• Преподавателю
  • Физика
  • Программа прикладного курса по физике «Методы и приёмы решения задач по физике» для учащихся 11 класса

Программа прикладного курса по физике «Методы и приёмы решения задач по физике» для учащихся 11 класса

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа прикладного курса по физике «Методы и приёмы решения задач по физике» для учащихся 11 класса

Данный курс содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам.

Учащиеся при работе по курсу «Методы и приёмы решения задач по физике» должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами.

На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

Количество часов - 34

Количество часов в неделю - 1

Программа предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не предусмотрено.


Составитель: учитель физики

и астрономии Уразбаева С.У.




Карабалык - 2015

ГУ «Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева» отдела образования акимата Карабалыкского района Программа прикладного курса по физике «Методы и приёмы решения задач по физике» для учащихся 11 класса











Программа прикладного курса


«Методы и приёмы решение задач по физике»


для учащихся 11 класса

естественно-математического направления





Составитель: Уразбаева С.У.













Карабалык - 2015

Пояснительная записка

Программа «Методы и приёмы решения задач по физике» для учащихся 11 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РК.

На изучение физики в 11 классе по данной программе отводится 34 часа, 1 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы профильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования.

Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.

Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся прикладной курс для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач.

Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких предметов по прикладному курсу.

Основные цели курса:

  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

  • углубление полученных в основном курсе знаний и умений;

  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Задачи курса:

  • развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи;

  • обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;

  • способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию

  • обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.

  • выработать исследовательские умения.

Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и

исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Технологии, используемые в организации занятий:

  • проблемное обучение,

  • проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Для организации занятий используются следующие формы:

  • лекционное изложение материала;

  • эвристические беседы;

  • практикумы по решению задач;

  • уроки-исследования;

  • работа в малых группах;

  • домашние эксперименты.

Формами контроля при проведении данного курса являются:

  1. Самостоятельная работа по решению задач;

  2. Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;

  3. Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;

Данный курс предполагает следующие результаты:

  1. Овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач.

  2. Профильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.















Содержание

11 класс

Раздел 1. Физическая задача (2 ч).

Составление физических задач. Способы и техника составления задач.

Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач (4 ч).

Типичные недостатки при решении и оформлении задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии. Изучение примеров решения задач.

Раздел 3. Магнитное поле (6 ч).

Правило Буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.

Раздел 4. Механические колебания (6 ч).

Уравнение движения маятника. Характеристики пружинного и математического маятника. Превращения энергии при гармонических колебаниях.

Раздел 5. Электромагнитные колебания (3 ч).

Электромагнитные колебания. Виды сопротивлений в цепи переменного тока.

Раздел 6. Механические волны (2 ч).

Свойства волн. Звуковые волны.

Раздел 7. Световые волны (6 ч).

Геометрическая оптика. Формула тонкой линзы. Интерференция волн. Дифракция волновые свойства света.

Раздел 8. Излучение и спектры (1 ч).

Излучение и спектры.

Раздел 9. Световые кванты (2 ч).

Законы фотоэффекта.

Раздел 10. Атомная физика (2 ч).

Модели атомов. Постулаты Бора.

Раздел 11. Физика атомного ядра (2 ч).

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

Обобщающее занятие (1 ч).










Тематическое планирование


урока

Наименование разделов и тем

Кол-во

Дата

Раздел 1. Физическая задача

2


1

Составление физических задач

1


2

Способы и техника составления задач

1


Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач

4


3

Типичные недостатки при решении и оформлении задач

1


4,5

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии.

2


6

Изучение примеров решения задач

1


Раздел 3. Магнитное поле

6


7

Правило Буравчика

1


8

Сила Ампера

1


9

Сила Лоренца

1


10

Применение правила Ленца

1


11

Закон электромагнитной индукции

1


12

Явление самоиндукции. Индуктивность

1


Раздел 4. Механические колебания

3


13

Уравнение движения маятника

1


14

Характеристики пружинного и математического маятника

1


15

Превращения энергии при гармонических колебаниях

1


Раздел 5. Электромагнитные колебания

3


16

Электромагнитные колебания

1


17,18

Виды сопротивлений в цепи переменного тока

2


Раздел 6. Механические волны

2


19

Свойства волн

1


20

Звуковые волны

1


Раздел 7. Световые волны

6


21,22

Геометрическая оптика

2


23

Формула тонкой линзы

1


24

Интерференция волн

1


25

Дифракция волн

1


26

Волновые свойства света

1


Раздел 8. Излучение и спектры

1


27

Излучение и спектры

1


Раздел 9. Световые кванты

2


28,29

Законы фотоэффекта

2


Раздел 10. Атомная физика

2


30

Модели атомов

1


31

Постулаты Бора

1


Раздел 11. Физика атомного ядра

2


32

Энергия связи атомных ядер

1


33

Ядерные реакции

1


34

Обобщающее занятие

1



Материально-техническое обеспечение

Материально - технические средства, используемые для данного курса:

  1. Видеокассеты «Школьные физические эксперименты»:

  2. Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для проведения практических работ.

  3. Компьютер и проектор для презентаций учеников.































Литература для учителя

  1. Фомина М. В. «Решебник задач по физике», М., Мир, 2008 г.

  2. Марон В. Е., Городецкий Д. Н., Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика. Законы. Формулы. Алгоритмы» (справочное пособие), СПб, Специальная литература, 1997 г.

  3. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.

  4. Рябоволов Г. И. «Сборник тематических работ по физике», М., Просвещение, 1985 г.

  5. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.

  6. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике», М., Просвещение, 1972 г.

  7. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.


Литература для учащихся

  1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.

  2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2007 г.

  3. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.

  4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1983 г.

  5. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. «Задачи по физике», М, Дрофа, 2002 г.

  6. Рымкевич А. Н. «Физика. Задачник. 10-11 классы» (пособие для общеобразовательных учебных заведений), М., Дрофа, 2003 г.

  7. Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г.









Для заметок













© 2010-2020