Тема: Распространение механических колебаний в упругих средах

Цель: Познакомить учащихся с распространением механических колебаний в упругих средах, дать характеристики волнам; показать применение звуковых волн в жизни человека; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности, стимуляция познавательного интереса, творческих способностей; воспитание интереса к изучаемой теме, взаимопомощь..   Оборудование: ИКТ, презентация, пазлы, камертон   Тип урока: изучение нового материала Структура урока: Организационный момент. Приветствие учащихся. Объявление темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала Поисково-исследовательская работа. Выводы. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся. Д/З
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17.12.2013. 11кл. Урок №228.

Тема: Распространение механических колебаний в упругих средах


Цель:

  • Познакомить учащихся с распространением механических колебаний в упругих средах, дать характеристики волнам; показать применение звуковых волн в жизни человека;

  • разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности, стимуляция познавательного интереса, творческих способностей;

  • воспитание интереса к изучаемой теме, взаимопомощь..

Оборудование: ИКТ, презентация, пазлы, камертон

Тип урока: изучение нового материала

Структура урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

  2. Объявление темы и задач урока.

  3. Мотивация учебной деятельности.

  4. Актуализация опорных знаний.

  5. Изучение нового материала

  6. Поисково-исследовательская работа. Выводы.

  7. Подведение итогов урока.

  8. Оценивание учащихся.

  9. Д/З

Ход урока


  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Здравствуйте, уважаемые ребята и гости!

  1. Объявление темы и задач урока. Запись в тетрадях.

Сегодня на уроке мы познакомимся с распространение механических колебаний в упругих средах.

3. Мотивация учебной деятельности

Урок я хочу начать с известного стихотворения А.С.Пушкина «Прощай, свободная стихия!»

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой…

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Эвристическая беседа.

- С кем прощается поэт? (с морем)

- Что можно наблюдать на море? (волны)


  1. Актуализация опорных знаний. «Гирлянда вопросов»

  • Что такое колебания?

  • Приведите примеры механических колебаний.

  • Какие бывают колебания?

  • Чем отличаются свободные колебания от вынужденных?

  • Чем характеризуются колебания?

  • Какие колебания называются гармоническими?


  1. Изучение нового материала. ПЛАН:

  • Механические волны

  • Виды волн

  • Длина волны

  • Скорость волны

  • Звуковые волны

  • Характеристики звука

  • Ультра- и инфразвуки

  • Применение ультра- и инфразвуков

Опорный конспект учащиеся записывают в тетрадь.

РАЗМИНКА 1: «Угадай волну»

РАЗМИНКА 2: Звуки.

Исследовательская работа в группах. Сложить пазлы и добыть информацию.

Выступления учащихся могут быть такими.

УЛЬТРАЗВУКИ.

Летучие мыши испускают ультразвук и хорошо ориентируются в пространстве ночью, улавливая отразившуюся от препятствия волну.

Дельфины тоже испускают и принимают ультразвук. Дельфины могут лечить. Ультразвуки, которые они издают, как бы просвечивают организм человека, если внутри есть очаг воспаления, то ультразвук воздействует на него.

Ультразвук, обрабатывая растворы, уничтожает в них микробы (они погибают от вибрации), так можно дезинфицировать воду без хлора.

Собаки слышат ультразвуки, этим пользуется дрессировщик, чтобы подавать команды, неслышимые человеком.

С помощью ультразвука обследуют больных, ставят диагноз, разрушают камни в почках.

Фонендоскоп позволяет услышать звуки сердца, хрипы в лёгких.

Звуки влияют на рост и развитие растений, оказывают влияние на животных (увеличивают надои молока у коров).

ИНФРАЗВУКИ.

  • Гудок паровоза слышен за десятки километров, ультразвуковые колебания затухают уже через сотню метров, а инфразвук может быть «услышан» на огромных расстояниях. Дальнобойность - это очень важное свойство сверхнизкого звука. В сочетании с хорошей способностью отражаться оно делает возможным использовать инфразвук в различных областях науки и техники.

  • Инфразвук в метрологии. При обтекании волнистой поверхности моря потоками воздуха возникают инфразвуковые волны с частотой около 6 Герц. Они распространяются в воде со скоростью 1 500 м/сек. При помощи специальных измерительных устройств шторм может быть обнаружен задолго до того, как он достигнет побережья.

  • Инфразвук в навигации. При движении судов в море от шума двигателя и гребного винта в воде также возникают инфразвуковые волны, которые распространяются во все стороны с большой скоростью. Используя излучаемые инфразвуки, можно предупредить столкновение судов в море во время сильного тумана, ночью и в ненастье.

  • Инфразвук в геологии. Мощными источниками инфразвуковых колебаний являются извержения вулканов и землетрясения. В результате расшифровки записей сейсмограмм можно судить о строении земной коры на больших глубинах, а также определять эпицентры землетрясений.

  1. Рефлексия. «Гирлянда вопросов и ответов»

  2. Д/З



© 2010-2022