Карта урока: Закон всемирного тяготения

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2.

Учебная тема: Силы в механике

Тема урока: Закон всемирного тяготения.

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Цель урока: Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.

Учебно - Воспита-тельный момент (УВМ). Этап урока

Цель этапа

Время мин

Содержание УВМ данного этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы

контроля

1.Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке

2 мин.

Знакомство учащихся с ходом урока

Подчеркивается значение материала изучаемой темы, и формулируется тема урока.

Внимательно слушают.

2. Проверка домашнего задания

Проверить усвоение материала предыдущего урока.

6 мин.

Физический диктант с взаимопроверкой «Силы в природе».

Продолжить предложение, ответить на вопрос.

(Слайды 2 - 3)

Объясняет задание. Переключает слайды. Собирает работы.

Выясняет результаты.

Выполняют краткую письменную работу.

Выполняют взаимопроверку.

Проверка письменной работы.

3. Этап подготовки к активному усвоению нового материала

Организовать и целенаправить познавательную деятельность

4 мин.

Создание проблемной ситуации:
  1. Почему планеты движутся вокруг солнца, что их удерживает?
  2. Почему люди не ощущают такого притяжения?
  3. От чего зависит притяжение физических тел друг к другу?
  4. В каком случае мы ощущаем действие гравитационных сил?
( слайды 4 - 5)

Ставит проблему, предлагает учащимся принять участие в обсуждении. Повторяет тему урока и предлагает ее записать в тетради.

Принимают участие в обсуждении, высказывают предположения. Записывают тему урока в тетради.

Наблюдение за активностью учащихся при обсуждении проблемы.

4. Этап усвоения новых знаний

Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.

15 мин.

1. Небольшая историческая справка.

(слайд 6)

2. Исследования И.Ньютона, трудности и ошибки. (слайд 7)

3. Формулировка закона всемирного тяготения: Любые два тела притягивают друг друга силой, прямо пропорциональной произведению масс этих тел, и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

(слайд 8)

4. Математическая запись закона. Карта урока:Закон всемирного тяготения.

5. Значение гравитационной постоянной G=6 ,67*10-11 Нм2/кг2. (Роль Г.Кавендиша) (слайд 9)

6. Пределы применимости закона.

7. Что происходит с силой тяжести при удалении от поверхности Земли.

(слайды 10, 11)

Организует изучение нового материала.

Демонстрирует слайды.

Направляет деятельность учащихся, побуждает к рассуждению.

Принимают активное участие. Записывают определения и математические выражения в тетрадь.

Прослеживают связь с изученным ранее материалом. Делают выводы.

Наблюдение за активностью учащихся.

5. Этап первичной проверки и систематизации полученных знаний

Оценить степень усвоения учебного материала, проверить сформированность представлений о гравитационных силах и законе всемирного тяготения..

5 мин.

Устный опрос: (слайд 12)

  1. Сформулируйте закон всемирного тяготения.

  2. Назовите величины, влияющие на гравитационную силу.

  3. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если один из них заменить другим, масса которого вдвое меньше?

  4. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними увеличить вдвое?

  5. Почему мы не замечаем притяжения окружающих тел друг к другу, хотя притяжения этих же тел к Земле наблюдать легко?

  6. Куда направлена сила тяготения, действующая на планеты со стороны Солнца? Куда направлено ускорение планеты в любой точке на орбите?

Организует фронтальную устную работу, задает вопросы.

Обсуждают, дают полный, развернутый ответ на предложенные вопросы.

Устный опрос.

6. Этап закрепления новых знаний

Закрепить полученные знания при решении задач, подготовить к выполнению домашнего задания.

10 мин.

Разбор и решение задач:

  1. Во сколько раз сила притяжения тела к Земле больше на поверхности Земли, чем на высоте трех земных радиусов над поверхностью? (слайд 13)

  2. На каком расстоянии сила притяжения между телами массой по 1000кг каждое будет равна 6,67* 109Н? (слайд 14)

Показывает алгоритм решения задач, обращает внимание на особенности решения

Работа у доски. Под руководством учителя, оформляют решение предложенных задач.

Наблюдение за процессом решения.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информировать о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

2 мин.

Учебник Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс - читать, устно ответить на вопросы.
§ 33, Упр.7 (1) (слайд 15)

Объясняет содержание домашнего задания.

Внимательно слушают и просматривают содержание домашнего задания, записывают задание в дневник.

8. Рефлексия

Подведение итогов урока.

1 мин

Итоги урока.

Подводит общие итоги по уроку, выставляет оценки наиболее активным ученикам.

Анализируют, что усвоили в ходе учебного занятия.


© 2010-2022