• Преподавателю
  • Физика
  • Открытый урок по физике: Повторение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества»

Открытый урок по физике: Повторение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества»

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по физике

учитель: Мамалакова Саида Зайналбековна

МАОУ СОШ № 39 г. Ростов-на-Дону

Класс: 7 «А»

УМК: Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Перышкин. - М.: Дрофа,2012.

Тема: Повторение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества»

Уровень: базовый

Цель урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: Повторение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества»

Задачи урока:

- Закрепить основные положения МКТ строения вещества;

- Заложить первые представления о познаваемости явлений природы, опираясь на жизненный опыт учащихся;

- научить ребят видеть изучаемые явления в окружающей жизни, показать их связь с жизнью;

- закрепить выработанные умения и навыки при решении практических задач;

- привить навык работы с лабораторным оборудованием;

- продолжить развивать монологическую речь с использованием физических терминов;

- экологическое воспитание школьников.

Этапы урока:

I. Организационный этап. (2 мин.)

II. Актуализация знаний. (10 мин.)

III. Обобщение и систематизация знаний.

IV. Заключительный этап.

V. Домашнее задание.

Ход урока.

I . Организационный этап (2 мин.)

Обращение учителя к ученикам с приветствием и сообщение темы данного урока: « Повторение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества»..

II. Актуализация знаний учащихся (10 мин.)

Учитель:

Дорогие ребята, на нашем уроке сегодня мы вспомним всё, что изучали по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества ».

Целью урока является: обобщение, систематизация и закрепление знаний и приобретённых умений и навыков.

Постараемся максимально приблизить изучение нашей темы к окружающей действительности.

Для этого нам нужно найти ответ на вопрос:

Для чего нужно знать строение вещества?

Могут ли нам эти знания быть полезными?

Пока класс думает, как правильно сформулировать ответ на эти вопросы, на первые три свободные парты вызываются трое обучающихся, для индивидуальной работы с приборами.
Задание:
определить цену деления прибора и объем жидкости налитой в сосуд.

Учитель:

А теперь, позволим им работать, а сами вернемся к вопросам:

Для чего нужно знать строение вещества?

Могут ли нам эти знания быть полезными?

Как ответ на этот вопрос я вам прочитаю слова М.В. Ломоносова:

«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».

Учитель: ребята. А как ответили бы вы, на эти вопросы?

Учащиеся отвечают:

Знание строения вещества необходимо для того, чтобы объяснять многие физические явления в природе. Они помогают предсказывать, как будет происходить явление, что нужно сделать, чтобы его ускорить или замедлить, т.е. помогают управлять явлениями.

Учитель:

Многие учёные задумывались, из чего состоят все вещества, все окружающие нас тела. Давайте построим цепочку, ответив на вопросы:

1. Как называются окружающие нас предметы? - Все окружающие нас предметы называются физическими телами.

2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела? Все физические тела состоят из вещества

3. Что можно сказать о строении вещества? Все вещества состоят из молекул.

4. Делимы ли молекулы? Молекулы состоят из атомов.

На доске выписывается цепочка из ключевых слов: физические тела--вещества-молекула-атом

Эта связь была известна древнегреческому ученому Демокриту.

В 460 г до н. э. он написал:

«Атомы бесчисленны по величине и многообразию, носятся они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля».

Атомы и молекулы - это строители, которые носятся во Вселенной и создают окружающее нас многообразие тел: камень, лежащий у дороги, красивый цветок, пушистые облака на голубом небе.

Сейчас я вам прочитаю сказку о маленькой молекуле, чтобы вы могли представить ее значимость в нашей жизни.

Сказка о маленькой молекуле и доброй фее по имени «МКТ».

На одной из далёких планет существовало великое государство. Им правила добрая и справедливая королева Физика. Все её подданные были равны, могли двигаться могли говорить, работать, дружить. Главным достоинством жителей был их размер. Чем больше габариты жителя, тем большим уважением он пользовался. На окраине города жила маленькая Молекула. Она была такая маленькая, что жители её просто не замечали. А ей хотелось быть значимой!

Но однажды злые монстры-инопланетяне Вакуум и Хаос захотели уничтожить всех обитателей этой планеты. Они применили страшное оружие. В первую очередь стали погибать самые крупные существа.

Маленькая Молекула очень хотела помочь своей планете, но не знала как…И вот однажды к ней явилась добрая фея по имени МКТ. Она обещала спасти планету и наделила маленькую Молекулу тремя важными свойствами:

- пусть все тела на планете будут состоять из маленьких частиц (молекул);

- эти маленькие молекулы будут всё время двигаться, и ни один враг не сможет их уничтожить;

- эти маленькие молекулы будут взаимодействовать между собой и смогут дать любой отпор.

Маленькая Молекула и её друзья вступили в битву с инопланетными монстрами. Как только Вакуум и Хаос пытались уничтожить любой предмет на планете, он тут же рассыпался на маленькие молекулы и снова возникал на новом месте. А в самих молекул невозможно было попасть, так как они постоянно двигались. Но в нужный момент они собирались вместе и атаковали противника. Монстры покинули планету. Все обитатели были благодарны маленькой Молекуле. А королева Физика издала указ, который состоял из трёх пунктов:

- отныне все тела на планете состоят из частиц;

- частицы будут везде беспорядочно двигаться (это движение назовут хаотичным, в память о страшном монстре);

- эти маленькие частицы всегда будут взаимодействовать между собой.

Да будет королевский указ вечен и неизменен!

Мудрая фея МКТ стала фрейлиной королевы Физики и ее первой помощницей.

Учитель: Ребята, какой указ доброй феи МКТ является вечным и неизменным?

Ученики повторяют основные положения МКТ.

III. Обобщение и систематизация знаний.(10 мин.)

Учитель: а теперь, такой вопрос:


  • Почему все тела нам кажутся сплошными?

(Частицы вещества очень малы и не видны невооруженным глазом)

Учитель: проверим, как ребята справились с практическим заданием.
- При проведении опытов важно правильно снимать показания приборов. Вспомним, как нужно определять цену мензурки и определять объем жидкости?
Учащиеся, которые выполняли задание по определению объема жидкости, налитой в мензурку, рассказывают о своих результатах.

Учитель: Молодцы ребята, сядьте на свои места.

Сейчас послушайте загадку, отгадайте её и объясните.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан

Я летаю, я бегу, я стеклянной быть могу.

Ученики называют отгадку - ВОДА - и объясняют, что вода, как и любое другое вещество, может быть твёрдой - стеклянная , жидкой - ручей и океан, газообразной - туман.

Учитель достает непочатую бутылку негазированной воды (0,5 л), предлагает: рассказать об этой бутылке воды все что вы знаете.

Учитель: а теперь проведем опыты.

Опыт 1. Лед требует пространства

Помести кусочек льда в бокал и налей туда до краев воды. Открытый урок по физике: Повторение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества»

Как ты думаешь, что произойдет, когда лед растает?
Переполнится ли стакан?

Когда кубик льда растает, уровень воды останется практически прежним. Это происходит потому, что вода, образовавшаяся изо льда, занимает меньше пространства, чем лед.

Что происходит ?

Лед занимает больший объем, чем вода, из которой он получается. Именно по этой причине зимой могут лопаться водопроводные трубы. Вода внутри них расширяется при замерзании и разрывает места соединения или сами трубы.

Опыт 2. Подними лед спичкой

Оборудование: стакан с водой, кубик льда, спичка, немного соли. На плавающий в воде кусочек льда аккуратно положи спичку. Теперь посыпь немного соли вокруг спички. Вскоре она вмерзнет в лед, и ты сможешь за эту спичку поднять кусочек льда.

Что происходит?

Когда ты посыпаешь солью лед, он тает. Это происходит потому, что соленая вода замерзает при более низкой температуре, чем обычная. Другими словами, для того, чтобы соленая вода превратилась в лед, температура должна быть ниже 0° С. Но под спичку соль не попадает, и она оказывается вмерзшей в лед.

Зимой дороги посыпают солью: соленая вода не замерзает и при температуре ниже 0° C. Для этого же в охлаждающую жидкость, которую заливают в радиаторы автомобилей, добавляют антифриз. Такая смесь не замерзает до -30° С.

Опыт 3. «Наблюдение явления диффузии»

Разрезаю картошку на две половинки и на срез кладу кристаллик марганцовки (переход к повторению диффузии).

Вопросы классу:

- Как называется наблюдаемое вами явление?

- Где возможна диффузия? В каких телах?

- Какие наиболее благоприятные условия для этого?

- Где в нашей жизни мы встречаемся с явлением диффузии?

Проблемный вопрос.

1. Какой водой - теплой или холодной - лучше запивать лекарство? Почему?

Вывод: скорость диффузии зависит от температуры

Физ.минутка: обучающиеся показывают танец молекул газов, твердого тела и жидкости.


Учитель: Ребята, давайте поговорим о значении явлений «диффузия» в нашей жизни.

Ученики рассказывают, что диффузия играет большую роль в круговороте веществ в природе, в быту (приготовление пищи), в образовании ветров, в солевом обмене ряда обитателей морей (крокодиловы слёзы) и снабжении кислородом организма человека и животных

  1. Порою, диффузия бывает вредным и даже опасным явлением. Горючий природный газ, например, которым мы пользуемся дома для приготовления пищи, не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому трудно сразу заметить его утечку. А при утечке за счёт диффузии газ распространяется по всему помещению. Между тем при определённом соотношении газа с воздухом в закрытом помещении образуется смесь, которая может взорваться, например, от зажжённой спички. Газ может вызвать и отравление людей.

  2. Чтобы сделать поступление газа в помещение заметным, на распределительных станциях горючий газ предварительно смешивают с особыми веществами, обладающими резким неприятным запахом, который легко ощущается человеком даже при весьма малой его концентрации. Такая мера предосторожности позволяет быстро заметить накопление газа в помещении, если образовалась его утечка.

  3. вредные вещества могут проникать в почву и загрязняют грунтовые воды, распространяются по воздуху выбросы промышленных предприятий, по рекам переносятся вредные химические соединения, отравляя рыбу.

Закрепление изученного:

Физический диктант (да, нет)

1.Вещество состоит из мельчайших частиц. (да)

2.Объём газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру. (нет)

3.Плёнка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (нет)

4.Молекулы воды точно такие же, как молекулы льда. (да)

5.Атомы состоят из молекул. (да)

6.Объём жидкости при нагревании уменьшается. (нет)

7.При сжатии газа уменьшается размер молекул. (нет)

8.Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырёхлитровый сосуд. (да)

9.Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твёрдого тела нет? (нет)

Состояние вещества

Свойства вещества

Расстояние между

частицами

ТВЁРДОЕ

Сохраняет объём

и форму

Сравнимо с размерами частиц

ЖИДКОЕ

Сохраняет объём, но не сохраняет форму

Незначительно превышает размеры частиц

ГАЗ

Не сохраняет объём и не сохраняет форму

Значительно превышает размеры частиц

Заключительный этап:

Задачи на смекалку:

  • Вы пришли на школьную дискотеку и наблюдаете за толпой учащихся, танцующих в зале. В зале очень тесно. Если мысленно заменить каждого учащегося молекулой, то, какое агрегатное состояние вещества это напоминает?

  • Почему провода линии электропередач провисают летом?

  • Что общего между игроками на футбольном поле и явлением диффузии?

Однажды журналисты задали Ричарду Фейману, Нобелевскому лауреату и самому экстравагантному физику, необычный вопрос:

если бы в результате мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтожены и к грядущим поколениям перешла бы только одна фраза, то какое утверждение принесло бы наибольшую пользу.

Фейман назвал атомную гипотезу:

все тела состоят из атомов, которые находятся в непрерывном движении, притягиваются и отталкиваются друг от друга. Такой ответ был вызван непростой судьбой атомной теории.

Слово «атом» было внесено в физику древнегреческим ученым Демокритом две с половиной тысячи лет назад и только сотню лет назад ученые окончательно приняли эту гипотезу на веру.

Как вы думаете, почему так произошло?

Правильно. Потому что эти частицы очень малы, а человек пока не увидит что - либо своими глазами, не верит в существование. Десятки физиков добывали все новые и новые знания об атомах, а сотни других ученых продолжали считать их удобной выдумкой. Так англичанин Джон Дальтон ввел понятие химического элемента (1804г), австриец Лошмидт рассчитал массу атомов (1865г), итальянец Авогадро посчитал количество частиц, немец Штерн сумел измерить их скорость, а русский химик Менделеев объединил все атомы в Периодическую систему. Ну а первым ученым, который заявил: «Теперь я знаю, как устроен атом!» стал англичанин Резерфорд.

Домашнее задание: Повт.§ 7 - 12. Задание 3



© 2010-2022