Программа учебной дисциплины «Физика» для СПО

Настоящий комплект учебной документации предназначен для подготовки специалистов по специальности 190631. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по дисциплине «Физика». Комплект учебной документации включает: паспорт программы учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины. Выпускник, освоивший программу дисциплины, должен обладать общими компетенциями, включающими способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Автономное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

АУ СПО «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»

от «__» __________ 20__ г.

№ ______



Программа учебной дисциплины




ОД. 11 «Физика»

Специальность: 190631 «Техническое обслуживание и

ремонт автомобильного транспорта»


Квалификация: Слесарь по ремонту автомобилей

Водитель автомобиля

Оператор заправочных станций

Форма обучения - очная

Нормативный срок обучения - 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования
















Чебоксары - 2014 г.


ОДОБРЕНО

Цикловым методическим

объединением _естественно-математического цикла

Председатель ЦМО

________ /________________/

Протокол от «__» _______20__ г. №__

РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом

АУ СПО «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»

Председатель

__________

Протокол от «__» ______20__ г. №__


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО):

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Организация-разработчик: Автономное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Юлмасова Лариса Федоровна, преподаватель физики

428027, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 18

тел./факс 8(8352)523231


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Пояснительная записка

4

  1. Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий комплект учебной документации предназначен для подготовки специалистов по специальности 190631. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по дисциплине «Физика».

Комплект учебной документации включает: паспорт программы учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

Выпускник, освоивший программу дисциплины, должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Физика»

11.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства, по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав профильных дисциплин общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 254 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 169 часов;

самостоятельной работы студента 85 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

254

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

169

в том числе:


лабораторные работы

15

практические занятия

46

контрольные работы

11

Самостоятельная работа студента (всего)

85

Итоговая аттестация в форме устного экзамена по билетам


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студента

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

МЕХАНИКА




1

Тема 1.

КИНЕМАТИКА

Кинематика точки


Содержание учебного материала




3

1.

2.

3.

Основные понятия механики. Траектория. Законы движения. Основная задача механики. Перемещение. Путь. Средняя и мгновенная скорость.

Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

Свободное падение тел.

Лабораторная работа № 1 по теме «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

1

2

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Кинематика твердого тела

1.

Кинематика вращательного движения Связь между угловой и линей ной скоростью.

1

1

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

1

3

Законы механики Ньютона

1.

2.

3.

Принцип относительности Галилея. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Закон инерции. Экспериментальное подтверждение закона инерции.

Второй закон Ньютона. Сила как мера взаимодействия тел.Движение тела под действием нескольких сил.

Третий закон Ньютона. Силы действия и противодействия. Примеры действия и противодействия.


3


1

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Силы в механике

1.

2.

3.

Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Постоянная всемирного тяготения.

Сила тяжести. Вес тела. Природа силы тяжести и веса тела.

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

Сила трения. Трение покоя. Сила трения скольжения.


4


1

Лабораторная работа № 2 по теме «Измерение силы трения скольжения».

1

2

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика и динамика материальной точки»

1

3

Закон сохранения импульса

1.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.


1


1

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

1

3

Закон сохранения энергии


1.

2.

3.

Работа силы. Мощность.

Потенциальная и кинетическая энергии.

Закон сохранения механической энергии.

3


1

Лабораторная работа № 3 по теме «Изучение закона сохранения механической энергии»

1

2

Практические занятия (решение задач)

3

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Раздел 2.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ





1

Основы молекулярно-кинетической теории

Содержание учебного материала





4

1.

2.

3.

4.

Основные положения МКТ и их опытное обоснование. Броуновское движение. Взаимодействие атомов и молекул вещества.

Масса и число молекул. Постоянная Авогадро. Скорость молекул. Опыт Штерна.

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ

Практические занятия (решение задач)

1

3

Самостоятельная работа студента

3

3

Температура, Энергия теплового движения молекул.

1.

Температура и ее измерение. Температура- мера средней кинетической энергии молекул.

1

1

Практические занятия (решение задач)

1

3

Самостоятельная работа студента

1

3

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

1.

2.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона.

Газовые законы.

2

1

Лабораторная работа № 4 по теме « Нахождение массы воздуха в кабинете физики»

1

2

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Взаимные превращения жидкостей и газов

1.

2.

3.

Свойства газов, используемые в технике. Свойства паров. Насыщенный пар. Влажность воздуха

Молекулярное строение жидкостей. Поверхностное натяжение.

Смачивание. Капиллярные явления.



3



1

Лабораторная работа № 5 по теме «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости».

Лабораторная работа № 6 по теме «Определение влажности воздуха в кабинете физики».

2

2

Практические занятия (решение задач)

1

3

Контрольная работа № 2 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

1

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Твердые тела

1.

2.

3.

Молекулярное строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.

Механические свойства твердых тел. Виды деформации.

Закон Гука. Прочность, пластичность, хрупкость.


3


1

Практические занятия (решение задач)

1

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Лабораторная работа № 7 по теме «Определение модуля упругости материала»

1

2

Основы термодинамики.

1.

2.

3.

4.

5.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике

Количество теплоты. Расчет количества теплоты.

Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

Необратимость тепловых процессов. Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.


5



1

Лабораторная работа № 8 по теме «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака».

1

2

Практические занятия (решение задач)

4

3

Контрольная работа № 3 по теме «Основы термодинамики»

1

3

Самостоятельная работа студента

4

3

Раздел 3.

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ


Электростатика


Содержание учебного материала


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Введение. Что такое электродинамика. Э/м взаимодействие.

Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

Напряженность поля точечного заряда. Линии напряженности электрического поля.

Дискретность электрического заряда.

Проводники в электрическом поле. Работа электрического поля при перемещении заряда.

Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость.

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.








9


1

Практические занятия (решение задач)

3

3

Контрольная работа № 4 по теме «Электростатика».

1

3

Самостоятельная работа студента

6

3

Законы постоянного тока

1.

2.

3.

4.

5.

Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока. Сила тока.

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников.

Работа и мощность тока.

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Требования к электроизмерительным приборам. Шунты, добавочные сопротивления.



5

1

Практические занятия (решение задач)

5

3

Лабораторная работа № 9 по теме «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Лабораторная работа № 10 по теме «Изучение последовательного соединения проводников».

Лабораторная работа № 11 по теме «Изучение параллельного соединения проводников».

3

2

Самостоятельная работа студента

3

3

Электрический ток в различных средах

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Основные положения электронной теории проводимости металлов.

Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость.

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость.

Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзисторы. Термисторы. Фоторезисторы.

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

Электрический ток в газах. Виды самостоятельного разряда и их использование в технике.

Понятие о плазме.





8










1

Практические занятия (решение задач)

1

3

Контрольная работа № 5 по теме « Законы Ома и электролиза».

1

3

Самостоятельная работа студента

5

3

Магнитное поле

1.

2.

3.

4.

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.

Применение силы Ампера в электроизмерительных приборах. Громкоговоритель.

Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Ферромагнетизм.



4

1

Лабораторная работа № 12 по теме «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

2

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

3

3

Электромагнитная индукция



1.

2.

3.

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока.

Закон э/м индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Самоиндукция . Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.



3

1

Контрольная работа № 6 по теме «Магнитное поле тока. Электромагнитная индукция».

1

3

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Раздел 4

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ


Механические колебания


1.

2.

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний.

Математический маятник. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях.

Вынужденные колебания. Резонанс. Борьба с резонансом.


2

1

Лабораторная работа № 13 по теме «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

1

2

Практические занятия (решение задач)

1

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Электромагнитные колебания

1.

2.

3.

4.

Свободные и вынужденные э/м колебания. Колебательный контур.Количественная теория процессов в колебательном контуре.

Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения.

Конденсатор и катушка в цепи переменного тока.

Резонанс в электрической цепи. Генератор на резисторе.





4

1

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

3

3

Производство, передача и использование электрической энергии

1.

2.

Генерирование электрической энергии. Трансформатор.

Производство, передача и использование электроэнергии.


2

1

Контрольная работа № 7 по теме «Электромагнитные колебания. Переменный ток».

1

3

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

2

3

Механические волны

1.

2.

Волновые явления. Длина волны. Скорость волны.

Уравнение волны. Распространение волн в упругих средах. Звуковые волны.


2

1

Практические занятия (решение задач)

1

3

Самостоятельная работа студента

2

Электромагнитные волны

1.

2.

3.

Определение электромагнитной волны. Экспериментальное обследование э/м волн.

Плотность потока э/м излучения. Изобретение радио А.С. Поповым.

Принцип радиосвязи. Модуляция и детектирование.

Свойства электромагнитных волн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

3

1

Самостоятельная работа студента

3

3

Раздел 5

ОПТИКА


Световые волны

1.

2.

3.

4.

5.

6.


Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Закон преломления света. Полное отражение.

Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

Дисперсия света. Интерференция механических волн. Интерференция света.

Дифракция механических и световых волн. Дифракционная решетка. Поляризация света. Э/м теория света.





5

1

Лабораторная работа № 14 по теме «Определение показателя преломления стекла».

Лабораторная работа № 15 по теме «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».

2

2

Контрольная работа № 8 по теме «Световые волны».

1

3

Практические занятия (решение задач)

3

3

Самостоятельная работа студента

6

3

Излучение и спектры

1.

2.

3.

Виды излучения. Спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

Инфракрасное и ультрофиолетовое излучения.

Ренгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн.


3

1

Самостоятельная работа студента.

3

3

Раздел 6

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА


1

Световые кванты

1.

2.

Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

Фотоны. Применение фотоэффекта. Химическое действие света.


2

Контрольная работа № 9 по теме «Световые кванты».

1

3

Практические занятия (решение задач)

1

3

Самостоятельная работа студента.

2

3

Атомная физика

1.

2.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Постулаты Бора.

Лазеры.


2


1

Самостоятельная работа студента.

2

3

Физика атомного ядра

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма- излучения.

Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Изотопы. Открытие нейтрона.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.






6






1

Контрольная работа № 10 по теме «Атом и атомное ядро»

1

3

Практические занятия (решение задач)

2

3

Самостоятельная работа студента

5

3

Раздел 7

АСТРОНОМИЯ


Солнечная система

1.

Видимые движения небесных тел. Законы движения планет.

Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

1

1

Самостоятельная работа студента

1

3

Солнце и звезды

1.

2.

Солнце. Строение солнца.

Звезды: рождение, жизнь и смерть.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

3

Строение Вселенной

1.

2

Млечный Путь - наша Галактика. Галактики.

Строение и эволюция Вселенной.

2

1

Итоговая контрольная работа за весь курс физики

1

3

Всего:

254



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству студентов;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения: проектор, персональный компьютер, доска

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: имеется


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Г. Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский Физика 10 класс, Москва «Просвещение» 2010г.,

  2. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин Физика 11 класс Москва «Просвещение» 2010г.

Дополнительные источники:

  1. Г. Н. Степанова Сборник задач по физике Москва «Просвещение» 2003г.

  2. Н.А.Парфентьева Сборник задач по физике Москва «Просвещение» 2007г.

  3. А.П.Рымкевич Задачник 10-11 класс Дрофа Москва 2007г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Практическая работа,

поисковая работа,

устный опрос




Индивидуальная работа

устный опрос



Информационно-развивающая работа

Фронтальная работа

Работа с графиками, таблицами, формулами


Работа с расчетами, единицами измерения.

Эвристическая беседа

Индивидуальная работа с информацией из различных источников.


Творчески-репродуктивная работа





Знания:

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Беседа, составление опорного конспекта



Фронтальная работа, индивидуальная работа с карточками




Беседа, фронтальная работа, демонстрация опытов



Чтение и обсуждение заранее подготовленных докладов


© 2010-2022