- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по элективному курсу Биофизика
Рабочая программа по элективному курсу Биофизика
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимергалеева А.Н. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №26»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
методическим объединением
Заместитель директора
Директор школы
учителей естественнонаучного
по УР Ситдикова Т.Г.
__________Р.Р.Зарипов
цикла
Протокол №__1____________
_________________
Приказ № ___43/3_
от 29.08. 2014 г.
29.08. 2014г.
от 29.08. 2014 г.
Руководитель МО ____________
Тимергалеева А.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя химии и биологии
первой квалификационной категории
Тимергалеевой А.Н.
по элективному курсу «Биофизика»
9 класс
Программа рассмотрена на заседании
педагогического совета.
Протокол №1 от 29.08. 2014 года.
Казань -2014 год
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений на 1 учебный час в неделю. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней школе.
Основная цель курса - показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.
Основная задача курса - показать возможность межпредметной интеграции двух предметов естественно-научного цикла (физики и биологии). Практической реализации знаний (новые направления в науке, которые возникли как результат тесного взаимодействия физики и биологии), в теоретическом изучении (явления природы, которые объясняют и физики, и биологи) и практическом использовании (экспериментальные задания, различные виды задач, для решения которых необходимы знания этих двух наук).
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса при наблюдении биологических явлений и их физическое объяснение.
Предмет исследования - содержательные приёмы формирования познавательного интереса к изучению биофизических процессов происходящих в природе.
Содержание элективного курса базируется на материале курса физики, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по физике.
Для отбора биофизического материала можно указать три основных направления.
Первое направление имеет цель- показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму.
Второе направление соответствует ознакомлению с физическими методами воздействия и исследования, широко применяемыми и в биологии, и в медицине.
Третье направление предполагает ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики.
Содержание курса.
Элементы биофизики при изучении механики (4ч).
Движение и силы. Масса тел. Плотность. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. Законы Ньютона. Простые механизмы в живой природе. Деформации. Мощности, развиваемые человеком.
Элементы биофизики при изучении колебаний и звука (3ч).
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Голоса в живом мире. Биоакустика рыб. Как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека. Метод выстукивания-перкуссия. Выслушивание - аускультация. Регистрация звуков сердца и лёгких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат- предсказатель шторма.
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (3ч).
Первоначальные сведения о строении вещества. Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость. Теплоизоляция в жизни животного мира. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники. Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим? Роль процессов испарения для животных организмов. Испарение в жизни растений. Закон сохранения и превращения энергии.
Элементы биофизики при изучении электричества (3ч).
Электрические свойства тканей организма. Поражение деревьев молнией. Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный манипулятор. Применение статического электричества. Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы.
Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома (4ч).
Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Светочувствительность глаза. Как пчёлы различают цвета. Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе. Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина. Оптические приборы в медицине. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие ионизирующих излучений.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Тип урока
Планируемый результат
Виды, формы контроля
Домашняя работа
Дата проведения
Элементы биофизики при изучении механики (4ч).
1
Движение и сила. Масса тела. Плотность.
1
КУ
Повторить изученные в 7 классе основные понятия; показать необходимость изучения механики уметь применять данные понятия к живой природе
Решение задач
Повторить понятия: сила тяжести, вес тела, сила трения и сопротивления
2
Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах.
1
КУ
Ввести понятие силы как количественной меры, виды сил трения, проявления сил трения в живой природе
Фронтальный опрос
Повторить тему «Давление жидкостей и газов»
3
Давление жидкостей и газов. Архимедова сила.
1
КУ
Рассмотреть давление жидкостей и газов в живой природе
Решение задач
Повторить тему «Законы Ньютона»
4
Законы Ньютона. Простые механизмы в живой природе.
1
КУ
Повторить формулировку и математическую запись законов Ньютона; продолжить формирование умений применять теоретические знания для решения практических задач
Фронтальный опрос
Повторить тему «Колебания и звук»
Элементы биофизики при изучении колебаний и звука (3ч).
5
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоакустика рыб.
1
КУ
Сформировать у учащихся представление о колебательном движении и звуках в живой природе
Фронтальный опрос
Подготовить сообщение на тему «Слуховые аппараты»
6
Методы выстукивания и выслушивания. Регистрация звука сердца и лёгких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук и инфразвук.
1
КУ
Продолжать формировать у учащихся представление о колебательном движении и звуках в живой природе
Фронтальный опрос
Повторить понятия «инфразвук» и «ультразвук»
7
Урок конференция по теме «Колебания и волны. Звук».
1
КУ
Уметь осмысленно воспроизводить подобранный материал, излагать его за заданное время; уметь слушать и слышать; продолжать формировать у учащихся представление о колебательном движении и звуках в живой природе
Фронтальный опрос
Повторить понятия: «теплота», «молекулярные явления»
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (3ч).
8
Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость.
1
КУ
Дать учащимся представление о физике как одной из основных наук о природе; рассмотреть физические законы природы, лежащие в основе всех естественных наук
Фронтальный опрос
Подготовить сообщение «Как муравьи находят путь домой»
9
Теплоизоляция в жизни животного мира. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники.
1
КУ
Раскрыть основные способы теплоизоляции животного мира; ввести понятие теплотехники
Фронтальный опрос
Повторить тему «Законы сохранения энергии»
10
Роль процессов испарения для живых организмов. Испарение в жизни растений. Закон сохранения и превращения энергии.
1
КУ
Рассмотреть один из способов теплорегуляции животного организма
Фронтальный опрос
Заполнить таблицу
Элементы биофизики при изучении электричества (3ч).
11
Электрические свойства тканей организма. Поражение молнией. Биопотенциалы и их регистрация.
1
КУ
Ввести представление об особенностях электрических свойств тканей организма; рассказать о молнии и поражениях молнией
Заполнение таблицы
Читать лекцию, повторить тему «Электростатика»
12
Применение статического электричества. Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью.
1
КУ
Рассмотреть лечебные свойства электричества
Сообщение на тему «Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью»
Повторить основные понятия энергии электрического поля
13
Радиотелеметрия. Новые источники энергии. Электрические рыбы.
1
КУ
Продолжить ознакомление с электрическими проявлениями в живой природе
Фронтальный опрос
Повторить тему «Оптика», подготовить сообщение «Кто как смотрит»
Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома (4ч).
14
Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Как пчёлы различают цвета.
1
КУ
Дать общее представление о строении глаза различных представителей животного мира
Сообщение «Кто как смотрит»
Читать лекцию, повторить тему «Виды излучения»
15
Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе.
1
КУ
Дать общее представление о различных оптических явлениях в живой природе, действий радиоактивных препаратов на живой организм
Фронтальный опрос
Читать лекцию
16
Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи.
1
КУ
Дать общее представление о различных оптических явлениях в живой природе, действий радиоактивных препаратов на живой организм
Фронтальный опрос
Подготовить сообщение на тему «Радиоактивные изотопы в биологии и медицине»
17
Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Подведение итогов.
1
КУ
Дать общее представление о различных оптических явлениях в живой природе, действий радиоактивных препаратов на живой организм
Фронтальный опрос
Литература.
1.Элективный курс «Элементы биофизики»: 9 класс/Зорин Н.И. - М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учителя).
2. М.Г.Привес. Н.К.Лысенков, В.И.Бушкович «Анатомия человека»: Л., 1974.
3. Я.И.Перельман «Занимательная физика»: М., АСТ, 1999.