- Преподавателю
- Физика
- Программа по физике 10 класс
Программа по физике 10 класс
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хорошавина Н.З. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Физика 10 класс
Структура документа.
-
Пояснительная записка.
-
Основное содержание всех тем с конкретным распределением учебных часов по разделам курса.
-
Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса.
-
Тематическое планирование.
-
Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по физике для 10 класса составлена с учетом требований Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего ( полного) общего образования ( приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 05.03.2004 г.), учебного плана МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», в соответствии с Примерной программой по физике ( письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), на основе программы по физике для общеобразовательных школ по учебнику Генденштейна Л.Э., изд Мнемозина 2012.Г.
Учитывая специфику вечерней школы, учебный материал 10- 11 классов разбит на 3 части:
-
Механика, колебания и волны, термодинамика. 10 класс
-
Электродинамика. 11 класс
-
Оптика. Физика атома. Физика ядра. Строение и эволюция Вселенной. 11 класс
Подготовка к ЕГЭ (повторение)
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
При разработке рабочей программы учитывались следующие факты:
-
Учащиеся приходят в классы из разных школ РХ;
-
Состав класса вновь сформированный;
-
Имеют пробелы в обучении.
Учитывая эти факты, при изучении физики в 1 Оклассе в этом учебном году ставлю следующие цели:
-
Развитие логического мышления;
-
Развитие пространственного воображения и интуиции;
-
Развитие познавательной деятельности;
-
Воспитание культуры личности
-
Применение знаний в практической деятельности.
Данная рабочая программа по физике рассчитана на изучение предмета в 10 классе заочного обучения вечерней школы в исправительном учреждении на базовом уровне в объеме 36/72 годовых часов (1/2 часа в неделю)
Основные цели учебного предмета.
-
освоение знаний о современной физической картине мира, основных законов механики, законах сохранения в механике, о возникновении атомистической гипотезы строения вещества, законах термодинамики;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; предоставлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе электрические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий дальнейшего развития человеческого общества , уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для решения технических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета:
-
дать обучающимся систему знаний: физические понятия: пространство, время, инерциальные системы отсчета, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, Вселенная; Перемещение, скорость, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, амплитуда колебаний, длина волны, удельная теплоемкость, абсолютная температура; физическиезаконы: Ньютона, сохранения импульса и механической энергии, закон Гука, законы термодинамики, уравнение состояния идеального газа;
-
показать практиченское применение полученных знаний и их дальнейшее использование;
-
осуществлять нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание, приводя примеры из жизнедеятельности выдающихся русских и зарубежных ученых (И. Ньютон, Д.И. Менделеев и т.д.)
Общенаучные умения, навыки и способы деятельности. Познавательная
деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность.
-
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
Рефлексивная деятельность.
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
-
организация учебной деятельности : постановка цели, планирование, оптимального соотношения цели и средств.
Основные содержания (36/72час.)
Введение. Повторение курса физики 7-9 (2/4часа)
Вводный инструктаж по технике безопасности. Механические, тепловые, электромагнитные, оптические явления.
Физика и методы научного познания (1/2час )
Физика - наука о природе. Познание мира. Современная физическая картинамира
Кинематика (5/9часов)
Система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Основные характеристики движения тел. Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение. Криволинейное движение.
Демонстрации.
Зависимость выбора траектории от выбора системы отсчета; Равномерное прямолинейное движение; Падение тел в воздухе и в вакууме;
Направление скорости при равномерном движении по окружности;
Лабораторные работы.
Измерение ускорения при равноускоренном движении;
Динамика (9/18 часов)
Первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной. Взаимодействие тел. Сила упругости. Сила, ускорение масса. Второй закон Ньютона. Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Развитие представлений о тяготении. Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести. Вес тела. Невесомость. Движение планет и искусственных спутников земли. Силы трения. Движение тел по наклонной плоскости. Движение тел по окружности.
Демонстрации.
Явления инерции;
Сравнение масс взаимодействующих тел; Второй закон Ньютона; Измерение сил; Сложение сил;
Зависимость силы упругости от деформации;
Силы трения;
Условия равновесия тел;
Лабораторные работы.
Определение жесткости пружины; Определение ускорения свободного падения с помощью маятника; Определение коэффициента трения скольжения.
Законы сохранения в механике (4/8часов)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Работа силы тяжести, силы
упругости и силы трения. Механическая энергия. Закон сохранения энергии.
Демонстрации.
Закон сохранения импульса; Реактивное движение;
Изменение энергии тела при совершении работы; Превращения механической энергии из одной формы в другую;
Механические колебания и волны (2/3часа)
Механические колебания. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. Механические волны. Звук.
Демонстрации.
Механические колебания; Механические волны; Звуковые колебания; Условия распространения звука.
Молекулярно-кинетическая теория( 6/12 часов)
Основные положения MKT. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Температура в MKT. Газовые законы. Уравнение состояния газа. Температура-мера средней кинетической энергии молекул газа. Изменение скоростей молекул газа. Состояние вещества.
Демонстрации.
Механическая модель Броуновского движения;
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном
объеме;
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении;
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Термодинамика(6/12часов)
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Следствия с первого закона термодинамики. Тепловые двигатели. Значения тепловых двигателей. Второй закон термодинамики. Плавление и кристаллизация. Испарение и кипение. Влажность.
Демонстрации.
Кипение воды;
Явление испарения;
Явления плавления и кристаллизации;
Измерение влажности воздуха психрометром;
Устройство паровой турбины;
Модели тепловых двигателей;
Объемные модели строения кристаллов.
Лабораторные работы.
Измерение относительной влажности воздуха.
Резерв ( 2/4часа)
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения физики выпускник 10 класса должен знать/понимать:
-смысл понятий: пространство, время, инерциальная система отсчета, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, Вселенная;
-смысл физических величин: перемещение, скорость, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, внутренняяэнергия, амплитуда колебаний, длина волны, удельная теплоемкость, абсолютная температур, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления;
-
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранение импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, закон Гука, законы термодинамики, уравнение состояния идеального газа;
Ученик должен уметь:
-
описывать и объяснять физические явления : равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, Броуновское движение;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажность воздуха, силы,;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, давления газа от температуры, объема газа от температуры, объема газа от давления.
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы:
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлятьсамостоятельныйпоискинформацииестественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебного текста, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и предоставление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
Тематическое планирование
№
темы
Название темы
Кол-во часов
Кол-во Контр.работ
Кол-во
Лаб.
работ
З.о.
о.о
1
введение
2
4
-
-
2
Физика и методы научного познания
1
2
3
кинематика
5
9
1
1
4
динамика
9
18
1
3
5
Законы сохранения в механике
4
8
6
Механические колебания и волны
1
3
7
MKT
6
12
-
-
8
термодинамика
6
12
1
1
резерв
2
4
итого
36
72
3
5
Список обязательной литературы для учителя
-
Генденштейн Л.Э. учебник по физике для 10 класса изд. Мнемозина 2012.
-
Методические материалы к учебнику «Физика. 10 класс» Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., М.:Илекса 2009.
Список обязательной литературы для ученика
-
Генденштейн Л.Э. учебник по физике для 10 класса изд. Мнемозина 2012.
-
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Сборник заданий и самостоятельных работ. Физика 12 класс. М.:Мнемозина 2012.
3. КИМы
Список дополнительной литературы для учителя
-
Павленко Ю.Г., Учебно-методическое пособие по физике, Москва «Экзамен» 2004г.
-
Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе под ред. А.А. Покровского - часть 2, 1979 г.
-
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
-
Лезина Н.В., Левашов A.M., «Многоуровневые задачи с ответами и решениями», 2004 г.
Список дополнительной литературы для ученика
-
Шевцов В.А. «Физика: тренажеры для учащихся 9-11 классов и поступающих в ВУЗы» 2005 г.
-
Г.В. Андреева «Физика 10-11 классы, Механика. Тренировочные тесты», Волгоград, учитель 2008-09 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 2 час/нед.)
10 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Дидактическая модель обучения
Педагогические
средства
Вид деятельности учащихся
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения
Информаци-онно-методиче-
ское обеспечение
Домашнее задание
Компетенции
Учебно-познавательная
Инфор-мацион-ная
Базовая программа
Индивидуальная программа (Е Г Э)
ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 7 - 9 КЛАССОВ (4 Часа)
Цель: повторить ранее пройденные темы, необходимые для прохождения дальнейшего материала.
1
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Введение.
Объяснительно-иллюстративная
Беседа
Фронтальная работа
Инструкция по охране труда
2
Повторение: механические и тепловые явления
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: механическое движение, виды движения, перемещение, скорость, ускорение, сила, виды взаимодействий и сил, законы Ньютона, импульс, энергия, законы сохранения энергии и импульса, характеристики колебательного движения и волновых процессов в упругой среде, внутренняя энергия и способы ее изменения, количество теплоты, удельные постоянные фазовых переходов, тепловые машины, КПД
Знать понятия: перегрузка, мгновенная скорость, уравнение теплового баланса - и уметь рассчитывать ускорение системы связанных тел, первую космическую скорость для любого небесного тела, выход теплового процесса, тепловую отдачу нагревателя
Извлекать информацию из различных источников
Учебник физики: 7-9 класс (механика), 8 класс (теплота), записи в тетради
3
Повторение: электромагнитные явления, оптика
Объяснительно-иллюстра-тивная
Демонстрация, беседа, самостоя-тельная работа
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: электризация, электрическое и магнитное поле, электрический ток, сила тока,
электрическое напряжение, сопротивление, параллельное и последовательное соединение проводников, закон Ома для участка цепи, правило буравчика и левой руки, индукция магнитного поля, линза, виды линз, законы распространения, отражения и преломления света, оптическая сила линзы
Знать, как рассчитывать неоднородные участки цепи, уметь рассчитать оптическую силу системы линз
Извлекать информацию из
различных источников
Учебник физики: 8-9 класс (электромагнетизм), 8
класс (оптика), Записи в тетради
4
Вводный контроль знаний
Продуктивная
Тестирование
Индивидуальная работа
Тетрадь для контрольных работ
Раздаточный
дидактический
материал
ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (2 часа)
Цели:
• дать последовательную систему физических знаний, необходимых для формирования в сознании современной физической картины окружающего мира (для этого необходимо рассмотрение следующих понятий: модель, гипотеза, теория, эксперимент, границы применимости физических теорий);
• приобретение учащимися практических навыков, необходимых для анализа физических явлений, понятий и законов применительно к решению конкретных задач различного уровня сложности, проведение физического эксперимента;
• особое внимание обращается на формирование идей, составляющих неотъемлемую часть человеческой культуры (это обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора).
5
Познание мира
Продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Знать понятия: физическая наука, физическое явление, научный метод познания
Уметь приводить примеры физических явлений, различать наблюдение, эксперимент и опыт
Строить свою речь,
грамотно используя термины
Учебник, стр.4-6, записи в тетради
6
Современная физическая картина мира
Продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Знать: применимость физических законов и теорий, современную физическую картину мира
Уметь использовать метод аналогий, показать на примерах границы применимости физических законов и теорий
Построение схемы современной физической картины мира
Учебник, стр. 6-8
КИНЕМАТИКА (9 часов)
Цели:
• освоение знаний о механическом движении и его относительности, видах движения, свободном падении и движении тела по окружности; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и Повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.
7/1
Система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Основные характеристики движения тел
Проблемная
Создание проблемной ситуации
Фронтальная работа
Знать основную задачу механики, понятия: материальная точка, система отсчета* траектория, путь, перемещение, скорость
Уметь показать зависимость вида движения и его характеристик от выбора системы отсчета
Создание структурированной записи в тетради
Учебник, §1. Задачи № 1, 2, 8-16
8/2
Прямолинейное
равномерное
движение
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная и групповая работа
Уметь формулировать определение скорости и рассчитывать ее в задачах различного содержания, действовать с векторными величинами и их проек.
Уметь рассчитывать перемещение, конечную координату, время движения
Построение графиков движения тел
Учебник, §2. Задачи №5, 7,20,25
9/3
Прямолинейное
равноускоренное
движение
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная и групповая работа
Знать характерные особенности равнопеременного движения
Уметь рассчитать ускорение, конечную скорость движения тела, координату, перемещение
Создание структурированной записи в тетради
Учебник, § 3. Задачи № 10-15
10/4
Лабораторная работа№1
Измерение ускорения
При равноускоренном движении
Творческая
Самостоятельная работа. Беседа, фронтал. опрос
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Выполнение лабораторной работы
Оборудование для физического практикума, Учебник за 10 класс
11/5
«Уравнение прямолинейного равноускоренного движения»
Поисковая, продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач
Применять теоретические знания для решения задач повышенной сложности
Работа с алгоритмами решения задач
С/р № 1
Раздаточный дидактический материал. Учебник, §5
12/6
Криволинейное движение
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать о движении тела по окружности, о баллистическом движении, физические величины, характеризующие криволинейное движение
Уметь рассчитывать дальность полета тела, брошенного горизонтально, v и Т обращения при движении тела по окружности
Создание структурированной записи в тетради
Учебник, § 4. Задачи № 20-26
13/7
«Уравнение прямолинейного равноускоренного движения»
Поисковая, продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач
Применять теоретические знания для решения задач повышенной сложности
Работа с алгоритмами решения задач С/р№2
Раздаточный дидактический материал. Учебник, §5
14/8
Контрольная работа №1 по теме «Уравнение прямолинейного равноускоренного движения»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
15/9
Тест по теме
кинематика
ДИНАМИКА (18 часов)
Цели:
• освоение знаний о причинах механического движения, силах взаимодействия тел при различных видах прямолинейного движения, свободном падении и движении тела по окружности; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.
16/1
Первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: инерция, инертность, инерциаль-ные и неинерциальные системы отсчета, первый закон Ньютона
Знать различие между гео- и гелиоцентрической системами
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §6,7
17/2
Взаимодействие тел. Сила упругости
Продуктивная
Создание проблемной ситуации
Фронтальная работа
Знать понятия: взаимодействие, сила, деформация, коэффициент жесткости
Уметь применять закон Гука при решении задач различной трудности
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 8
18/3
Лабораторная работа№2
Определение жесткости пружины
Самостоятельная работа
Знать понятия: взаимодействие, сила, деформация, коэффициент жесткости
19/4
Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона
Продуктивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать: II закон Ньютона и уметь применять его для решения задач; о причинах движения тел с ускорением
Использовать при анализе задач I и II законы динамики, знать частный случай II закона
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 9
20/5
Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона
Проблемная
Создание проблемной ситуации
Фронтальная работа
Знать III закон Ньютона, его особенности и следствия
Использовать при анализе задач все законы динамики
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §10
21/6
Законы динамики. Обобщающий урок
Продуктивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать: явление самоиндукции и причины его возникновения, роль в технике, понятие индуктивности; уметь рассчитывать индуктивность контура и катушки
Использовать первую производную It для нахождения ЭДС самоиндукции
Работа с алгоритмами решения задач С/р № 3
Раздаточный дидактический материал.
Учебник, § 6, 9,10
22/7
Закон всемирного тяготения. Развитие представлений о тяготении
Проблемная
Создание проблемной ситуации
Фронтальная работа
Знать закон всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной
Уметь на основе второго и третьего законов Ньютона получить закон всемирного тяготения
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §11
23/8
Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести
Продуктивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать о силе тяжести, ее природе, уметь рассчитать значение этой силы для различных тел и планет
Уметь рассчитать первую и вторую космическую скорость
Выполнение информационных сообщений об ИСЗ. С/р № 4
Учебник § 12, задачи №36-40
24/9
Лабораторная работа№3
Измерение ускорения свободного падения
с помощ. маятника
Урок-практикум
Самостоятельная работа
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Оборудование для физического практикума, Учебник за 10 класс
25/
10
Вес тела. Невесомость
Проблемная
Создание проблемной ситуации
Фронтальная работа
Знать и уметь различать понятия: вес тела и сила тяжести; выполнять их графическое изображение
Уметь рассчитать перегрузку для тела, движущегося с ускорением, знать условие невесомости
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 13, задачи №42-45
26/
11
Движение планет и искусственных спутников Земли
Продуктивная
Беседа
Фронтальная работа
Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников
Уметь применять законы динамики к решению задач повышенного уровня
Работа с алгоритмами решения задач С/р №5
Учебник, §12,13
27/
12
Силы трения
Проблемная
Создание проблемной ситуации
Фронтальная работа
Знать природу сил трения, способы изменения величины сил трения
Уметь рассчитать при движении тепа по горизонтальной поверхности
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 14, задачи в тетради
28/
13
Лабораторная работа№3
Определение коэффициента трения скольжения
Урок-практикум
Самостоятельная работа
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Оборудование для физического практикума, Учебник за 10 класс
29/
14
«Законы динамики»
Продуктивная
Индивидуальный и фронтальный опрос, тест
Индивидуальная работа
Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач
Применять теоретические знания для решения задач повышенной сложности
Работа с тетрадью на печатной основе С/р №6
Учебник, § 15
30/
15
Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики»
31/
16
Движение тел по наклонной плоскости
Продуктивная
Индивидуальный и фронтальный опрос, тест
Индивидуальная работа
Уметь записывать II закон Ньютона в векторной и проекционной формах
Применять законы динамики и кинематики для решения задач повышенной сложности
Работа с алгоритмами решения задач С/р№7
32/
17
Движение тел по окружности
Продуктивная
Индивидуальный и фронтальный опрос, тест
Индивидуальная работа
Уметь записывать II закон Ньютона в векторной и проекционной формах
Применять законы динамики и кинематики для решения задач повышенной сложности
Работа с алгоритмами решения задач С/р № 8
33/
18
Решение задач по теме
«Законы динамики»
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (8 часов)
Цели
• освоение знаний об импульсе тела, реактивном движении, различных видах энергии, механической работе и мощности; величинах, характеризующих реактивное движение и выбор траектории движения для любого тела в природе; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий.
Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.
34/1
Импульс, Закон сохранения импульса
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: импульс, изменение импульса тела, импульс силы; получать формулу второго закона Ньютона через импульс
Знать и уметь применять закон сохранения импульса при решении задач
Создание и запись структурированного текста, пространственных графиков
Учебник, § 16, задачи № 62-67
35/2
Реактивное движение
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать особенности реактивного движения тел в природе и технике, уметь применять законы Ньютона для изучения реактивного движения
Применять ЗСИ для решения задач на реактивное движение тел
Работа со схемой простейшей ракеты
Учебник, §17, задачи№71-73
36/3
Механическая работа и мощность. Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и парная работа
Уметь рассчитать работу различных сил, действующих на тело, знать частные случай равенства работы нулю
Применять формулу расчета мощности для равномерного движения, переводить обиходные единицы мощности в СИ
Выполнение вывода формул для работы и мощности
Учебник, § 18, задачи № 79-85
37/4
Механическая энергия. Закон сохранения энергии
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать, как происходит превращение энергии в механике; уметь применять закон сохранения энергии
Решать задачи и анализировать процессы, применяя ЗСЭ
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 19, Задачи № 88-94
38/5
Закон сохранения энергии
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знать алгоритмы решения задач по теме «Законы сохранения в механике», применять их
Применение ЗСИ и ЗСЭ при решении задач
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 20, задачи № 97-101
39/6
Обобщающий урок по разделу
«Механика»
Продуктивная
Беседа
Фронтальная и групповая работа
Знать об упругом и неупругом столкновении, границах применимости законов сохранения (замкнутая система), рассчитывать энергию и импульс системы тел, превращение энергии при взаимодействии тел
Получать систему уравнении на основе ЗСИ и ЗСЭ и решать ее, рассчитывать параметры реактивного движения
Получение системы уравнений с использованием метода аналогий
Учебник, § 16-20,задачи в тетради
40/7
Решение задач по теме «Механика»
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знать алгоритмы решения задач по теме «Законы сохранения в механике», применять их
Решать задачи и анализировать процессы, применяя ЗСЭ
41/8
Контрольная работа №3по теме «Механика»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Выполнение теста (форма ЕГЭ)
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (3 часа)
Цели:
• освоение знаний о механических колебаниях и волнах; величинах, характеризующих реактивное движение и выбор траектории движения для любого тела в природе; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств; решения физических задач, в том числе и повышенной сложности; использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий.
Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общелредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смьюлопоисковой, профессионально-трудового выбора.
42
Механические колебания
Продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Знать виды колебаний и колебательных систем; уметь выделять, наблюдать и описывать механические колебания физических систем
Знать причины
возникновения
колебаний
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §21, задачи № 106-110
43
Превращение энергии при колебаниях. Резонанс
Проблемная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать об особенностях колебательного движения пружинного и математического маятников, условия возникновения резонанса в системе; применять законы Ньютона для изучения колебательного движения
Уметь анализировать резонансные кривые
Построение резонансных кривых Построение диаграмм и схем простейших частотомеров
Учебник, § 22, задачи № 114-117
44
Механические волны. Звук
Объяснительно
-иллюстративн.
Беседа, индивидуальный опрос, тест
Фронтальная и индивидуальная работа
Знать особенности распространения механических волн, принципы эхолокации, объяснять причины применения тех или иных диапазонов волн
Знать виды локации, использующиеся в природе и в технике
Работа с таблицей видов и особенностей волн
Учебник, § 23, задачи в тетради
МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (12 часов)
Цели:
• освоение знаний о строении и состоянии вещества, изопроцессах в газах; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
45/1
Основные положения MKT
Продуктивная
Доклады, беседа
Фронтальная и индивидуальная работа
Знать, уметь анализировать наблюдения, на основе которых построена MKT
Знать и уметь анализировать броуновское движение частиц
Работа с таблицами
Учебник, § 24
46/2
Количество вещества. Постоянная Авогадро
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать понятия: количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса
Уметь рассчитывать эти величины, пользуясь таблицей Менделеева
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 25, задачи № 114-117
47/3
Температура в MKT
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятие абсолютной температуры, абсолютного нуля; показывать недостижимость абсолютного нуля температур
Знать об использовании различных температурных шкал и термометров различных систем
Схематическое изображение полного отражения
Учебник, § 26, задачи №124-132
48/4
Газовые законы
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Уметь применять газовые законы для решения качественных и количественных задач
Применять газовые законы для решения качественных и расчетных задач уровня «С»
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §27, задачи № 134-143
49/5
Газовые законы
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знать алгоритмы решения задач по теме «Газовые законы», уметь их применять
Применение свойств элементарных функций при решении задач
Решение задач
Учебник, § 29, задачи № 149-161
50/6
Уравнение состояния газа. Температура - мера средней кинетической энергии молекул газа
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать уравнение состояния газа и связь между давлением, Е" и температурой; уметь рассчитывать их
Выводить уравнение связи температуры и средней кинетической энергии молекул газа
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 27, 28,задачи №164-167
51/7
Уравнение состояния газа
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знать алгоритмы решения задач по теме «Уравнение состояния газа», уметь их применять
Применять базовые знания по ранее изученным разделам при выведении формул, решая задачи повышенного уровня
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 29, задачи № 169-171
52/8
Измерение скоростей молекул газа
Продуктивная
Тестирование
Индивидуальная работа
Знать суть опыта Штерна, связывать величины: скорость движения молекул, температура, Ек
Уметь получить формулу связи Ек и температуры, температуры и скорости
Схема
опыта по
измерению
скоростей
движения
молекул
Учебник, § 27, задачи № 173-179
53/9
Состояние вещества
Продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Знать: о трех состояниях вещества и их особенностях, уметь находить объяснения строения веществ на основе MKT
Уметь дать сравнительную характеристику состояниям вещества
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 30, задачи № 183-185
54/
10
Состояние вещества
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать о трех состояниях вещества и их особенностях; уметь находить объяснение строения веществ на основе MKT
Уметь давать сравнительную характеристику состояниям вещества
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 30, задачи № 192-199
55/
11
Творческая
Самостоятельная работа
Парная и индивидуальная работа
Уметь вычислять макро-и микрометрические параметры идеального газа, знать свойства жидкостей и твердых тел
Применять газовые законы, закон Жюрена и закон Гука при решении задач повышенной сложности
Работа с алгоритмами решения задач
56/
12
Тест по теме «Молекулярная физика»
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знать основные понятия MKT, доказательства основных положений MKT, свойства газов, жидкостей и твердых теп, объяснять их применение в технике
Знать явления поверхностного натяжения, упругой и неупругой деформации, рассчитывать предел прочности
Презентация творческих работ
Учебник, § 30, задачи в тетради
Термодинамика (12 часов)
Цели:
• освоение знаний о способах изменения внутренней энергии, фазовых переходах превращения внутренней энергии в механическую; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы, тепловых двигателей. решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
57/1
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача, конвекция, излучение, количество теплоты
Уметь рассчитать количество теплоты для систем тел, используя уравнение теплового баланса
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 31
58/2
Первый закон термодинамики
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа, фронтальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача, конвекция, излучение, количество теплоты
Анализируют первый закон термодинамики, рассчитывают изменение внутренней энергии
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §31, задачи № 204-209
59/3
Следствия из первого закона термодинамики
Объяснительно-иллюстра-тивная, продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать о применении первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газах и адиабатному процессу
Выводят уравнение для расчета изменения внутренней энергии в различных процессах
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 31, 34, задачи №211-214
60/4
Тепловые двигатели
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: нагреватель, холодильник, КПД, полезная и затраченная работа
Уметь объяснить на модели или по таблице принцип работы ДВС и других тепловых машин
Анализ схем устройства ДВС различных систем
Учебник, § 32, задачи №219-224
61/5
Значение тепловых двигателей
Продуктивная
Тестирование
Индивидуальная работа
Знать историю создания тепловых машин, их устройство, модели ДВС и
дизеля; уметь анализировать положительные и отрицательные эффекты использования тепловых машин
Уметь объяснить на модели или по таблице принцип
работы ДВС и других тепловых машин
Учебник, § 32, задачи № 226-230
62/6
Второй закон термодинамики
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать: второй закон термодинамики, уметь пояснить на примерах необратимость тепловых процессов, знать область применения второго закона термодинамики
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 33, задачи № 235-239
63/7
Обобщающий урок по теме «Законы термодинамики»
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать уравнения, связывающие основные термодинамические величины, уметь решать качественные задачи
Применять законы термодинамики к решению задач на тепловые процессы
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 31-34,задачи № 242-251
64/8
Контрольная работа №4 по теме «Молекулярная физика и термодинамика»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Выполнение теста (форма ЕГЭ)
65/9
Плавление и кристаллизация
Объяснительно-иллюстра-тивная, продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: количество теплоты, температура плавления, кристаллизация, удельная теплота плавления
Уметь читать графики зависимости температуры от времени и объяснять их форму
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 35, задачи № 254-258
66/
10
Испарение и кипение
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа, фронтальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия; количество теплоты, температура кипения, конденсация, удельная теплота парообразования, испарение
Уметь читать графики зависимости температуры от времени и объяснять их форму
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §35, задачи № 263-269
67/
11
Лабораторная работа № 5 Измерение влажности воздуха
Объяснительно-иллюстратив-ная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: абсолютная и относительная влажность воздуха, парциальное давление, давление насыщенного пара
Уметь измерять влажность воздуха с помощью Психрометра и гигрометра
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §35, задачи №271-277
68/
12
Итоговый урок
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
69-
72
Резерв.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 час/нед.)
10 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Дидактическая модель обучения
Педагогические
средства
Вид деятельности учащихся
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения
Информаци-онно-методиче-
ское обеспечение
Домашнее задание
Компетенции
Учебно-познавательная
Инфор-мацион-ная
Базовая программа
Индивидуальная программа (Е Г Э)
ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 7 - 9 КЛАССОВ (2 Часа)
Цель: повторить ранее пройденные темы, необходимые для прохождения дальнейшего материала.
1
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Введение.
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Инструкция по охране труда
Повторение: механические и тепловые явления
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: механическое движение, виды движения, перемещение, скорость, ускорение, сила, виды взаимодействий и сил, законы Ньютона, импульс, энергия, законы сохранения энергии и импульса, характеристики колебательного движения и волновых процессов в упругой среде, внутренняя энергия и способы ее изменения, количество теплоты, удельные постоянные фазовых переходов, тепловые машины, КПД
Знать понятия: перегрузка, мгновенная скорость, уравнение теплового баланса - и уметь рассчитывать ускорение системы связанных тел, первую космическую скорость для любого небесного тела, выход теплового процесса, тепловую отдачу нагревателя
Извлекать информацию из различных источников
Учебник физики: 7-9 класс (механика), 8 класс (теплота), записи в тетради
2
Повторение: электромагнитные явления, оптика
Объяснительно-иллюстра-тивная
Демонстрация, беседа, самостоя-тельная работа
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: электризация, электрическое и магнитное поле, электрический ток, сила тока,
электрическое напряжение, сопротивление, параллельное и последовательное соединение проводников, закон Ома для участка цепи, правило буравчика и левой руки, индукция магнитного поля, линза, виды линз, законы распространения, отражения и преломления света, оптическая сила линзы
Знать, как рассчитывать неоднородные участки цепи, уметь рассчитать оптическую силу системы линз
Извлекать информацию из
различных источников
Учебник физики: 8-9 класс (электромагнетизм), 8
класс (оптика), Записи в тетради
Вводный контроль знаний
Продуктивная
Тестирование
Индивидуальная работа
Тетрадь для контрольных работ
Раздаточный
дидактический
материал
ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (1 час)
Цели:
• дать последовательную систему физических знаний, необходимых для формирования в сознании современной физической картины окружающего мира (для этого необходимо рассмотрение следующих понятий: модель, гипотеза, теория, эксперимент, границы применимости физических теорий);
• приобретение учащимися практических навыков, необходимых для анализа физических явлений, понятий и законов применительно к решению конкретных задач различного уровня сложности, проведение физического эксперимента;
• особое внимание обращается на формирование идей, составляющих неотъемлемую часть человеческой культуры (это обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора).
3
Познание мира
Продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Знать понятия: физическая наука, физическое явление, научный метод познания
Уметь приводить примеры физических явлений, различать наблюдение, эксперимент и опыт
Строить свою речь,
грамотно используя термины
Учебник, стр.4-6, записи в тетради
Современная физическая картина мира
Продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Знать: применимость физических законов и теорий, современную физическую картину мира
Уметь использовать метод аналогий, показать на примерах границы применимости физических законов и теорий
Построение схемы современной физической картины мира
Учебник, стр. 6-8
КИНЕМАТИКА (5 часов)
Цели:
• освоение знаний о механическом движении и его относительности, видах движения, свободном падении и движении тела по окружности; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и Повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.
4/1
Система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Основные характеристики движения тел
Прямолинейное
равномерное
движение
Проблемная
Продуктивная
Создание проблемной ситуации
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная и групповая работа
Знать основную задачу механики, понятия: материальная точка, система отсчета* траектория, путь, перемещение, скорость
Уметь показать зависимость вида движения и его характеристик от выбора системы отсчета
Создание структурированной записи в тетради
Учебник, §1. Задачи № 1, 2, 8-16
Уметь формулировать определение скорости и рассчитывать ее в задачах различного содержания, действовать с векторными величинами и их проек.
Уметь рассчитывать перемещение, конечную координату, время движения
Построение графиков движения тел
Учебник, §2. Задачи №5, 7,20,25
5/2
Прямолинейное
равноускоренное
движение
Лабораторная работа№1
Измерение ускорения
При равноускоренном движении
Продуктивная
Творческая
Беседа, индивидуальный опрос
Самостоятельная работа. Беседа, фронтал. опрос
Фронтальная и групповая работа
Знать характерные особенности равнопеременного движения
Уметь рассчитать ускорение, конечную скорость движения тела, координату, перемещение
Создание структурированной записи в тетради
Учебник, § 3. Задачи № 10-15
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Выполнение лабораторной работы
Оборудование для физического практикума, Учебник за 10 класс
6/3
«Уравнение прямолинейного равноускоренного движения»
Поисковая, продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач
Применять теоретические знания для решения задач повышенной сложности
Работа с алгоритмами решения задач
С/р № 1
Раздаточный дидактический материал. Учебник, §5
6/4
Криволинейное движение
«Уравнение прямолинейного равноускоренного движения»
Объяснительно-иллюстра-тивная
Поисковая, продуктивная
Беседа
Индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Индивидуальная и групповая работа
Знать о движении тела по окружности, о баллистическом движении, физические величины, характеризующие криволинейное движение
Уметь рассчитывать дальность полета тела, брошенного горизонтально, v и Т обращения при движении тела по окружности
Создание структурированной записи в тетради
Учебник, § 4. Задачи № 20-26
Раздаточный дидактический материал. Учебник, §5
Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач
Применять теоретические знания для решения задач повышенной сложности
Работа с алгоритмами решения задач С/р№2
7/5
Контрольная работа №1 по теме «Уравнение прямолинейного равноускоренного движения»
Тест по теме
кинематика
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
ДИНАМИКА (9 часов)
Цели:
• освоение знаний о причинах механического движения, силах взаимодействия тел при различных видах прямолинейного движения, свободном падении и движении тела по окружности; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.
8/1
Первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной
Взаимодействие тел. Сила упругости
Лабораторная работа№2
Определение жесткости пружины
Объяснительно-иллюстра-тивная
Продуктивная
Беседа
Создание проблемной ситуации
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Самостоятельная работа
Знать понятия: инерция, инертность, инерциаль-ные и неинерциальные системы отсчета, первый закон Ньютона
Знать понятия: взаимодействие, сила, деформация, коэффициент жесткости
Знать понятия: взаимодействие, сила, деформация, коэффициент жесткости
Знать различие между гео- и гелиоцентрической системами
Уметь применять закон Гука при решении задач различной трудности
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §6,7
Учебник, § 8
9/2
Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона
Продуктивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать: II закон Ньютона и уметь применять его для решения задач; о причинах движения тел с ускорением
Использовать при анализе задач I и II законы динамики, знать частный случай II закона
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 9
10/3
Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона
Законы динамики. Обобщающий урок
Проблемная
Продуктивная
Создание проблемной ситуации
Беседа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Знать III закон Ньютона, его особенности и следствия
Знать: явление самоиндукции и причины его возникновения, роль в технике, понятие индуктивности; уметь рассчитывать индуктивность контура и катушки
Использовать при анализе задач все законы динамики
Использовать первую производную It для нахождения ЭДС самоиндукции
Создание и запись структурированного текста
Работа с алгоритмами решения задач С/р № 3
Учебник, §10
Раздаточный дидактический материал.
Учебник, § 6, 9,10
11/4
Закон всемирного тяготения. Развитие представлений о тяготении
Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести
Проблемная
Продуктивная
Создание проблемной ситуации
Беседа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Знать закон всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной
Знать о силе тяжести, ее природе, уметь рассчитать значение этой силы для различных тел и планет
Уметь на основе второго и третьего законов Ньютона получить закон всемирного тяготения
Уметь рассчитать первую и вторую космическую скорость
Создание и запись структурированного текста
Выполнение информационных сообщений об ИСЗ. С/р № 4
Учебник, §11
Учебник § 12, задачи №36-40
12/5
Лабораторная работа№3
Измерение ускорения свободного падения
с помощ. маятника
Вес тела. Невесомость
Урок-практикум
Проблемная
Создание проблемной ситуации
Самостоятельная работа
Фронтальная работа
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Знать и уметь различать понятия: вес тела и сила тяжести; выполнять их графическое изображение
Уметь рассчитать перегрузку для тела, движущегося с ускорением, знать условие невесомости
Создание и запись структурированного текста
Оборудование для физического практикума, Учебник за 10 класс
Учебник, § 13, задачи №42-45
13/6
Движение планет и искусственных спутников Земли
Продуктивная
Беседа
Фронтальная работа
Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников
Уметь применять законы динамики к решению задач повышенного уровня
Работа с алгоритмами решения задач С/р №5
Учебник, §12,13
Силы трения
Проблемная
Создание проблемной ситуации
Фронтальная работа
Знать природу сил трения, способы изменения величины сил трения
Уметь рассчитать при движении тепа по горизонтальной поверхности
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 14, задачи в тетради
14/7
Лабораторная работа№3
Определение коэффициента трения скольжения
Урок-практикум
Самостоятельная работа
Уметь собрать лабораторную установку, провести измерения и вычисления по инструкции, сделать вывод по работе
Оборудование для физического практикума, Учебник за 10 класс
«Законы динамики»
Продуктивная
Индивидуальный и фронтальный опрос, тест
Индивидуальная работа
Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач
Применять теоретические знания для решения задач повышенной сложности
Работа с тетрадью на печатной основе С/р №6
Учебник, § 15
15/8
Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики»
16/9
Движение тел по наклонной плоскости
Движение тел по окружности
Решение задач по теме
«Законы динамики»
Продуктивная
Индивидуальный и фронтальный опрос, тест
Индивидуальная работа
Уметь записывать II закон Ньютона в векторной и проекционной формах
Уметь записывать II закон Ньютона в векторной и проекционной формах
Применять законы динамики и кинематики для решения задач повышенной сложности
Работа с алгоритмами решения задач С/р№7
Работа с алгоритмами решения задач С/р № 8
Применять законы динамики и кинематики для решения задач повышенной сложности
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (4 часа)
Цели
• освоение знаний об импульсе тела, реактивном движении, различных видах энергии, механической работе и мощности; величинах, характеризующих реактивное движение и выбор траектории движения для любого тела в природе; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий.
Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.
17/1
Импульс, Закон сохранения импульса
Реактивное движение
Объяснительно-иллюстра-тивная
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать понятия: импульс, изменение импульса тела, импульс силы; получать формулу второго закона Ньютона через импульс
Знать особенности реактивного движения тел в природе и технике, уметь применять законы Ньютона для изучения реактивного движения
Знать и уметь применять закон сохранения импульса при решении задач
Применять ЗСИ для решения задач на реактивное движение тел
Создание и запись структурированного текста, пространственных графиков
Работа со схемой простейшей ракеты
Учебник, § 16, задачи № 62-67
Учебник, §17, задачи№71-73
18/2
Механическая работа и мощность. Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения
Механическая энергия. Закон сохранения энергии
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и парная работа
Фронтальная работа
Уметь рассчитать работу различных сил, действующих на тело, знать частные случай равенства работы нулю
Знать, как происходит превращение энергии в механике; уметь применять закон сохранения энергии
Применять формулу расчета мощности для равномерного движения, переводить обиходные единицы мощности в СИ
Решать задачи и анализировать процессы, применяя ЗСЭ
Выполнение вывода формул для работы и мощности
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 18, задачи № 79-85
Учебник, § 19, Задачи № 88-94
19/3
Закон сохранения энергии
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Беседа
Индивидуальная и групповая работа
Фронтальная и групповая работа
Знать алгоритмы решения задач по теме «Законы сохранения в механике», применять их
Знать об упругом и неупругом столкновении, границах применимости законов сохранения (замкнутая система), рассчитывать энергию и импульс системы тел, превращение энергии при взаимодействии тел
Применение ЗСИ и ЗСЭ при решении задач
Получать систему уравнении на основе ЗСИ и ЗСЭ и решать ее, рассчитывать параметры реактивного движения
Работа с алгоритмами решения задач
Получение системы уравнений с использованием метода аналогий
Учебник, § 20, задачи № 97-101
Учебник, § 16-20,задачи в тетради
20/4
Решение задач по теме «Механика»
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Знать алгоритмы решения задач по теме «Законы сохранения в механике», применять их
Решать задачи и анализировать процессы, применяя ЗСЭ
Контрольная работа №3по теме «Механика»
Продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Индивидуальная работа
Выполнение теста (форма ЕГЭ)
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (2 часа)
Цели:
• освоение знаний о механических колебаниях и волнах; величинах, характеризующих реактивное движение и выбор траектории движения для любого тела в природе; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств; решения физических задач, в том числе и повышенной сложности; использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий.
Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общелредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смьюлопоисковой, профессионально-трудового выбора.
21
Механические колебания
Продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Фронтальная работа
Знать виды колебаний и колебательных систем; уметь выделять, наблюдать и описывать механические колебания физических систем
Знать причины
возникновения
колебаний
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §21, задачи № 106-110
Превращение энергии при колебаниях. Резонанс
Проблемная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать об особенностях колебательного движения пружинного и математического маятников, условия возникновения резонанса в системе; применять законы Ньютона для изучения колебательного движения
Уметь анализировать резонансные кривые
Построение резонансных кривых Построение диаграмм и схем простейших частотомеров
Учебник, § 22, задачи № 114-117
22
Механические волны. Звук
Объяснительно
-иллюстративн.
Беседа, индивидуальный опрос, тест
Фронтальная и индивидуальная работа
Знать особенности распространения механических волн, принципы эхолокации, объяснять причины применения тех или иных диапазонов волн
Знать виды локации, использующиеся в природе и в технике
Работа с таблицей видов и особенностей волн
Учебник, § 23, задачи в тетради
МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (6 часов)
Цели:
• освоение знаний о строении и состоянии вещества, изопроцессах в газах; величинах, характеризующих данные явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
23/1
Основные положения MKT
Продуктивная
Доклады, беседа
Фронтальная и индивидуальная работа
Знать, уметь анализировать наблюдения, на основе которых построена MKT
Знать и уметь анализировать броуновское движение частиц
Работа с таблицами
Учебник, § 24
24/2
Количество вещества. Постоянная Авогадро
Температура в MKT
Продуктивная
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа, индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Знать понятия: количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса
Знать понятие абсолютной температуры, абсолютного нуля; показывать недостижимость абсолютного нуля температур
Уметь рассчитывать эти величины, пользуясь таблицей Менделеева
Знать об использовании различных температурных шкал и термометров различных систем
Создание и запись структурированного текста
Схематическое изображение полного отражения
Учебник, § 25, задачи № 114-117
Учебник, § 26, задачи №124-132
25/3
Газовые законы
Продуктивная
Индивидуальный опрос
Индивидуальная и групповая работа
Уметь применять газовые законы для решения качественных и количественных задач
Знать алгоритмы решения задач по теме «Газовые законы», уметь их применять
Применять газовые законы для решения качественных и расчетных задач уровня «С»
Применение свойств элементарных функций при решении задач
Создание и запись структурированного текста
Решение задач
Учебник, §27, задачи № 134-143
Учебник, § 29, задачи № 149-161
26/4
Уравнение состояния газа. Температура - мера средней кинетической энергии молекул газа
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Индивидуальный опрос
Фронтальная работа
Индивидуальная и групповая работа
Знать уравнение состояния газа и связь между давлением, Е" и температурой; уметь рассчитывать их
Знать алгоритмы решения задач по теме «Уравнение состояния газа», уметь их применять
Выводить уравнение связи температуры и средней кинетической энергии молекул газа
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 27, 28,задачи №164-167
Применять базовые знания по ранее изученным разделам при выведении формул, решая задачи повышенного уровня
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 29, задачи № 169-171
27/5
Измерение скоростей молекул газа
Состояние вещества
Продуктивная
Продуктивная
Тестирование
Беседа, фронтальный опрос
Индивидуальная работа
Фронтальная работа
Знать суть опыта Штерна, связывать величины: скорость движения молекул, температура, Ек
Уметь получить формулу связи Ек и температуры, температуры и скорости
Схема
опыта по
измерению
скоростей
движения
молекул
Учебник, § 27, задачи № 173-179
Знать: о трех состояниях вещества и их особенностях, уметь находить объяснения строения веществ на основе MKT
Уметь дать сравнительную характеристику состояниям вещества
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 30, задачи № 183-185
28/6
Законы идеального газа
Тест по теме «Молекулярная физика»
Продуктивная
Творческая
Беседа, индивидуальный опрос
Самостоятельная работа
Фронтальная работа
Парная и индивидуальная работа
Знать о трех состояниях вещества и их особенностях; уметь находить объяснение строения веществ на основе MKT
Уметь давать сравнительную характеристику состояниям вещества
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 30, задачи № 192-199
Уметь вычислять макро-и микрометрические параметры идеального газа, знать свойства жидкостей и твердых тел
Применять газовые законы, закон Жюрена и закон Гука при решении задач повышенной сложности
Работа с алгоритмами решения задач
Знать основные понятия MKT, доказательства основных положений MKT, свойства газов, жидкостей и твердых теп, объяснять их применение в технике
Знать явления поверхностного натяжения, упругой и неупругой деформации, рассчитывать предел прочности
Презентация творческих работ
Учебник, § 30, задачи в тетради
Термодинамика (6 часов)
Цели:
• освоение знаний о способах изменения внутренней энергии, фазовых переходах превращения внутренней энергии в механическую; методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы, тепловых двигателей. решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
• овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
29/1
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике
Объяснительно-иллюстра-тивная
Беседа
Фронтальная работа
Знать понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача, конвекция, излучение, количество теплоты
Уметь рассчитать количество теплоты для систем тел, используя уравнение теплового баланса
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 31
30/2
Первый закон термодинамики
Следствия из первого закона термодинамики
Объяснительно-иллюстра-тивная, продуктивная
Беседа, фронтальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача, конвекция, излучение, количество теплоты
Анализируют первый закон термодинамики, рассчитывают изменение внутренней энергии
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §31, задачи № 204-209
Знать о применении первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газах и адиабатному процессу
Выводят уравнение для расчета изменения внутренней энергии в различных процессах
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 31, 34, задачи №211-214
31/3
Тепловые двигатели
Значение тепловых двигателей
Объяснительно-иллюстра-тивная
Продуктивная
Беседа
Тестирование
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Знать понятия: нагреватель, холодильник, КПД, полезная и затраченная работа
Знать историю создания тепловых машин, их устройство, модели ДВС и
дизеля; уметь анализировать положительные и отрицательные эффекты использования тепловых машин
Уметь объяснить на модели или по таблице принцип работы ДВС и других тепловых машин
Уметь объяснить на модели или по таблице принцип
работы ДВС и других тепловых машин
Анализ схем устройства ДВС различных систем
Учебник, § 32, задачи №219-224
Учебник, § 32, задачи № 226-230
32/4
Второй закон термодинамики
Обобщающий урок по теме «Законы термодинамики»
Объяснительно-иллюстра-тивная
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать: второй закон термодинамики, уметь пояснить на примерах необратимость тепловых процессов, знать область применения второго закона термодинамики
Знать уравнения, связывающие основные термодинамические величины, уметь решать качественные задачи
Применять законы термодинамики к решению задач на тепловые процессы
Создание и запись структурированного текста
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, § 33, задачи № 235-239
Учебник, § 31-34,задачи № 242-251
33/5
Контрольная работа №4 по теме «Молекулярная физика и термодинамика»
Плавление и кристаллизация
Объяснительно-иллюстра-тивная, продуктивная
Индивидуальный письменный опрос
Беседа,
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия: количество теплоты, температура плавления, кристаллизация, удельная теплота плавления
Уметь читать графики зависимости температуры от времени и объяснять их форму
Выполнение теста (форма ЕГЭ)
Создание и запись структурированного текста
Учебник, § 35, задачи № 254-258
34/6
Испарение и кипение
Лабораторная работа № 5 Измерение влажности воздуха
Объяснительно-иллюстратив-ная
Беседа, фронтальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
Знать понятия; количество теплоты, температура кипения, конденсация, удельная теплота парообразования, испарение
Знать понятия: абсолютная и относительная влажность воздуха, парциальное давление, давление насыщенного пара
Уметь читать графики зависимости температуры от времени и объяснять их форму
Уметь измерять влажность воздуха с помощью Психрометра и гигрометра
Создание и запись структурированного текста
Учебник, §35, задачи № 263-269
Учебник, §35, задачи №271-277
35
Итоговый урок
Продуктивная
Беседа, индивидуальный опрос
Индивидуальная и фронтальная работа
36
Резерв.