Рабочая программа Методы решения физических задач (11 класс)

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено: Утверждаю:

На заседании ШМО Директор МБОУ «СОШ № 36»

Учителей_________ Удалова С.Ф.______________

Протокол №____от_________2015 г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР МБОУ « СОШ № 36» Рудницкая Л.В.__________

«______»_______________ 2015 г.

Календарно - тематическое планирование

факультативного курса

«Методы решения задач по физике»

для 11 класса

на 2015-2016 учебный год

Предмет: физика

Классы: 11-й

Учитель: Шишмарева О.Н.

Кол-во часов в неделю: 1ч

Программа (гос., авт., автор программы): «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров)

Учебный комплекс для обучающихся: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, «Физика 10 класс», 18 издание, Москва,

«Просвещение», 2009г.; А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике 10-11 класс», 8-е издание, стереотип, Москва, Дрофа, 2004г.

Наличие методических разработок для учителей:

1)Поурочные разработки по физике ( в помощь учителю), В.А. Волков, М., « ВАКО» 2013 2)Н.В. Гуречина « 3800 задач по физике», М., Дрофа 2000 г.

Рабочая программа факультативного курса

«Методы решения задач по физике»

для 11 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров).

Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Основные цели курса:

  • развитие интереса к физике и решению физических задач;

  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  • формирование представлений о постановке, класси­фикации, приемах и методах решения школьных физи­ческих задач.

Программа факультативного курса согласована с требова­ниями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она ориентирует учителя на дальней­шее совершенствование уже усвоенных учащимися зна­ний и умений.

Для этого вся программа делится на не­сколько разделов.

Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы со­ставления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при реше­нии задач особое внимание уделяется последовательнос­ти действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса фи­зики 11 класса.

При повторении обобщаются, система­тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повто­рения при подготовке к единому государственному экза­мену.

Особое внимание следует уделить задачам, связан­ным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При рабо­те с задачами следует обращать внимание на мировоз­зренческие и методологические обобщения: потребнос­ти общества и постановка задач, задачи из истории фи­зики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явле­ний при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения за­дач, коллективная постановка экспериментальных за­дач, индивидуальная и коллективная работа по составле­нию задач, конкурс на составление лучшей задачи, зна­комство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предло­женную задачу, составлять простейшие задачи, последо­вательно выполнять и проговаривать этапы решения за­дач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной фи­зике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физиче­скими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы дан­ной физической теории.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены ха­рактерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает ис­ходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомен­дуется, прежде всего, использовать задачники из предла­гаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать зада­чи технического и краеведческого содержания, занима­тельные и экспериментальные.

На занятиях применяют­ся коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, под­готовка к олимпиаде, подбор и составление задач на те­му и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: реше­ние по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по реше­нию задачи, самоконтроль и самооценка, моделирова­ние физических явлений и т.д.

Требования к уровню подготовки учащихся

I. При решении задач учащиеся должны уметь:

  • классифицировать предложенную задачу,

  • анализировать физическое явление,

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач,

  • анализировать полученный ответ,

  • составлять простейшие задачи,

  • решать задачи средней трудности,

  • решать комбинированные задачи,

  • владеть различными методами решения задач:

  • аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

  • владеть методами самоконтроля и самооценки.

В процессе выполнения различных видов физического эксперимента учащиеся должны овладеть следующими экспериментальными знаниями и умениями:

ЗНАТЬ:

  • устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты,

  • правила обращения с приборами,

  • способы измерения данной физической величины,

  • способы вычисления абсолютной и относительной погрешности прямых измерений

УМЕТЬ:

  • самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам,

  • самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения,

  • вычислять абсолютную и относительную погрешность,

  • самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы,

  • составлять отчет о проделанной работе.

Содержание программы курса (34 ч)

Электрическое и магнитное поля (4 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и раз­ное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического по­ля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженно­стью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и дру­гого оборудования.

Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электриче­ского тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка це­пи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического то­ка в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: ха­рактеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, зани­мательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

Электромагнитные колебания и волны(24 ч)

Задачи разных видов на описание явления электро­магнитной индукции: закон электромагнитной индук­ции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характе­ристики переменного электрического тока, электриче­ские машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромаг­нитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геомет­рической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Задачи на определение оптической схемы, содержа­щейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: пло­ский конденсатор заданной емкости, генераторы раз­личных колебаний, прибор для измерения освещеннос­ти, модель передачи электроэнергии и др.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. Зачет по факультативному курсу (1ч)

п/п

Тема

Количество часов

1

Электрическое и магнитное поля

4

2

Постоянный электрический ток в различных средах

5

3

Электромагнитные колебания и волны

24

4

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по факультативному курсу

1

Итого:

34








Календарно-тематическое планирование

Содержание занятия

Кол-во

часов

Дата

11А

Электрическое и магнитное поля (4ч)

1/1

Решение задач на описание электрического поля

1 ч

2/2

Решение задач на описание систем конденсаторов

1 ч

3/3

Решение задач на описание магнитного поля

1 ч

4/4

Решение задач по темам «Сила Ампера. Сила Лоренца»

1 ч

Постоянный электрический ток в различных средах (5ч)

5/1

Решение задач на расчет сопротивления сложных эл. цепей

1 ч

6/2

Решение задач на закон Ома для участка цепи

1 ч

7/3

Решение задач на закон Ома для полной цепи

1 ч

8/4

Решение задач на применение закона Джоуля-Ленца

1 ч

9/5

Решение задач на законы послед. и параллельного соединения

1 ч

Электромагнитные колебания и волны (24ч)

10/1

Решение задач по темам «Магнитная индукция. Магнитный поток»

1 ч

11/2

Решение задач на применение правила Ленца

1 ч

12/3

Решение задач на закон электромагнитной индукции

1 ч

13/4

Решение задач по теме «ЭДС индукции в движущихся проводниках»

1 ч

14/5

Решение задач по теме «Самоиндукция. Индуктивность»

1 ч

15/6

Решение задач на нахождение энергии магнитного поля тока

1 ч

16/7

Решение задач на колебания математического маятника

1 ч

17/8

Решение задач на превращение энергии при гармонических колебаниях

1 ч

18/9

Решение задач по теме «Вынужденные колебания. Резонанс»

1 ч

19/10

Решение задач на превращение энергии при электрических колебаниях

1 ч

20/11

Решение задач на переменный электрический ток

1 ч

21/12

Решение задач по теме «Ёмкость и индуктивность в цепи переменного тока»

1 ч

22/13

Решение задач по теме «Резонанс в электрической цепи»

1 ч

23/14

Решение задач по теме «Генерирование электрической энергии. Трансформаторы»

1 ч

24/15

Решение задач на нахождение длины и скорости мех. волн

1 ч

25/16

Рассмотрение свойств электромагнитных волн, радиоволн

1 ч

26/17

Решение задач на закон отражения света, полное отражение

1 ч

27/18

Решение задач на закон преломления света

1 ч

28/19

Решение задач по теме «Линза. Построение изображения в линзе»

1 ч

29/20

Решение задач на применение формулы тонкой линзы

1 ч

30/21

Решение задач на дисперсию, интерференцию света

1 ч

31/22

Решение задач по теме «Дифракционная решетка»

1 ч

32/23

Рассмотрение постулатов теории относительности.

Классификация задач по СТО, примеры их решения

1 ч

33/24

Решение задач на связь между массой и энергией

1 ч

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач. Зачет по элективному курсу (1ч)

34/1

Итоговое занятие. Зачет

1 ч


Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учащихся

Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват.учеб.заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 208 с.: ил. - (Задачники «Дрофы»).

Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике. - М.: Просвещение, 1995

3. Баканина Л.П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.

4. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1993.

5. Шевцов В.А. Решение задач по физике: Молекулярная физика. Тепловые явления. Основы электродинамики: Для учащихся 10 кл. и поступающих в вузы. - Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1997

6. Шевцов В.А. Решение задач по физике: Электромагнетизм. Механические и электрические колебания. Механические и электрические волны. Геометрическая и волновая оптика. Квантовая оптика. Строение атома. Физика атомного ядра: Для учащихся 11 классов, поступающих в вузы и для самообразования. - Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1999

7. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 10-11 классах. Электростатика. - Волгоград: Учитель, 2004

8. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике. 10-11 классы (Электромагнетизм). - Волгоград: Учитель, 2003

9. Вторая Соросовская олимпиада школьников 1995-1996. Задачи и решения. - М.: МЦНМО, 1996

Литература для учителя

Зорин Н.И. ЕГЭ 2009. Физика. Решение задач частей В и С. Сдаём без проблем!- М.: Эксмо, 2009

Берков А.В., Грибов В.А. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009:Физика. - М.: АСТ: Астрель, 2009

Москалев А.Н., Никулова Г.А. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. - М.: Дрофа, 2008

Москалев А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. Тесты. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2008

Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Физика. Тесты для школьников и поступающих в вузы. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008

Фурсов В.К. Задачи-вопросы по физике. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977

Зубов В.Г., Шальнов В.П. Задачи по физике.- М.: Издательство «Наука», 1972

М.Е. Тульчинский. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. - М.: «Просвещение», 1971


© 2010-2022