Рабочая программа по физике в 7 классе по учебнику Перышкина

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Первомайская основная общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области




Рассмотрено «Утверждаю»

школьным МО Директор школы

Руководитель ШМО ______________/Брянцева С.А./

___________/И. С. Барсукова/ Приказ № 67 от 01. 09. 2015 г.

Протокол № 1 от 01.09.2015 г.

Рабочая программа

по физике

Класс: 7.

Всего часов на учебный год: 70

Количество часов в неделю: 2

Учитель:

Шапошников Сергей Артёмович

Категория : 1КК

Стаж работы: 42 года

2015 - 2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике в 7 классе МКОУ Первомайская ООШ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы (из сб. «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - 4-е изд., стереотипное - М.: Дрофа, 2011 г.), «Программы по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений» Н.К. Мартыновой, Н.Н. Иванова и авторской программы А. В. Перышкина. Программа предполагает использование учебников Физика 7 класс М: Дрофа, 2014г., написанных А.В. Перышкиным и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

-усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

-формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования и предназначена для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Она включает в себя разделы элементарного курса физики и имеет завершенный характер. Это позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира. А также подготовить их к выбору профиля дальнейшего обучения.

Весь курс физики в данной программе распределен по классам следующим образом. В 7 классе изучаются первоначальные сведения из физики, начиная с описания движения и заканчивая строением вещества. В 8 классе рассматриваются тепловые явления, электрические, электромагнитные и световые явления. Курс физики 9 класса посвящен изучению законов движения и взаимодействия тел, механических колебаний и волн, звука, электромагнитного поля, строения атома и атомного ядра, использования энергии атомных ядер.

Математический аппарат не выходит за рамки элементарной математики и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. Понятие о векторах хотя и вводится, но векторная символика, а также аппарат векторной алгебры не используются. Все уравнения записываются в скалярном виде. При необходимости изображения векторной физической величины на рисунке над самим вектором указывается обозначение не вектора, а его абсолютной величины (вектора).

Программа, как правило, предусматривает использование Международной системы единиц (СИ) и лишь в отдельных случаях допускает к применению такие внесистемные единицы, как миллиметр ртутного столба и киловатт-час.

Содержание образовательной программы основного общего полного образования по физике.

Физика и физические методы изучения природы

Физика наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

Механические явления

Механическое движение. Система отсчёта и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействие тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жёсткости пружины, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, простых механизмов.

Тепловые явления.

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Испарение и конденсация, Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.

Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представления об атомно-молекулярном строении вещества, закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

Электромагнитные явления.

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. действие магнитного поля на проводник с током. электродвигатель. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.

Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, отражения, преломления и дисперсии света;

Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы.

Проведение простых физических опытов по изучению электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждение опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамометра, микрофона, электрогенератора, электродвигателя, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.

Квантовые явления

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.

Рабочая программа по физике в 7 классе предполагает, что учитель физики обязан по теме:

Физика и методы научного познания

  1. сформировать представление о важнейших критериях научного знания: явлениях и фактах, понятиях, законах, экспериментах, теориях и их практических приложениях; методах получения знаний в изучаемой области (наблюдении, эксперименте, построении и проверке гипотез и моделей, выводе следствий и их проверке);

  2. научить планировать и проводить наблюдения и эксперименты с использованием приборов и оборудования, фиксировать полученные данные, систематизировать их в виде таблиц, графиков и диаграмм, делать теоретические выводы и умозаключения;

показать, что экспериментальные факты и их истолкование являются основой для выдвижения гипотез, построения моделейпроцессов и объектов природы.

Вещество

  1. организовать изучение понятий: дискретное строение вещества, атом;

  2. организовать изучение экспериментальных обоснований основных положений атомно-молекулярного учения (о дискретном строении вещества; непрерывном, хаотическом движении и взаимодействии его частиц);

  3. ознакомить с физическим смыслом характеристик вещества (плотность);

  4. ознакомить с механическими свойствами вещества в различных агрегатных состояниях;

  5. показать, что природные факторы среды (атмосферное давление) влияют на жизнедеятельность человека; дать представление о допустимых значениях этих величин.

Движение и силы

  1. организовать изучение наиболее распространенных явлений: свободное падение тел; прямолинейное движение; трение; упругая деформация; передача давления твердыми телами, жидкостями и газами; существование атмосферы и атмосферного давления;

  2. организовать изучение физических понятий и величин: относительность механического движения, тяготение, скорость, масса, сила, сила тяжести, работа, мощность, давление;

  3. сформировать представление о системе отсчета, материальной точке;

  4. организовать изучение законов Паскаля, Архимеда, правила моментов.

Учащийся обязан знать и уметь:

Физика и методы научного познания

  1. планировать и проводить наблюдения, находить в явлениях закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений;

  2. собирать установку для эксперимента по рисунку или схеме;

  3. пользоваться измерительными приборами (барометром, термометром, весами, динамометром, измерительным цилиндром, секундомером);

  4. записывать результаты прямых измерений физических величин с учетом инструментальной погрешности;

  5. представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков;

  6. интерпретировать (объяснять, используя научную терминологию) результаты наблюдений и эксперимента;

  7. делать заключения и выводы по результатам эксперимента;

  8. определять категорию того или иного научного утверждения в конкретной ситуации (факт, установленный наблюдениями: понятие, закон или принцип; модель; теоретический вывод; результат эксперимента; техническое применение теории на практике), делать расчеты и решать несложные задачи.

Вещество

  1. знать основные положения атомно-молекулярного учения (дискретное строение вещества, взаимодействие и непрерывное хаотическое движение частиц вещества);

  2. приводить примеры опытов, подтверждающих основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества;

  3. приводить примеры сжимаемости и упругости газов, жидкостей, твердых тел;

  4. применять основные положения строения вещества для объяснения: большой сжимаемости газов, малой сжимаемости жидкостей и твердых тел;

5) измерять плотность вещества, атмосферное давление.

Движение и силы

  1. приводить конкретные примеры, показывающие, что скорость движения одного и того же тела, а также его траектория могут быть различными в разных системах отсчета;

  2. измерять массу тела, силу тяжести, упругости, трения скольжения;

  3. приводить примеры изменения скорости тел под действием сил;

  4. приводить примеры деформации тел при взаимодействии.

Содержание курса физики 7 класса.

Механика

Явления: механическое движение, свободное падение, инерция, упругая деформация, тяготение, трение, атмосферное давление.

Понятия и величины: относительность движения, траектория, скорость, масса, сила, давление, работа силы, мощность, коэффициент полезного действия.

Модели: материальная точка.

Законы: Паскаля, Архимеда.

Методы: исследования механических явлений; описания механического движения; измерения расстояния, времени, объема, массы, силы.

Задачи на применение законов Паскаля, Архимеда, правила моментов для анализа ситуаций и расчета.

Применения: простые механизмы, измерительная линейка, часы, динамометр, весы, мерный цилиндр.

Молекулярная физика, термодинамика

Явления: диффузия.

Понятия и величины: температура, плотность, КПД.

Модели: дискретность структуры газа, жидкости и твердого тела, хаотичность, непрерывность движения и взаимодействие частиц вещества.

Методы: измерения плотности вещества, давления воздуха.

Задачи на модели строения вещества, давление воздуха.

Применения: термометр, барометр.

Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 7 класс

1. Владеть методами научного познания.

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, плотность.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков:

силы упругости от удлинения пружины; массы вещества при разных его объемах.

1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

большую сжимаемость газов; малую сжимаемость жидкостей и твердых тел.

1.5. Выявлять эмпирические закономерности:

зависимость силы тяжести от массы тела; зависимость массы тела от его объема.

2. Формулировать физические законы и условия их применимости.

2.1. Вычислять равнодействующую силу.

2.2. Объяснять изменение скорости при свободном падении.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

3.1. Приводить примеры:

зависимости скорости движения одного и того же тела, а также его траектории от выбора системы отсчета;

деформации тел при взаимодействии;

опытов, подтверждающих основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества.

3.2. Читать и пересказывать текст учебника.

3.3. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.4. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.5. Конспектировать прочитанный текст.

3.6. Определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам.

3.7. Определять по графику зависимости координаты от времени координату тела в данный момент времени.

Учебно-тематический план по физике в 7 классе (70 часов).

Четверть

Тема

Кол-во часов

№ л/р

Количество к/р

I

Введение.

Первоначальные сведения о строении вещества.

Взаимодействие тел

3

6

8

1

2

-

-


II

Взаимодействие тел.

14



3,4,5,6, 7



1



III

Давление твердых тел, жидкостей и газов

19

8, 9

2

IV

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Работа и мощность. Энергия.

Повторение

1

15

4

10, 11

-


1

1

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка «5» ставится в следующем случае:

  • ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;

  • учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

  • учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач;

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов;

  • владеет знаниями и умениями в объеме 95%-100% требований программы.

Оценка «4» ставится в следующем случае:

  • ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;

  • учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, в применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;

- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% требований программы.

Оценка «3» ставится в следующем случае:

  • большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;

  • учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80% содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка «2» ставится в следующем случае:

  • ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;

  • учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;

  • учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».

Оценка «1» ставится в случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

  • работа выполнена полностью;

  • сделан перевод единиц всех физических величин в систему единиц «СИ», все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач; сделана проверка на размерность, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности; учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка «4» ставится в следующем случае:

  • работа выполнена полностью или не менее чем на 80% от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;

  • ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

  • учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «3» ставится в следующем случае:

  • работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;

  • учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится в следующем случае:

  • работа в основном не выполнена (объем выполненной части составляет менее 2/3 от общего объема задания);

  • учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка «1» ставится в случае, если работа полностью не выполнена.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнен анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае:

-выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в случае, если результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в случае, если результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится в случае, если учащийся совсем, не выполнил лабораторную работу.

Примечание. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования техники безопасности при проведении эксперимента.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.


Литература

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. сост.В.А. Коровин, В.А. Орлов.-4-е изд., ст.- М.:Дрофа, 2011г.

Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7 - 9 классы. М. «Просвещение» 2007 г.

Рабочие программы по физике 7-11 классы по УМК: А.В. Перышкина и др..Сост.В.А. Попова, изд. «Глобус» 2012 г.

Перышкин А.В. Физика 7 класс. Учебник. М.,Дрофа 2014 г..

Кирик Л. А. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 7 кл. Механика. Давление жидкостей и газов. М., 1998.

Лукашик В.И. Сборник задач по физике. М., 1999.

Мартынова Н. К. Проектирование вариативных технологий обучения физике в 7 классе. Воронеж, 2000.

Родина Н. А. и др. Самостоятельная работа учащихся по физике: 7 - 8 кл. общеобразоват. учреждений: Дидакт. материал/Н. А. Родина, Е. М. Гутник, И. Г. Кириллова; Под ред. Н. А. Родиной. 3-е изд. М., 1997.

Тульчинский Е. М. Качественные задачи по физике в 6 - 7 классах. Пособие для учителей. М., 1976.

Я иду на урок физики. 7 кл. Ч. 1: Кн. для учителя Библиотека " Первого сентября". М., 1998.

Марон, Е.А. Марон Контрольные работы по физике 7-9 классы.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ В 7 КЛАССЕ (70 часов, 2 часа в неделю) на 2015-2016 уч. г.

уро

ка

Тема урока

Кол- во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элементы до-полни-

тельного

Домашнее задание

Дата проведения




содерж

План

Факт

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (3 часа)

1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика.

1

Комбинированный урок

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника

Знать: смысл понятия «вещество». Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

Выражать результаты в СИ

Погрешности измерений

§1,2,3. Л. № 5, 12

1 четверть

04.09

2

Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц

1

Комбинированный урок

родная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория

Тест (дать определение вещества)

§4,5,

подготовка к лабораторной работе, Л. №25

07.09

3

Лабораторная работа №1

«Определение цены деления шкалы измерительного прибора»

1

Урок-практикум


Лабораторная работа, выводы, оформление

§ 6 «Физика и

техника».

Составить

кроссворд

11.09

РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов)

4

Строение вещества. Молекулы

1

Комбинированный урок

Строение вещества

Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия

Фронтальный

опрос,

тест

§7,8. • Л. №53,54. Подготовка к лабораторной работе

14.09

5

Лабораторная работа №2

«Измерение размеров

малых тел»

1

Урок-практикум

'

Проварка

лабораторной

работы

Л. № 23, 24

18.09

6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела

1

Комбинированный урок

Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение

Опорный конспект

§ 9, 10 задание 2(1). Л. №66 ,

21.09

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

Комбинированный урок

Взаимодействие частиц вещества

Фронтальный опрос

§11, упр. 2(1). Л. № 74, 80

25.09

8

Агрегатные состояния вещества

1

Комбинированный урок

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

Физический диктант. Опорный конспект

§11

28.09

9

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

1

Комбинированный урок (КВН)

Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей

Составление классификационной таблицы «Строение вещества»

§13.

Л. № 65,

67,77-79

02.10

РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (22 часа)

10

Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещений

1

Урок изучения новых знаний

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение

Знать:

- явление инерции,
физический закон,
взаимодействие;

- смысл понятий:
путь, скорость, масса, плотность
яснять равномерное
прямолинейное дви
жение;

- использовать фи
зические приборы
для измерения пути,

Опорный конспект

Относительность движения.

Система отсчета

§ 14, задание № 4. Л. № 99, 101,103

05.10

11

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение

1

Комбинированный урок

Скорость прямолинейного равномерного движения

Уметь:

- описывать и объ-
яснять равномерное
прямолинейное дви-
жение;

- использовать фи
зические приборы

Опрос, тест

§ 15, 16. Упр. 4(1,4)

09.10

12

Расчет скорости, пути и времени движения

1

Урок закрепления знаний

Методы измерения расстояния, времени, скорости

жение; использовать физические приборы
для измерения пути,

Опрос, тест

§17.

Упр. 5 (2, 4)

12.10

13-14

Расчет скорости, пути и времени движения

2

Урок закрепления знаний

Методы измерения расстояния, времени, скорости

времени, массы, силы;

- выявлять зависи
мость: пути от рас-
стояния, скорости от
времени, силы от
скорости;

- выражать величи
ны в СИ

Физический диктант. Решение задач

§16, 17

16.10

19.10

15

Инерция

1

Комбинированный урок

Неравномерное движение

стояния, скорости от
времени, силы от
скорости;

выражать величины в СИ

Опорный конспект

§18

23.10

16

Взаимодействие тел

1

Комбинированный урок

Взаимодействие тел

Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила.

Уметь приводить примеры

Тест

§19.

Л.207, 209

26.10

17

Масса тела. Единицы массы

1

Комбинированный урок

Масса тела. Плотность вещества

Знать:

- определение
массы;

- единицы масс.
Уметь воспроизве
сти или написать
формулу

Опорный конспект. Упр. 12 (1,3,4,5). Подготовка к лабораторной работе

§20.

подготовка к лабораторной работе №3

30.10

18

Лабораторная работа №3

«Измерение массы вещества на рычажных весах»

1

Урок-практикум

Методы измерения массы и плотности

Умение работать с приборами при нахождении массы тела

Написать вывод и правильно оформить работу

Повторить § 19, 20. §21. Упр. 6(1,3)

2 четверть

13.11

19

Плотность вещества

1

Комбинированный урок

Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу

Тест

Вес тела

§22.

Л. № 265. Подготовка к лабораторным работам № 4,5

16. 11

20

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

Урок-практикум

Умение работать с приборами (мензурка, весы)

Написать вывод и правильно оформить работу

Повторить §22. Упр. 7 (1,2)

20. 11

21

Расчёт массы и объема вещества по его плотности

1

Комби- ниро-ванный урок

Методы намерения массы и плотности

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества

Решение задач

§23

23. 11

22

Расчет массы и объема по его плотности

1

Комбинированный урок

Методы измерения массы и плотности

Уметь:

- работать с физи-
ческими величина
ми, входящими в
формулу нахожде-
ния массы вещест-
ва;

- работать с прибо-
рами

Решение задач, подготовка к контрольной работе

Упр. 8 (3, 4), повторить формулы, подготовиться к контрольной работе

27. 11

23

Контрольная работа №1

1

Урок контроля

Методы измерения массы и плотности

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества

Контрольная работа

30. 11

24

Сила. Сила - причина изменения скорости

1

Комбинированный урок

Сила

Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения

Опорный конспект

§24

04.12

25

Явление тяготения. Сила тяжести

1

Комбинированный урок

Сила тяжести

Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект, Тест. Б. 2-13

§25

07. 12

26

Сила упругости. Вес тела.

1

Комбинированный урок

Сила упругости

Закон Гука

Вес тела.

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект

§ 26,27. Л. № 328, 333, 334

11.12

27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1

Комбинированный урок

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

Отработка формулы зависимости между силой тяжести и массой тела

Опрос, выполнение упр. 19

§28,29

упр. 9(1,3) подготовка к лабораторной работе

14. 12

28

Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Урок-практикум

Метод измерения силы

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора

Упр. 17. Проверка лабораторной работы. Вывод

§30,

упр. 10(1,3)

18. 12

29

Графическое изображение силы. Сложение сил

1

Комбинированный урок

Правило сложения сил

Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело

Умение работать с чертежными инструментами (линейка, треугольник)

§31,

упр. 11(2,3)

21. 12

30

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

1

Урок изучения новых знаний

Сила трения

Знать определение силы трения. Уметь привести примеры

Тест,

опорный

конспект

§ 32-34, написать эссе о роли трения

25. 12

31

Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкоснов. тел и от приж. силы».

1

Урок-практикум

Сила трения

Уметь работать с физическими приборами

Лабораторная работа, выводы, оформление

§ 32-34,

28. 12

РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (20 час)

32

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления

1

Урок изучения новых знаний

Давление

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса

Тест, опорный конспект

§ 35, 36. Упр. 12 (2,3), упр. 13, задание № 6

3 четверть

15. 01

33

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление»

1

Комбинированный урок

Давление

Проверка опорного конспекта

§37.

Л. № 464,

470

18. 01

34

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление»

1

Урок закрепления знаний

Давление, плотность газа

Решение задач

§35-37. Л. № 473

22. 01

35

Кратковременная контрольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля

1

Урок контроля

Давление. Закон Паскаля

Знать смысл физических законов: закон Паскаля. Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

Уметь воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность

Гидравлические машины

§35-37. §38

Упр.14(4), задание 7

25. 01



36

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

Комбинированный урок

- использовать физические приборы для измерения давления;

- выражать величины в СИ

Решение задач

§39, 40

Л. 474, 476. Упр. 15(1)

29. 01

37

Давление. Закон Паскаля

1

Урок закрепления знаний

Давление. Закон Паскаля

Решение задач. Упр. 23

Повторить § 35-40. Л. 504-507

01. 02

38

Сообщающиеся сосуды. Применение.

1

Комбинированный урок

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла

Озвучивание фрагмента документального учебного фильма о давлении. Рисунки, схема

§ 41, задание 9(3)

05. 02

39

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

Комбинированный урок

Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления

Фронтальный опрос

§42,43. Упр.17, 18, задание 10

08. 02

40

Измерение атмосферного давления

1

Комбинированный урок

Методы измерения атмосферного давления

Работа с приборами, знание их устройства

§44, дополнительно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11

12. 02

41

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1

Комбинированный урок

Методы измерения атмосферного давления

Манометр.

Поршневой жидкостный насос.

Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах; -использовать физические приборы для измерения давления

Тест,

опорный конспект

§45,46, упр. 20, упр. 21 (1, 2)

15. 02

42

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1

Комбинированный урок


Проверка опорного конспекта

§ 47, 48 .

19. 02

43

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

1

Комбинированный урок

Закон Архимеда

- Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь:объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

- использовать

физические приборы
для измерения дав-
ления;

- выражать величины в СИ;

- решать задачи на
закон Архимеда

Проверка опорного конспекта, тест

§50, 51

подготовка к лабораторной работе № 7

22. 02

44

Лабораторная работа №8

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

Урок-практикум

Закон Архимеда

Уметь работать с физическими приборами

Повторить

§50, 51

упр. 24(2,4)

26. 02

45

Плавание тел

1

Комбинированный урок


Составление

опорного

конспекта

§52,

упр. 25(3-5)

29. 02

46

Плавание тел

1

Урок закрепления знаний

Закон Архимеда

Отработка формул, решение задач

§52 Л. № 605, 611,612

04. 03

47

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости.

1

Комбинированный урок


Проверка опорного конспекта, тест

§52 повт.

07. 03

48

Плавание судов

1

Урок изучения новых знаний

Закон Архимеда

Составление

опорного

конспекта

§53. Упр. 26

11. 03

49

Воздухоплавание

1

Урок закрепления знаний


Решение задач

§54 Упр. 27(2)

14. 03

50

Контрольная работа № 3«Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Урок контроля

Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда

Решение задач

Задание 16,

подготовка к контрольной работе

18. 03

51

Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание

1

Урок коррек-ции знаний

Уметь воспроизводить и находить физические величины

Составлие обобщ. таб

Решение задач

4 четв.

28. 03

РАЗДЕЛ V. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (15 часов)

52

Механическая работа.

1

Урок изучения новых знаний

Работа

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения

Составление опорного конспекта. Тест

§55.

Упр. 28(3,4),

01. 04

53

Мощность

1

Комби-

Мощность

Знать определение

Составление

§56.


нированный урок

мощности, обозначение физической величины и единицы измерения

опорного конспекта. Тест

Упр. 29 (3-6)

04. 04

54

Мощность и работа

1

Урок

Мощность и работа

Знать определение

Проверка



проверки знаний и умений

физических величин: работа, мощность.

Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность

опорного конспекта, решение задач

§55, 56 повт.

08. 04

55

Простые механизмы.Рычаги

1

Урок

Простые механизмы.Рычаги

Знать устройство

Тест.

§ 57. 58.

11. 04

механизмы. Рычаг.

изучения

новых

знаний

механизмы. Рычаг.

рычага

Знакомство с простыми механизмами

Л. № 736. Задание 18

56

Момент силы

1

Комби-

Момент силы

Уметь изобразить

Решение за-

§ 59,


нированный урок

на рисунке расположение сил и найти момент силы

дач

упр. 30(2)

15.04

57

Лабораторная работа

1

Урок-

Рычаги в технике,

Уметь:

Вывод и

§59, 60

№10

«Выяснение условий

равновесия рычага»

практикум

быту и природе.

- проводить экспе-
римент и измерять
длину плеч рычага и
массу грузов;

- работать с физи-
ческими приборами

оформление работы

упр. 38, упр. 30(1, 3,4)

18. 04

58

Блоки. Золотое правило механики

1

Комбинированный урок

Блоки. Золотое правило механики

Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах

Физический диктант

§ 61, 62. Упр. 31(5)

22. 04

59

Золотое правило

1

Урок по-

Золотое правило

Знать определения

Решение за-

Повторить

механики

вторения и обобщения

механики

физических величин: работа, мощность, КПД, энергия

дач. Упр. 39

§61, 62.

25. 04

60

Центр тяжести тела.

Условия равновесия тел

1

Комбинированный урок

Центр тяжести тела.

Условия равновесия тел.

Иметь представление о центре тяжести, видах равновесия тел.

§ 63, 64.

подготовиться к л. Р. Л. 766

29. 04

61

Лабораторная работа

1

Урок-

Методы измерения

Знать определения

Вывод и

§63, 64 повт.

№11

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

практикум

работы, мощности, КПД механизмов

физических величин: КПД механизмов.

Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную)

оформление работы

§65

02. 05

62

Энергия. Потенциаль-

1

Комби-

Кинетическая энер-

Знать:

Составление

§ 66, 67.

ная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии

нированный урок

гия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии

- определения фи
зических величин:
энергия;

- единицы измере
ния энергии;

- закон сохранения
энергии

опорного конспекта

Упр. 32(1,4)

06. 05

63

Превращение одного

1

Комби-

Знать смысл закона

Проверка

§68.

вида механической энергии в другой

нированный урок

сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения

опорного конспекта. Решение задач

Л. 797

09. 05

64

Урок коррекции знаний п

1

Урок по-

Знать определение,

Тест

Подготовка

по теме.

вторения и обобщения

обозначение, формулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи

к контрольной работе

13. 05

65

Контрольная работа № 4

«Работа и мощность.

Энергия»

1

Vpок

контроля

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия

Контрольная работа

16. 05

66

Строение веществ, их свойства

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Тест

Анализ контрольной работы, работа над ошибками, повторение § 1-12

20. 05

ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)

67

Взаимодействие тел

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Тест

Повторение § 13-64

23. 05

68

Итоговая контрольная работа № 5

1

Урок контроля

Знают базовые понятия (Стандарт)

Итоговый контроль, проверка тетрадей

27. 05

69-

70

Повторение основных тем и разделов.

2


30.05

30. 05


© 2010-2022