

2.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

3.Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

V.Тематическое планирование

п/п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

7 класс

8 класс

9 класс

1

Введение

4



2

Первоначальные сведения о строении вещества

5



3

Взаимодействие тел

23



4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23



5

Работа мощность энергия

13



6

Тепловые явления


12


7

Изменение агрегатных состояний вещества


11


8

Электрические явления


27


9

Электромагнитные явления


7


10

Световые явления


11


11

Законы взаимодействия и движения тел



27

12

Механические колебания и волны. Звук



11

13

Электромагнитное поле



18

14

Строение атома и атомного ядра



12


Итого:

68

68

68

VI.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Печатные пособия

1.Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования (ФКГОС ООО). - М.: Просвещение, 2012.

2.Примерные программы основного общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

3.Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010.

4.Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2010.

5.А.В.Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2010-2014.

6.А.В.Перышкин Физика 8 класс И.Д. «Дрофа» 2010-2014.

7.А.В.Перышкин, Е.М.Гутник Физика 9 класс И.Д. «Дрофа» 2010-2014.

8.Л.М.Монастырский, А.С.Богатин Физика. Подготовка к ЕГЭ - М.: Легион, 2014.

Учебно-методический комплект

1.А.В. Перышкин «Физика 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.

2.А.В. Перышкин «Физика 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010-2014.

3.А.В. Перышкин «Физика 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010-2014.

Электронные образовательные интернет-ресурсы

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

2.Открытая физика physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm

3.Газета «1 сентября»: материалы по физике

1september.ru/

4.Физика.ru fizika.ru

5.Электронный учебник physbook.ru/

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

физический кабинет оснащён неполным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы (99% оборудования устаревшее).

Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.

Лабораторное оборудование хранится в шкафах. Демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.

Кабинет физики снабжён электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности.

В кабинете физики имеется:

- противопожарный инвентарь;

- аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

- инструкция по правилам безопасности для обучающихся;

- журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда;

- портретами выдающихся физиков.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей физико-математических наук

МОБУСОШ №16 им. В.В. Горбатко

от 27 августа 2015 года №1,

_________ Палкина Е.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ Копыткова Ю.В.

27 августа 2015 года


© 2010-2022