Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Важное место в формировании практических умений и навыков у учащихся на уроках физики отводится демонстрационному эксперименту и фронтальной лабораторной работе. Демонстрационный эксперимент на уроках физики формирует у учащихся накопленные ранее представления о физических явлениях и процессах, пополняет и расширяет кругозор учащихся. В ходе эксперимента, проводимого учащимися самостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками, то есть учатся самостоятельно добывать знания на практике.



Урок №10 Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединённых участках цепи одинакова.

Приборы и материалы: источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.

Теоретическая часть. Для измерения силы тока существует измерительный прибор - амперметр.


Условное обозначение амперметра на электрической схеме:
Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.
При включении амперметра в электрическую цепь необходимо знать :

1. Амперметр включается в электрическую цепь последовательно с тем элементом цепи,
силу тока в котором необходимо измерить.

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

2. При подключении надо соблюдать полярность: "+" амперметра подключается к "+" источника тока,
а "минус" амперметра - к "минусу" источника тока.

На измерительных приборах для измерения переменного тока перед буквой А ставится знак "~", а предназначенных для измерения постоянного тока ставится "-".Например, -А означает, что прибор предназначен для измеренная силы постоянного тока.

Согласно закону, ток идет по замкнутой цепи и в любой точке цепи одинаковой величины. Следовательно, чтобы измерять величину тока, нужно прибор подключить, разорвав цепь в любом удобном месте. При измерении величины тока не имеет значение, какое напряжение приложено к электрической цепи. Источником тока может быть и батарейка на 1,5 В, автомобильный аккумулятор на 12 В или бытовая электросеть 220 В или 380 В.

Приступая к измерению силы тока в цепи необходимо, как и при любых других измерениях, подготовить прибор, то есть установить переключатели в положение измерения тока с учетом рода его, постоянного или переменного. Если неизвестна ожидаемая величина тока, то переключатель устанавливается в положение измерения максимальной величины тока.

Помните! Нельзя присоединять амперметр к зажимам источника без какого -либо приёмника тока, соединённого последовательно с амперметром. Можно испортить амперметр!

Контрольные вопросы:

  1. Что называют электрическим током?

  2. Что принято за направление тока?

  3. Что называют силой тока?

  4. По какой формуле определяют силу тока?

  5. Как названа единица силы тока?

  6. Каким прибором измеряют силу тока?

  7. Выразите силу тока 0,5 А и 0,05 кА в миллиамперах.

  8. Какова сила тока в цепи, если в течение 4 мин через её поперечное сечение прошёл заряд 120 Кл?

  9. Как амперметр включают в цепь?

  10. Какая максимальная сила тока предельно безопасна для человеческого организма?

Ход работы: Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Рис.1

  1. Соберите цепь по рисунку 1 , а. Определите цену деления амперметра. Запишите показание амперметра. Нарисуйте в тетради схему соединения приборов.

  2. Включите амперметр так, как показано на рисунке 1, б. Соблюдайте полярность включения амперметра в цепь. Запишите показание амперметра. Нарисуйте в тетради схему соединения приборов.

  3. Включите амперметр так, как показано на рисунке 1, в. Запишите показание амперметра. Нарисуйте в тетради схему соединения приборов.

  4. Сравните все полученные показания амперметра.

Сделать вывод.

Урок №12 Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых резисторов, и сравнить его с напряжением на концах каждого резистора.

Приборы и материалы: источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, резисторы - 2 шт., вольтметр, соединительные провода.

Теоретическая часть.

Для измерения напряжения существуют специальный измерительный прибор - вольтметр.


Условное обозначение вольтметра на электрической схеме:
Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.
При включении вольтметра в электрическую цепь необходимо соблюдать два правила:

1. Вольтметр подключается параллельно участку цепи, на котором будет измеряться напряжение;

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.
2.Соблюдаем полярность: "+" вольтметра подключается к "+" источника тока,
а "минус" вольтметра - к "минусу" источника тока.

Для измерения напряжения источника питания вольтметр присоединяют непосредственно к его зажимам.

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Контрольные вопросы:

  1. Что измеряют с помощью вольтметра?

  2. Определить цену деления вольтметра.

  3. Определить верхний предел измерения вольтметра.

  4. Что такое напряжение?

  5. Единица измерения напряжения в системе СИ.

  6. Как следует подключать вольтметр в электрическую цепь?

  7. Определить погрешность измерения вольтметра.

  8. Какое напряжение считается безопасным для работы в помещении?

  9. Как с помощью вольтметра измерить напряжение на полюсах источника тока?

  10. Что принимают за единицу напряжения?

Ход работы:

  1. Собрать цепь из источника питания, резисторов и ключа, соединив все приборы последовательно. Замкнуть цепь.

  2. Измерить напряжения Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. и Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. на концах каждого резистора и напряжение U на участке цепи, состоящем из двух резисторов.

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.= , Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. = , U =

  1. Вычислить сумму напряжений Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. + Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. на обоих резисторах и сравнить её с напряжением U. Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. + Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. = , U = ,

Вывод:

  1. Начертить схему собранной цепи и показать на ней, куда подключается вольтметр при измерении напряжения на каждом резисторе и на двух резисторах вместе.



  1. Дополнительное задание: Измерить напряжение на полюсах источника питания и на зажимах лампы. Сравнить эти напряжения.

  2. Вывод:

Урок №16 Реостаты. Лабораторная работа №5«Регулирование силы тока реостатом»

Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи.

Приборы и материалы: источник питания, ключ, ползунковый реостат, амперметр, соединительные провода.

Теоретическая часть.

Существуют сопротивления, величину которых можно плавно изменять.
Это могут быть переменные резисторы или сопротивления, называемые реостатами.

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Таким образом, реостаты - это приборы, сопротивление которых можно регулировать.
Они применяются тогда, когда необходимо менять силу тока в цепи.
Реостат отличается от переменного резистора своей конструкцией и большой мощностью.

На электрической схеме реостат имеет своё условное обозначение:

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

С помощью перемещаемого движка ( 2 ) можно увеличивать или уменьшать величину сопротивления ( между контактами 1 и 2 ), включаемого в электрическую цепь.

Внимание! Реостат нельзя полностью выводить, так как сопротивление его при этом становится равным нулю, и если в цепи нет других приёмников тока, то сила тока может оказаться очень большой и амперметр испортится.

Контрольные вопросы:

  1. От чего и как зависит сила тока в цепи?

  2. Как называется эта зависимость?

  3. В чем причина того, что проводник оказывает сопротивление электрическому току?

  4. Чем определяется сопротивление проводника?

  5. Для чего в цепь включают реостат?

  6. Формула для вычисления R:

Ход работы:

  1. Рассмотреть внимательно устройство реостата и установить, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее.

  2. Составить цепь, включив в неё последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ.

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

  1. Замкнуть цепь и отметить показание амперметра. I =

  2. Уменьшать сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая его ползунок ( но не до конца!). Наблюдать за показаниями амперметра. I =

  3. Увеличить сопротивление реостата, передвигая ползунок в противоположную сторону. Наблюдать за показаниями амперметра. I =

  4. Вывод:

Контрольный тест:

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Урок №17 Лабораторная работа №6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Цель работы: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте , что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нём и напряжения на его концах.

Приборы и материалы: источник питания, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода, реостат, исследуемый проводник ( небольшая никелиновая спираль).

Теоретическая часть.

Электрическое сопротивление ( R ) - это физическая величина, численно равная отношению
напряжения на концах проводника к силе тока, проходящего через проводник.
Величину сопротивления для участка цепи можно определить из формулы закона Ома для участка цепи.

R = Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Однако, сопротивление проводника не зависит от силы тока в цепи и напряжения, а определяется только формой, размерами и материалом проводника.

R = Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Где l - длина проводника ( м ), S - площадь поперечного сечения (кв.м ),
ρ ( ро) - удельное сопротивление (Ом м ).

Удельное сопротивление

- показывает, чему равно сопротивление проводника, выполненного из данного вещества,
длиной в 1м и с поперечным сечением 1 м кв.

ρ = Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Единица измерения удельного сопротивления в системе СИ: 1 Ом м

Однако, на практике толщина проводов значительно меньше 1 м кв,
поэтому чаще используют внесистемную единицу измерения удельного сопротивления:

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Единица измерения сопротивления в системе в СИ:

[R] = 1 Ом

Сопротивление проводника равно 1 Ом, если при разности потенциалов на его концах в 1 В,
по нему протекает ток силой 1 А.

Причиной наличия сопротивления у проводника является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки проводника. Из-за различия в строении кристаллической решетки у проводников, выполненных из различных веществ, сопротивления их отличаются друг от друга.

Контрольные вопросы:

1. Записать закон Ома.

2. Какое сопротивление называется удельным?

3. Запишите формулу удельного сопротивления.

4. Единицы измерения -

a) силы тока

b) напряжения

c) сопротивления

5. Напряжение на зажимах электрического утюга 220В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

6. Сила тока в спирали электрической лампы 0,7А, сопротивление лампы 310 Ом. Определите напряжение, под которым горит лампа.

7. Каким сопротивлением обладает вольтметр, рассчитанный на 150В, если сила тока в нем не должно превышать 0,01А?

Ход работы:

  1. Собрать цепь, соединив последовательно источник питания, амперметр, спираль, реостат, ключ.

  2. Измерить силу тока в цепи.

  3. К концам исследуемого проводника присоединить вольтметр и измерить напряжение на проводнике.

  4. С помощью реостата изменить сопротивление цепи и снова измерить силу тока в цепи и напряжение на исследуемом проводнике.

  5. Результаты измерений занести в таблицу:



№ опыта

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Сопротивление R, Ом

1

2




  1. Используя закон Ома I = Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. , вычислить сопротивление проводника по данным каждого отдельного измерения.

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.= Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. = , Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. = Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы. =

  1. Результаты вычислений занести в таблицу.

  2. Сравнить полученные результаты. Вывод:

Урок №23 Лабораторная работа №7«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». Инструктаж по ТБ.

Цель работы: научиться измерять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.

Приборы и материалы: источник питания, ключ, секундомер, амперметр, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке.

Теоретическая часть.

Работа электрического тока показывает, какая работа была совершена электрическим полем при перемещении зарядов по проводнику.

Зная две формулы:
I = q/t ..... и ..... U = A/q
можно вывести формулу для расчета работы электрического тока:

A = U·I·t

Работа электрического тока равна произведению силы тока на напряжение
и на время протекания тока в цепи.

Единица измерения работы электрического тока в системе СИ:
[ A ] = 1 Дж = 1A· B · c

При расчетах работы электрического тока часто применяется
внесистемная кратная единица работы электрического тока:
1 кВт.ч (киловатт-час).

1 кВт.ч =1000Вт· 3600с = 3 600 000 Дж

В каждой квартире для учета израсходованной электроэнергии устанавливаются специальные
приборы-счетчики электроэнергии, которые показывают работу электрического тока,
совершенную за какой-то отрезок времени при включении различных бытовых электроприборов.
Эти счетчики показывают работу электрического тока ( расход электроэнергии) в "кВт·ч".

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

Необходимо научиться рассчитывать стоимость израсходованной электроэнергии!

МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

Мощность электрического тока показывает работу тока, совершенную в единицу времени
и равна отношению совершенной работы ко времени, в течение которого эта работа была совершена.

P = Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

(мощность в механике принято обозначать буквой N, в электротехнике - буквой Р)
так как А = IUt, то мощность электрического тока равна:

P = U·I


Единица мощности электрического тока в системе СИ:

[ P ] = 1 Вт (ватт) = 1 А . B

Контрольные вопросы:



  1. Как определить работу электрического тока?

  2. В каких единицах измеряется работа?

  3. Как определить мощность электрического тока?

  4. В каких единицах измеряется мощность?

  5. Какие приборы необходимо иметь, чтобы определить: а. работу - б. мощность -

  6. Какую работу совершает электродвигатель за 1 час, если сила тока в цепи электродвигателя 5 А, напряжение на его клеммах 220 В?

  7. В цепь с напряжением 127 В включена электрическая лампа, сила тока в которой 0,6А. найдите мощность тока в лампе.

  8. Какую работу совершает электрический ток в лампочке карманного фонаря за 10 мин, если напряжение на лампе 4В, а ток 250 мА? Определить мощность.

Ход работы:

  1. Собрать цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно.

Электрические явления, 8 класс. Лабораторные работы.

  1. Измерить вольтметром напряжение на лампе.

  2. Начертить в тетради схему собранной цепи и записать показания приборов.

I= , U =

  1. Вычислить мощность тока в лампе. P = U·I, P =

  2. Заметить время включения и выключения лампы. По времени её горения и мощности, определить работу тока в лампе. А = P·t, А =

  3. Проверить, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. ( Если значения не совпадают, объяснить причину этого).

  4. Вывод:





© 2010-2022