Программа элективного курса по физике Физика вокруг

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МПрограмма элективного курса по физике Физика вокругуниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа

им. И.Ф. Пермякова с. Полноват»





Учебная программа элективного курса

«ФИЗИКА ВОКРУГ»












Автор программы:

учитель физики

Лузянин Алексей Григорьевич







с. Полноват, 2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение……………………………………………………………………………...

3

1. Программа элективного курса «Физика вокруг»……………………………….

5

1.1 Пояснительная записка………………………………………………………….

5

1.2 Содержание курса……………………………………………………………….

6

Заключение…………………………………………………………………………..

8

Литература, Интернет - ресурсы…………………………………………………...

9



































































ВВЕДЕНИЕ



В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования основное назначение профильного обучения определено как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, что, в свою очередь, требует специальной предпрофильной подготовки обучающихся основной школы к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе.

Для формирования у обучающихся готовности к обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения необходима разнообразная, комплексная работа, основную роль в которой играет организация образовательного процесса как по базовым предметам, так и по специально для этой цели предназначенным профильным и элективным курсам.

Для введения в общеобразовательную школу старшей ступени профильного обучения первоочередную актуальность представляет организация предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Учителю, отбирающему содержание и конструирующему технологии проведения курсов по выбору, необходимо четко осознавать целевое назначение этих курсов.

Первое из них - актуализация интереса к предмету как к потенциальному профилю обучения. В соответствии с этой целью задача учителя входит приложить максимально возможные усилия, чтобы: стимулировать интерес к содержанию и процессу изучения данного учебного предмета; показать перспективность развития научной отрасли, которая обусловит востребованность в будущем специальностей с использованием знаний данного профиля и видов деятельности, характерных для данной дисциплины; обеспечить возможность участия в творческой и научно-исследовательской деятельности в рамках профильного изучения этого предмета. Но, с другой стороны, учителю нельзя переусердствовать в решении этой задачи и добиваться от обучающихся поголовного выбора своего предмета в качестве профильного. Нужно помнить и еще об одной очень важной цели предпрофильной подготовки: учащиеся должны научиться объективно оценивать свои способности и склонности к обучению по различным профилям, осуществлять осознанный выбор профиля и прикладывать определенные усилия к достижению качественных результатов в обучении, чтобы иметь возможность продолжить образование по избранному профилю.

В предпрофильном обучении существенно повышается значение педагогических технологий, среди которых приоритетную роль в обучении играют те из них, которые в максимальной степени активизируют самостоятельную познавательную и практическую деятельность обучающихся, ставят его в субъектом в учебном процессе, определяющим собственные цели и принимающим собственные решения, за которые готов сам нести ответственность.

Важнейшей проблемой в обучении физике является развитие самостоятельности обучающихся при решении задач, т. к. умение решать задачи является одним из основных показателей не только глубины усвоения учебного материала по физике, но и уровня развития мышления учащихся.

Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированности у обучающихся этих умений и способностей являются следствием, с одной стороны, недостаточного развития мыслительной сферы ребенка, что выражается в неумении анализировать содержание задачи, происходящие процессы и основные закономерности изучаемых явлений на качественном уровне и несформированностью приемов общеучебной деятельности обучающихся с другой.

При обучении физике по базовым программам сказывается постоянная нехватка времени для организации деятельности обучающихся по решению нестандартных задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, самостоятельности мышления ребенка и овладения ими общими методами и подходами к решению задач различных типов.

Актуальность данного курса обусловлена введением предпрофильного обучения в основной школе и востребованностью умений и навыков решения задач.

1. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИЗИКА ВОКРУГ»

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки.

Цель данного курса: создание мотивационной и ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения.

Основные задачи курса:

обучающие:

обобщение, систематизация, углубление знаний по основным разделам физики;

развитие физического мышления, научного мировоззрения школьников; формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;

развивающие:

развитие специальных умений обучающихся (экспериментальных, практических); развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации (литературы, ресурсов сети Интернет); организационных: планирования, самоконтроля; развитие самостоятельности; формирование интереса к предмету; развитие исследовательских умений;

воспитательные:

расширение кругозора; любви к природе, формирование бережного отношения к ней; воспитание самостоятельности; развитие воли, внимания; развитие мировоззрения.

Рекомендуемые формы занятий: самостоятельная работа, работа с литературой, Интернет - ресурсами.

Обеспечение курса: Физика вокруг. - Сборник задач по физике. - МОСШ с. Полноват, 2006. - 28 с., ил. ( Приложение ). Сборник содержит 52 задачи по основным школьным разделам физики: механика, молекулярная физика, термодинамика, оптика. Часть задач сопровождается авторскими фотографиями. В большинстве своем задачи оригинальны. Содержат материал национально - регионального компонента. Типы задач: качественные, количественные, графические, экспериментальные, задачи с избыточными данными, задачи в фотографиях, творческие.

Межпредметные связи: биология, география, астрономия, химия.

Организация зачета: рейтинговая схема (обеспечивает комфортную обстановку обучающемуся на занятии; позволяет максимально индивидуализировать процесс работы; позволяет отрабатывать практические навыки анализа информации, самоорганизации, самообучения).


1.2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Курс состоит из 8 одночасовых занятий и условно может быть разделен на три части: введение, основная часть, зачет.

Введение

(0.5 ч.)

Знакомство со структурой курса, организационные вопросы.

Основная часть

(6.5 ч.)

Решение задач из сборника задач по физике «Физика вокруг». Составление собственных задач на региональном материале.

Зачет

(1 ч.)

Отчет по решенным задачам. Презентация составленных задач.

Рейтинг задач.



№ задачи

Балл

1

5

2

3

3

2

4

3

5

1

6

1

7

1

8

3

9

1

10

2

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

2

17

1

18

5

19

1

20

3

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

3

28

1

29

2

30

1

31

1

32

2

33

2

34

2

35

1

36

1

37

5

38

2

39

2

40

3

41

2

42

2

43

1

44

2

45

1

46

1

47

2

48

1

49

3

50

2

51

3

52

5

Сумма баллов

98

Составление физических задач на региональном материале

Количественная

5 б

Качественная

3 б

Фото к задаче

3 б

ЗАЧЕТ по курсу

66 б

Минимальная сумма баллов для зачета - 66.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По окончании курса обучающимся была предложена анкета. Данные анкет:

  • 62% выпускников 9 класса ответили, что курс помог определиться с выбором профиля, профильных предметов;

  • отметили положительное: оригинальность задачника вызывает интерес обучающихся (большая часть задач сопровождается фотографиями, задачник в цветном варианте), рейтинговая система зачета;

  • отметили отрицательное: сложность некоторых задач, качество печати изготовленного задачника.

Таким образом, можно утверждать, что предложенный элективный курс является составляющим звеном в достижении цели предпрофильной подготовки выпускников основной школы.




ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


  1. Акбаев А.А. Физика и живая природа. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет».-132 с. ISBN 5-7029-0071-5

  2. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя / Г.А. Воронина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 128 с. ISBN 5-8112-2042-1

  3. Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. - М.: Дрофа, 2005. - 125 с. ISBN 5-7107-9610-7

  4. edu.of.ru/profil

Программа элективного курса по физике Физика вокруг


© 2010-2022