Рабочая программа по физике 7 класс

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т.Актюбинский»

Азнакаевского муниципального района РТ



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_________Зарипова Л.А.

протокол от____________ №__

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_________________З.В.Зиннатуллина

_______________

УТВЕРЖДАЮ Директор школы

_______________Р.А.Исламов

приказ от ___________г. № ___














Рабочая программа по физике

Хузиной Гульназ Рустемовны

по учебному курсу «Физика»

7 класс базовый уровень

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

протокол от ____________г_ №____



2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Примерной программы основного общего образования по физике (опубликованной в сборнике «программы для общеобразовательных учреждений Физика 7-9 кл./В.О.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.коровин, А.Ю.Пентин, Н.С.Пурышева, В.Е.Фрадкин) и авторской программы (авторы Е.М.Гутник, А.В.Перышкин).

  • Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений. Приказ Минобразования России от 09.03.04 г. № 1312.

  • Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год.

УМК:

-учебник Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008 г.

- сборник задач по физике 7-9 В.И Лукашик, Е.В.Иванов М.: Просвещение 2004 г и др.


Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика - фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика - наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат - сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, М. Ломоносов, Б. Паскаль, Э. Торричелли, Архимед и др. с их ролью в становлении физического знания и экспериментального метода исследования в физике.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).



Место и роль курса физики в 7 классе в учебном плане МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Количество контрольных работ - 6,

лабораторных работ - 11.































Учебно - тематическое планирование

по Физике___

Класс ___7________

Учитель Хузина Гульназ Рустемовна

Количество часов

Всего __70__час; в неделю __2__ час.

Плановых контрольных уроков ___6___, зачетов _2____ , тестов _____ ч.:

Административных контрольных уроков __________________ч.;

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Учебник 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /Перышкин А.В, Москва. Дрофа 2008 г.

Дополнительная литература: Учебник для общеобразовательных учреждений Физика 7 класс, Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская. Москва Дрофа 2008 г. Сборник задач по физики Лукашик В.И. Иванова Е.В. М. «Просвещение» 2004 г (в электронном виде).



Содержание программы учебного курса 7 класса.

7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение (4ч)

Что изучает физика. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника.

Лабораторная работа

№ 1. «Определение цены деления измерительного прибора».

2.Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные (твердое, жидкое, газообразное) состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа

№ 2. «Измерение размеров малых тел».

3.Взаимодействие тел (20 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Путь, траектория. Система отсчета и относительность движения. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массытела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой.Сила тяжести на других планетах. Упругая деформация. Закон Гука.Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела.Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы

№ 3. «Измерение массы тела на рычажных весах».

№ 4. «Измерение объема твердого тела».

№ 5. «Определение плотности твердого тела».

№ 6. «Градуированные пружины и измерение сил динамометром».

№ 7. «Измерение силы трения с помощью динамометра».

4.Давление твердых тел. жидкостей и газов (22 ч)

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля. Давление в жидкости и газе. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Атмосферное давление. История открытия атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с

_____________________________________________

Курсивом в программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

высотой. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Пневматические машины и инструменты. Манометр. Насос. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Легенда об Архимеде. Условия плавания тел, судов. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы

№ 8 .«Определениевыталкивающей силы, действующейна погруженное в жидкость тело».

№ 9. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

5.Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. 11ростые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели.

Лабораторные работы

№ 10. «Выяснение условия равновесия рычага».

№ 11. «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

6. Повторение. (5 часов)

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил. Сила трения.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда. Простые механизмы.









Тематическое планирование

Введение (4часа)

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

Взаимодействие тел (20 часов)

Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 часа)

Работа и мощность. Энергия (13часов)

Повторение. (5 часов)

Всего 70 часов







К.ч

Тема урока

Дата

План

Факт

4

  1. Введение

1.1.

1

Инструктаж по ТБ. Физика как наука. Наблюдения и опыты

03.09

02.09

1.2

1

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

05.09

03.09

1.3

1

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

10.09

09.09

1.4

1

Физика и техника. Научные методы и гипотезы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания.

12.09

10.09

6

  1. Первоначальные сведения о строении вещества

2.5

1

Строение вещества. Молекулы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

17.09

16.09

2.6

1

Диффузия. Броуновское движение. Связь температуры со скоростью движения молекул.

19.0

18.09

2.7

1

Взаимодействие частиц вещества. (Притяжение и отталкивание).

24.09

23.09

2.8

1

Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

26.09

25.09

2.9

1

Решение задач по теме «Строение вещества, молекулы».

01.10

30.09

2.10

1

Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»

03.10

02.10

20

  1. Взаимодействие тел

3.11

1

Механическое движение и его виды. Равномерное и неравномерное движение. Траектория. Путь.

08.10

07.10

3.12

1

Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости

10.10

09.10

3.13

1

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

15.10

14.10

3.14

1

Явление инерции. Взаимодействие тел.

17.10

16.10

3.15

1

Масса тела. Единицы массы. Инструктаж по Технике безопасности. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

22.10

21.10

3.16

1

Решение задач по теме «Скорость, средняя скорость»

24.10

23.10

3.17

1

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности

29.10

28.10

3.18

1

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

1.11

30.10

3.19

1

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»

12.11

11.11

3.20

1

Решение задач по теме «Механическое движение. Плотность вещества»

14.11

13.11

3.21

1

Контрольная работа № 2 по теме «Механическое движение. Плотность вещества»

19.11

18.11

3.22

1

Взаимодействие тел. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

21.11

20.11

3.23

1

Сила, возникающая при деформации. Закон Гука.

26.11

25.11

3.24

1

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

28.11

27.11

3.25

1

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил действующих по одной прямой.

03.12

02.12

3.26

1

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

05.12

04.12

3.27

1

Сила трения. Трение скольжения, качения. Трение покоя.

10.12

09.12

3.28

1

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7. «Измерение силы трения с помощью динамометра».

12.12

3.29

1

Решение задач по теме «Сила. Действие сил».

17.12

3.30

1

Контрольная работа № 3 по теме «Взаимодействие тел»

19.12

22

Давление твердых тел, жидкостей и газов

4.31

1

Давление. Давление твердых тел. Единицы давления

23.12

4.32

1

Решение задач на определения давления твердого тела

25.12

4.33

1

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно- кинетических представлений.

14.01

4.34

1

Закон Паскаля

16.01

4.35

1

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

21.01

4.36

1

Сообщающиеся сосуды.

23.01

4.37

1

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

28.01

4.38

1

Методы измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

30.01

4.39

1

Контрольная работа № 4 «Давление. Закон паскаля».

04.02

4.40

1

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

06.02

4.41

1

Манометры

11.02

4.42

1

Поршневой жидкостный насос

13.02

4.43

1

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз

18.02

4.44

1

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

20.02

4.45

1

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

25.02

4.46

1

Условия плавания тел. Водный транспорт

27.02

4.47

1

Решение задач на определение архимедовой силы и условия плавания тел

04.03

4.48

1

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

06.03

4.49

1

Воздухоплавание

11.03

4.50

1

Решение задач на повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

13.03

4.51

1

Обобщение материала по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

18.03

4.52

1

Контрольная работа № 5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

20.03

13

5. Работа и мощность. Энергия

5.53

1

Механическая работа. Единица работы.

01.04

5.54

1

Мощность

03.04

5.55

1

Решение задач на определение работы и мощности

08.04

5.56

1

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

10.04

5.57

1

Момент сил

15.04

5.58

1

Рычаг в технике, быту и природе. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

17.04

5.59

1

Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

22.04

5.60

1

«Золотое правило» механики. КПД механизмов.

24.04

5.61

1

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

29.04

5.62

1

Решение задач на простые механизмы и «золотое правило» механики и КПД механизмов

01.05

5.63

1

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

6.05.

5.64

1

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

8.05

5.65

1

Контрольная работа № 6 по теме «Работа, мощность и энергия »

13.05

5

6. Повторение.

6.66

1

Повторение по теме «Строение вещества»

15.05

6.67

1

Повторение по теме «Взаимодействие тел»

20.05

6.68

1

Повторение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

22.05

6.69

1

Повторение по теме «Простые механизмы».

27.05

6.70

1

Повторение по теме «Работа и мощность. Энергия»

29.05



Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения физики в 7 классе ученик должен:

знать/понимать

• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

« смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения;

уметь

• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

• использовать физические приборы и, измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

• приводить примеры практического использования физических знаний;

• решать задачи на применение изученных физических законов;

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);





Критерий оценок учащихся

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул;допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.



© 2010-2022