Урок «Звуки в физике, природе, музыке»

Продолжительность урока 45 минут. Комплексная цель:  обобщить, систематизировать  знания  по теме: «Колебания и  волны». Интегрирование предметов: биология, музыка, литература.   Оборудование: проектор, презентация, карточки, отрывки из музыкальных произведений: Сара Брайтан, Дмитрий Хворостовский, Игорь Растеряев, ансамбль «Хрустальная гармония»-П.И.Чайковский «Щелкунчик»,голоса  животного мира, отрывки из произведения  Чарльза Диккенса «Сверчок за очагом». Исследуется речь человека.Изучается Гигиена и профилактика органов дыхания и голосообразования.
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Звуки в физике,природе,музыке»Урок «Звуки в физике,природе,музыке»Урок «Звуки в физике,природе,музыке»Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Варламовская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области»

Открытый урок по физике в 9 классе "Звуки в физике, природе, музыке".

«Обобщающий урок по теме «Механические колебания.Волны»»

30.01.2014

Учитель физики: Лепилкина Валентина Ивановна

Продолжительность урока 45 минут

Тип: урок конференция-исследование.

Комплексная цель: обобщить, систематизировать знания по теме: «Колебания и волны».

Здоровьесберегающие аспекты:

  1. Работа в группах, которая требует от учащихся подвижности;

  2. Опыты, требующие работы руками.

  3. Смена деятельности.

  4. Валеологические музыкальные паузы.

Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Проблемное обучение

  2. Игровые технологии

  3. Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

  4. ИКТ

Использование личностных технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества.

  2. Развивающее обучение .

Интегрирование предметов: биология, музыка, литература.

Оборудование: проектор, презентация, карточки, отрывки из музыкальных произведений: Сара Брайтан, Дмитрий Хворостовский, Игорь Растеряев, ансамбль «Хрустальная гармония»-П.И.Чайковский «Щелкунчик»,голоса животного мира, отрывки из произведения Чарльза Диккенса «Сверчок за очагом».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент: (1,5-2 мин)

Цели учителя: вовлечь учащихся в процесс осознания и принятия целей, обеспечение позиции субъекта.

Цели ученика: настроиться на продуктивную работу

Сегодня у нас необычный урок, урок-конференция по теме "Звуки в физике, природе, музыке".

Хотелось бы начать урок со слов древнегреческого учёного Аристотеля: "Искать истину и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может целиком её постигнуть, ни полностью изменить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина".Слайд2

Учащиеся записывают тему урока

II.Обобщение и закрепление изученного материала (25 мин)

Цели учителя: контролировать правильность ответов учащихся

Цели учащихся: учиться анализировать предложенный материал

Методы: словесные,проблемно-поисковый, практический

Формы обучения: групповые, индивидуальные

1.Фронтальный опрос по основным понятиям темы

-Что называют механическими колебаниями?

- Основные характеристики колебаний?

- Что такое волна?

- Какие бывают волны?

-Какие волны называют звуковыми?

Что является источниками звуковых волн?

(Послушайте фрагменты. Что или кто является здесь источником звука?) Слайд 3

-Прочитайте шкалу частотных интервалов и определите по ней тип звуковых колебаний.

-Какие характеристики звука вы знаете?

-Отгадайте, о чём идёт речь?(Загадка тембра)

Теплый - холодный, жесткий - мягкий, легкий - тяжелый, матовый - блестящий…

А ещё:густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный, прозрачный.

СЛАЙД 4

2.Найди звуки».

Перед вами на столах находятся рабочие листы со строками из произведения Чарльза Диккенса «Сверчок за очагом». Каждый из вас должен подчеркнуть те слова, которые выражают звук.

1 вариант

Перепуганный косец пришёл в себя только тогда, когда часы перестали трястись под ним, а скрежет и лязг их гирь и цепей окончательно прекратился. Немудрено, что он так разволновался: ведь эти дребезжащие.костлявые часы -не часы, а сущий скелет! - способны на кого угодно нагнать страху, когда начнут щёлкать костями…

…Тогда-то, заметьте себе, чайник и решил приятно провести вечерок. Что-то неудержимо заклокотало у него в горле, и он уже начал издавать отрывистое звонкое фырканье, которое тотчас обрывал, словно ещё не решив окончательно, стоит ли ему сейчас показывать компанейским малым. Тогда-то, после двух-трёх тщетных попыток заглушить в себе стремление к общительности, он отбросил всю свою угрюмость, всю свою сдержанность и залился такой уютной, такой весёлой песенкой, что никакой плакса-соловей не мог за ним угнаться…

…Чайник пел свою песенку так весело и бодро, что всё его железное тело гудело и подпрыгивало над огнём; и даже сама крышка стала выплясывать что-то вроде джаги и стучать по чайнику.

2 вариант

Вот тут-то, если хотите, сверчок и вправду начал вторить чайнику! Он так громко подхватил припев на свой собственный стрекочущий лад -стрек, стрек, стрек!- голос его был столь поразительно несоразмерен с его ростом по сравнению с чайником, что если бы он тут же разорвался, как ружьё, в которое заложен чересчур большой заряд, это показалось бы вам естественным и неизбежным концом, к которому он сам изо всех сил стремился.

…Чайнику уже не пришлось петь соло. Он продолжал исполнять свою партию с неослабленным рвением, но сверчок захватил роль первой скрипки и удержал её. Боже ты мой, как он стрекотал! Тонкий, резкий, пронзительный голосок его звенел по всему дому и, наверное, даже мерцал, как звезда во мраке, за стенами. Иногда на самых громких звуках он пускал вдруг такую неописуемую трель, что невольно казалось -сам он высоко подпрыгивает в порыве вдохновения, а затем снова падает на ножки. Тем не менее они пели в полном согласии, и сверчок и чайник…тема песенки оставалась всё та же, и соревнуясь, они распевались всё громче и громче.

3.Исследования диапазона речи человека.

3.1. Работа в группах. Биофизика на уроках физики стр 82.

3.2.Дополнительный материал

Самый низкий из слышимых человеком музыкальных звуков имеет частоту 16 колебаний в секунду. Он извлекается органом. Но применяется не часто - очень басовит. Разобрать и понять его трудно. Зато 27 колебаний в секунду-тон вполне ясный для уха, хоть тоже редкий. Услышать его можно, нажав крайнюю левую клавишу рояля. Абсолютный "нижний" рекорд мужского баса, поставленный в ХУIII веке певцом Каспаром Феспером - 44 колебания в секунду. 80 колебаний в секунду - обычная нижняя нота хорошего баса и многих инструментов. Удвоив число колебаний (повысив звук на октаву), приходим к тону, доступному виолончелям, альтам. Здесь отлично чувствуют себя и басы, и баритоны, и тенора, и женские контральто. А еще октава вверх - и мы попадаем в тот участок диапазона, где работают почти все голоса и музыкальные инструменты. Недаром именно в этом районе акустика закрепила всеобщий эталон высоты тона: 440 колебаний в секунду ("ля' первой октавы). Вплоть до 1000-1200 колебаний в секунду звуковой диапазон полон музыкой. Эти звуки - самые слышные. Выше следуют менее населенные «этажи». Легко взбираются на них лишь скрипки, флейты, орган, рояль, арфа. И полновластными хозяйками выступают звонкие сопрано. Вершины женского голоса забрались еще дальше. В ХУIII веке Моцарт восхищался певицей Лукрецией Аджуяри, которая брала "до" четвертой октавы - 2018 колебаний в секунду. Француженка Мадо Робен (умершая в 1960 году) пела полным голосом "ре" четвертой октавы - 2300 колебаний в секунду.

IV.Экспериментальная работа (10 мин)

1.На голос, его красоту, силу влияет не только частота и амплитуда колебаний голосовых связок, но и то, как мы дышим, т.е. дыхание. Давайте с вами проведем небольшое исследование и посмотрим, как мы дышим.
Дыхание - это колебание (периодическое изменение вдохов и выдохов).

Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного.
Умеете ли вы правильно дышать?
Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот - брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку - грудной тип, совмещая то и другое - смешанный тип дыхания.
Результаты исследования внесите в таблицу.

n, количество вдохов-выдохов

t, с

ν= n / t

Т = 1 / ν

Вывод

60

Предлагаем сравнить с нормой:

n = 16, ν= 0,27Гц, Т = 1/0,27=3,704 с

2.Заслушивание отчётов

Оказывается, правильно дышать очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.
Многие люди дышат слишком часто (а норма - 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться - свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.
Полное дыхание - это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь - и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.
Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту - замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту - это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

5.Гигиена и профилактика органов дыхания и голосообразования.

"Почему, когда у человека болит горло, он говорит хриплым голосом?"

Болезни голосового аппарата, связанные с нарушениями голосовой функции, имеют различные причины. Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей: ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит), бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует прекратить в этом случае до выздоровления. Причина появления певческих узелков - повышенная нагрузка на голосовой аппарат, неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении голосового покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки удаляются оперативным путем. К заболеваниям, связанным с повышенной эксплуатацией голоса, также относится кровоизлияние в голосовую складку. Оно наступает при резком напряжении (крике, форсирование). Дисфония - расстройство голосообразования, протекающее в форме ослабления деятельности голосовых складок (несмыкание), либо в спазматической форме. Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной голосовой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции.

Вывод учителя:

Развитие голосового аппарата ведёт к рождению красивого, сильного и яркого голоса не от природы, а от вокального тренинга. Правильно сформированный режим работы голосовых связок в потоке выдоха способен создать звук, много превосходящий предполагаемые возможности вашего голоса. Дыхание - это колебания, а колебания - звук плюс выброс его дыханием за пределы глотки. Основная разница не в голосовом аппарате, а лишь в длине голосовых связок.
Я хочу, чтобы вы осознали реальность своих шансов, шансов воскресить свои мечты. Сделайте себе голос. Красивый, яркий, сильный и не от природы!








Скрежет, лязг, дребезжащие, щёлкать, звонкое фырканье, песенкой залился, пел, гудело, стучать.







Громко, припев,

стрекочущий лад -стрек, стрек, стрек!- разорвался, соло, стрекотал, тонкий, резкий, пронзительный голосок , звенел, громких звуках, трель, пели, песенки, распевали громче.

Цели учителя: Обобщить знания по механическим колебаниям и волнам с точки зрения ФИЗИКИ ЧЕЛОВЕКА; продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента

Цели учащихся: уметь проводить эксперимент, выступать перед товарищами

Задачи: ознакомление с гигиеническими правилами сохранения здорового состояния голосового аппарата и голоса.

Формы обучения: индивидуальные

Учащиеся выполняют экспериментальную работу и записывают результаты в «Рабочем листе»

Цели учителя: проверить готовность учащихся к применению знаний.

Цели учащихся :

Формы обучения: индивидуальная

III.Тестирование

Автономная деятельность учащихся.

IV.Домашнее задание (1,5 мин)

Цели учителя: инструктаж по выполнению домашнего задания

Цели ученика: восприиятие инструктажа по выполнению домашнего задания.

Cоставить кроссворд о звуке или написать сочинение на тему «Звук вокруг нас»

V.Рефлексия (1,5 мин)

Цели учителя: провести рефлексию учеников.

Цели ученика: дать оценку результатов собственной деятельности, своего продвижения, отношения.

На заключительном этапе я хотела бы узнать, кто из вас доволен своей работой на уроке? Если вам понравился урок, вы ему даете "зелёный" свет, а если нет - "красный".

Я благодарю вас за сотрудничество. Спасибо вам, ребята, за урок. С вами было очень интересно работать. До свидания!

Ученики дают оценку собственной деятельности

VI.Оценивание знаний .

Цели учителя: подвести итог работы учащихся, выявить ошибки, проблемы в знаниях.

Учитель произносит пожелания учащимся?стимулируя их деятельность к повышению качества знаний



© 2010-2022