Рабочая программа по физике 10-11 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»

Мари-Турекского района РМЭ

Обсуждено: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы:

Пр №__от «__»_______2015г _______(М.Н.Гумарова) ________(Н.Х.Гумаров)

«___»________2015г «___»________2015г





Рабочая программа по физике

10,11 класс


Разработал учитель 1 категории:

Гумаров Э.Н.



2015 - 2016 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 10,11 класса составлена на основе «Рабочие программы по физике. 7-11 классы.» под редакцией В. А. Попова, авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией А.В.Касьянова. .- М.: Издательство «Глобус», 2009г. Используется учебник Касьянов А.В.. Физика 10, 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / - М.: Дрофа, 2013.

Цели изучения физики

  • Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • Воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

10 класс

Физика как наука. Методы научного познания природы.

Физика - фундаментальная наука о природе.Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

Механика

Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.

Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.

Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость.Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны.Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны.

Молекулярная физика

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движенияего молекул.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс.Второй закон термодинамикии его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины.Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Механические волны. Акустика

Звуковые волны.

Высота, тембр, громкость звука.

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

Электрический заряд. Квантование заряда.

Электризация тел. Закон сохранения заряда.

Закон Кулона.

Напряженность электрического поля.

Линии напряженности электрического поля.

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

Работа сил электростатического поля.

Потенциал электростатического поля.

Электростатическое поле в веществе.

Диэлектрики в электростатическом поле.

Проводники в электростатическом поле.

Электроемкость уединенного проводника и конденсатора.

Энергия электростатического поля.

11 класс

Электродинамика

  1. Постоянный электрический ток.

Сила тока. Источник напряжения. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление. Зависимость сопротивления веществ от температуры. Последовательное и параллельное соединения проводников Электроизмерительные приборы Закон Ома для замкнутой цепи. Электродвижущая сила. Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца Электролиз.

  1. Магнитное поле.

Взаимодействие токов. Закон ампера. Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля. Магнитный поток. Рамка с током в магнитном поле. Электродвигатель. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Телевизионная трубка. Радиационные полюса Земли. Магнитное поле в веществе. Диа-, пара- и ферромагнетики. Спин. Магнитная проницаемость. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

3.Электромагнетизм

Электромагнитная индукция. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле. Закон Фарадея - Максвелла. Правило Ленца. Генераторы переменного и постоянного тока. Взаимная индукция и самоиндукция. Трансформатор. Передача электроэнергии.

Переменный ток. Сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Действующее значение переменного тока. Колебательный контур. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

4. Излучение и приём электромагнитных волн радио - и СВЧ-диапазона

Излучение диполя. Опыт Герца. Электромагнитные волны. Синусоидальные волны. Поляризация. Генерация и прием модулированных волн. Квазары. Радиосвязь. Телевидение. Радиолокация. Энергия, импульс, давление электромагнитных волн.

  1. Волновая оптика

Монохроматическое излучение. Когерентность. Интерференция электромагнитных волн. Голография. Дифракция света. Закон отражения электромагнитных волн. Луч как перпендикуляр к фронту волны. Закон преломления электромагнитных волн. Коэффициент преломления. Дисперсия света.

6. Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.

Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм.

Волновые свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода.

Поглощение и излучение света атомом. Лазер.

Фронтальные лабораторные работы.

3. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания».

  1. Физика атомного ядра

Волновые свойства микрочастиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Структура и размеры ядер. Протоны. Нейтроны. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы ядра. Стабильность ядер. Радиоактивный распад. Период полураспада. Радиоизотопы в археологии и геологии. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Ядерные реакции. Цепная реакция деления. Ядерные реакторы. Экологическая ядерная безопасность. Термоядерный синтез.

  1. Элементарные частицы.

Фундаментальные частицы. Лептоны. Адроны. Античастицы. Позитрон. Ускорители элементарных частиц высоких энергий. Законы сохранения барионного и лептонного чисел. Сохранение странности. Кварки. Цвет. Аромат.

9. Повторительно-обобщающий раздел

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий:физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, атом, атомное ядро, электрическое поле;

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;

смысл физических законов электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых,оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

приводить примеры практического использования физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

приводить примеры практического применения физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых проборов; средств радио- и телекоммуникационной связи,

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и охраны окружающей среды

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка устных ответов

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не менее двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Обобщенные планы рассказа

Физическое явление

  1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или его определение).

  2. Условия, при которых протекает явление.

  3. Связь данного явления с другими.

  4. Объяснение явления на основе научной теории.

  5. Примеры использования явления на практике.

Физический опыт

  1. Цель опыта.

  2. Схема опыта.

  3. Условия, при которых осуществляется опыт.

  4. Ход опыта.

  5. Результат опыта.

Физическое понятие, в том числе физическая величина

  1. Явление или свойство, которое характеризует данное понятие (величина).

  2. Определение понятия (величины).

  3. Условное обозначение;

  4. Формулы, связывающие данную величину с другими.

  5. Единицы измерения величины.

  6. Способы измерения величины.

  7. Прибор для измерения.

Закон

  1. Формулировка и математическое выражение закона.

  2. Опыты, подтверждающие справедливость закона.

  3. Примеры применения закон на практике.

  4. Условия применения закона.

Физическая теория

  1. Опытное обоснование теории.

  2. Основные понятия, положения, законы, принципы теории.

  3. Основные следствия теории.

  4. Практические применения теории.

  5. Границы применения теории.

Прибор, механизм, машина

  1. Назначение устройства.

  2. Схема устройства.

  3. Принцип действия устройства.

  4. Применение и правила пользования устройством.

Учебно-методическое обеспечение

1. Касьянов А.В.. Физика 10,11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / - М.: Дрофа, 2012.

2. Рабочая программа по физике для 10,11 класса составлена на основе «Рабочие программы по физике. 7-11 классы.» под редакцией В. А. Попова, авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией Г.Я. Мякишева. .- М.: Издательство «Глобус», 2009г

  1. Кирик Л.А. Физика-10,11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы- М.:ИЛЕКСА, 2009

  2. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10,11 класс- М.:ВАКО, 2006

Материально-техническое обеспечение

  • Комплект портретов для кабинета физики

  • Цифровые образовательные ресурсы

  • Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации рабочей программы

  • Демонстрационное и Лабораторное оборудование

  • Компьютер, проектор, экран

Тематический план 10 класс


Раздел

Общее кол-во часов

Кол-во контрольных

работ

Ко-во

лабораторных

работ

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени

2

-

-

Кинематика материальной точки

10

-

-

Динамика материальной точки

11

1

1

Законы сохранения

6

-

-

Динамика периодического движения

3

1

-

Релятивистская механика

4

-

-

Молекулярная структура вещества

2



Молекулярно-кинетическая теория идеального газа

6

-

1

Термодинамика

6

-

1

Механические волны. Акустика

3

1

-

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

6

1

-

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

9

-

-

Итого

68

4

3




Тематический план 11 класс


№п/п

Наименование раздела.

Всего часов.

Из них

Лабораторные работы

Контрольные работы

Электродинамика (21 час)

1

Постоянный электрический ток.

9


1

2

Магнитное поле.

6



3

Электромагнетизм.

6

1


Электромагнитное излучение (20 часов)

4

Излучение и приём электромагнитных волн радио- и СВЧ- диапазона.

5



5

Волновая оптика.

6

1

1

6

Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.

9

1

1

Физика высоких энергий.

7

Физика атомного ядра.

5



8

Элементарные частицы.

4



Элементы астрофизики

9

Эволюция Вселенной

8



Обобщающее повторение(15 часов)

10

11 класс.

7



11

Резерв.

1



ИТОГО

66

3

3







Календарно-тематическое планирование. 10 класс.

№ урока

№ урока

в разделе


Тема урока


Дата

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени.

1

1

Физический эксперимент, теория. Физические модели. Симметрия и физические законы.



2

2

Идеи атомизма. Фундаментальные взаимодействия.



Кинематика материальной точки

3

1

Траектория. Закон движения.



4

2

Перемещение. Путь.



5

3

Средняя скорость и мгновенная скорость.



6

4

Относительная скорость при движении тел.



7

5

Равномерное прямолинейное движение.



8

6

Ускорение.



9

7

Прямолинейное движение с постоянным ускорением.



10

8

Свободное падение тел.



11

9

Кинематика вращательного движения.



12

10

Кинематика колебательного движения.



Динамика материальной точки.

13.

1

Принцип относительности Галилея.



14.

2

Первый закон Ньютона



15.

3

Второй закон Ньютона.



16.

4

Третий закон Ньютона.



17.

5

Гравитационная сила. Закон всемирного притяжения.



18.

6

Сила тяжести.



19.

7

Сила упругости. Вес тела.



20.

8

Сила трения.



21.

9

Лабораторная работа № 1 «Измерение коэффициента трения скольжения»



22.

10

Применение законов Ньютона.



23.

11

Контрольная работа № 1 «Кинематика и динамика материальной точки».



Законы сохранения.


24.

1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.



25.

2

Работа силы.



26.

3

Потенциальная энергия.



27.

4

Кинетическая энергия.



28.

5

Мощность.



29.

6

Закон сохранения механической энергии.



Динамика периодического движения.

30.

1

Движение тел в гравитационном поле.



31.

2

Космические скорости.



32.

3

Контрольная работа № 2 «Законы сохранения»



Релятивистская механика.

33.

1

Постулаты теории относительности.



34.

2

Относительность времени.



35.

3

Замедление времени.



36.

4

Взаимосвязь массы и энергии.



Молекулярная структура вещества.

37.

1

Масса атомов. Молярная масса.



38.

2

Агрегатное состояние вещества.



Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.

39.

1

Распределение молекул идеального газа по скоростям.



40.

2

Температура.



41.

3

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории



42.

4

Уравнение Менделеева - Клапейрона.



43.

5

Изопроцессы.



44.

6

Лабораторная работа № 2 «Изучение изотермического процесса в газе»



Термодинамика


45.

1

Внутренняя энергия.



46

.2

Работа газа при изопроцессах.



47.

3

Первый закон термодинамики.



48.

4

Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоты плавления льда».



49.

5

Тепловые двигатели.



50.

6

Второй закон термодинамики.



Механические волны. Акустика.

51.

1

Звуковые волны.



52.

2

Высота, тембр, громкость звука.



53.

3

Контрольная работа № 3 «Молекулярная физика».



Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

54.

1

Электрический заряд. Квантование заряда.



55.

2

Электризация тел. Закон сохранения заряда.



56.

3

Закон Кулона.



57.

4

Напряженность электрического поля.



58.

5

Линии напряженности электрического поля.



59.

6

Контрольная работа № 4 «Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов».



Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

60.

1

Работа сил электростатического поля.



61.

2

Потенциал электростатического поля.



62.

3

Электростатическое поле в веществе.



63.

4

Диэлектрики в электростатическом поле.



64.

5

Проводники в электростатическом поле.



65.

6

Электроемкость уединенного проводника и конденсатора.



66.

7

Энергия электростатического поля.



67.

8

Резервный час



68.

9

Резервный час






























Календарно-тематическое планирование. 11 класс.


№ урока

№ урока

в разделе

Тема урока

Дата


Электродинамика.


1

1

Электрический ток. Сила тока.



2

2

Источник тока.



3

3

Закон Ома для однородного проводника (участка цепи).



4

4

Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры.



5

5

Соединения проводников.



6

6

Закон Ома для замкнутой цепи.



7

7

Измерение силы тока и напряжения.



8

8

Тепловое действие электрического тока.



9

9

К/р №1. "Постоянный электрический ток".



10

10

Магнитное взаимодействие.



11

11

Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции.



12

12

Действие магнитного поля на проводник с током.



13

13

Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.



14

14

Магнитный поток.



15

15

Энергия магнитного поля тока.



16

16

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле.



17

17

Электромагнитная индукция.



18

18

Способы индуцирования тока.



19

19

Использование электромагнитной индукции.



20

20

Разрядка и зарядка конденсатора, ток смещения.



21

21

Л/р №1. "Изучение явления электромагнитной индукции".




Электромагнитное излучение.


22

1

Электромагнитные волны.



23

2

Распространеине электромагнитных волн.



24

3

Энергия, давление и импульс электромагнитных волн.



25

4

Спектр электромагниных волн.



26

5

Радио- и СВЧ- волны в средствах связи.



27

6

Принцип Гюйгенса.



28

7

Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве.



29

8

Интерференция света.



30

9

Дифракция света.



31

10

Л/р №2. "Наблюдение интерференции и дифракции света".



32

11

К/р №2. "Волновая оптика".



33

12

Тепловое излучение.



34

13

Фотоэффект.



35

14

Корпускулярно-волновой дуализм.



36

15

Волновые свойства частиц.



37

16

Строение атома.



38

17

Теория атома водорода.



39

18

Поглощение и излучение света атомом. Лазер.



40

19

Л/р №3. "Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания".



41

20

К/р №3. "Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества".




Физика высоких энергий.


42

1

Состав и размер атомного ядра.



43

2

Энергия связи нуклонов в ядре.



44

3

Естественная радиоактивность.



45

4

Закон радиоактивного распада.



46

5

Биологическое действие радиоактивных излучений.



47

6

Классификация элементарных частиц.



48

7

Лептоны как фундаментальные частицы.



49

8

Классификация и структура адронов.



50

9

Взаимодействие кварков.




Элементы астрофизики


51

1

Структура Вселенной. Расширение Вселенной. Закон Хаббла.



52

2

Эволюция ранней Вселенной. Образование первичного вещества во Вселенной.



53

3

Образование астрономических структур



54

4

Эволюция звезд



55

5

Образование Солнечной системы



56

6

Эволюция солнечной системы



57

7

Органическая жизнь во Вселенной



58

8

Возможные сценарии эволюции Вселенной




Обобщающее повторение.


59

1

Повторение темы - Постоянный электрический ток.



60

2

Повторение темы - Магнитное поле.



61

3

Повторение темы - Электромагнетизм.



62

4

Повторение темы - Электромагнитное излучение. Волновая оптика.



63

5

Повторение темы - Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.



64

6

Повторение темы - Физика атомного ядра.



65

7

Повторение темы - Элементарные частицы



66

8

Обобщающий урок



1

© 2010-2022