Рабочая программа по физике для 7 класса (по ФК ГОС)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» имени Баки Урманче

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель Директор МБОУ

____________ Валиева С.Ф.. директора по УР «Гимназия №2» имени Баки Урманче НМР РТ

ФИО ________ Кинзябулатова Э.И. ___________Азизов Р.М.

Протокол №______ от подпись ФИО подпись ФИО

приказ № 411 от

«__»____________20____г. «__»____________20____г. « 29 » августа 20 14г.

Рабочая программа

учебного предмета «Физика»

для 7 класса А, Б

класс


учитель: Нугманова Алсу Саримовна, высшая квалификационная категория

Ф.И.О. составителя, категория



2014- 2015 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе:

  1. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

  2. Примерной программы основного общего образования по физике МО РФ 2004год.

  3. Учебного плана МБОУ «Гимназия №2»имени Баки Урманче на 2014-2015 учебный год.

  4. Положения о рабочей учебной программе МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7-ых классах (из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Особенности класса

7 а класс с начального блока обучается по Образовательной системе «Школа 2100». В классе отношение к учебе в целом положительное. Большинство учащихся умеют самостоятельно работать, оказывают взаимопомощь. Общая интеллектуальная атмосфера средняя. У некоторых детей наблюдается недостаточный контроль со стороны родителей в выполнении домашних работ; есть учащиеся, которые часто отвлекаются; способность к содержательному общению средняя. Но класс может стимулировать активность слабоуспевающих, в результате чего появляются заинтересованность в учебном сотрудничестве со сверстниками, стремление к овладению новыми навыками и умениями, контролю и оценке своих действий

Учащиеся 7Б класса обучаются по традиционной программе. В классе доброжелательная и дружелюбная атмосфера. Это положительно влияет на усвоение материала. Большинство учащихся хорошо читают, умеют самостоятельно работать, строить устные высказывания в связи с изученным материалом. Многие учащиеся активно участвуют в диалоге по прочитанным произведениям. Общая интеллектуальная атмосфера выше среднего. Наглядность оценок в электронном журнале и постоянное обновление среднего показателя оценок повышает интерес учеников при выполнении учебных работ.


Цели и задачи:

· освоение знаний о механических, тепловых, величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

· овладение умениями проводить наблюдения природных явлений,описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

· воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

· использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.




Содержание программы.

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Относительность движения. Путь. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел; объяснение этих явлений на основе закона сохранения энергии, законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном движении, силы упругости от удлинения пружины, условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, простых механизмов.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества.

Измерение физических величин: температуры.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Физика и физические методы изучения природы

5

1

-

Тепловые явления

6



Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

Механические явления

56



Взаимодействие тел

21

4

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

1

Работа, мощность, энергия

13

2

1

Повторение

3

-

-

Всего

70

10

4



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие.;

· смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, , работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.

· смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии.

уметь

· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию.

· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры.

· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины.

· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, явлениях;

· решать задачи на применение изученных физических законов;

· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

· рационального применения простых механизмов.

Учебно-методический комплект


п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-7кл

2009

М. Дрофа

2.

А.В. Перышкин

Сборник задач по физике 7-9кл.

2014

М., Экзамен

3.

А.В. Перышкин

Самостоятельные и контрольные работы-7 класс

2005

М. Илекса

4.

С.Е.Полянский

Поурочные разработки по физике -7класс

2004

М. Дрофа

5

Н.И.Павленко

Тематические тесты. Физика

2001

М.., Центр тестирования МО РФ

6

А.В.Чеботарева

Тесты по физике

2013

М; «кЭкзамен»

7

И.В.Годова

Контрольные работы в новом формате

2013

М., «Интеллект-центр»


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

(уроков)

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

1

Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

1

Знать: смысл понятия «вещество».

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин

Выражать результаты в СИ

2.09

3.09



2

Физические приборы. Измерение физических величин.

1

4.09

5.09



3

Погрешности измерений. Физический эксперимент. Физическая теория.

1

9.09

8.09



4

Международная система единиц. Физика и техника. Физические законы.

1

11.09

11.09



5

Лабораторная работа № №1:Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

1

16.09

15.09



6

Строение вещества.

1

Знать смысл понятий: вещество, взаимодействий, атом (молекула).

Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия.

18.09

18.09



7

Лабораторная работа№2:

Измерение размеров малых тел.

1

23.09

22.09



8

Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.

1

25.09

25.09



9

Взаимодействие частиц вещества.

1

30.09

29.09



10

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

1

2.10

2.10



11

Контрольная работа№1 : «Строение вещества»

1

7.10

6.10



12

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Анализ контрольной работы.

1

Знать:

-явление инерции, физический закон, взаимодействие;

-смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

Уметь:

-описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

-использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;

-выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

-выражать величины в СИ.

9.10

9.10



13

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

1

14.10

13.10



14

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

1

16.10

16.10



15

Неравномерное движение.

1

21.10

20.10



16

Решение задач по теме «Механическое движение»

1

Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила.

Уметь приводить примеры

23.10

23.10



17

Инерция. Явление инерции

1

Знать:

-определение массы;

-единицы масс.

Уметь воспроизвести или написать формулу

28.10

27.10



18

Взаимодействие тел. Масса

1

Уметь применять знания при решении задач

30.10

30.10



19

Лабораторная работа № 3: Измерение массы тела на рычажных весах.

1

Умение работать с приборами при нахождение массы.

11.11

10.11



20

Лабораторная работа № 4: Измерение объема тел.

1

Умение работать с приборами.

13.11

13.11



21

Плотность.

1

Знать определение плотности вещества, формулу.

Уметь работать с физическими величинами , входящими в данную формулу.

18.11

17.11



22

Лабораторная работа № 5: Определение плотности твердого тела.

1

Умение работать с приборами.

20.11

20.11



23

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества.

25.11

24.11



24

Методы измерения массы и плотности.

1

Уметь:

-работать с физическими величинами, входящих в формулу нахождения массы вещества;

-работать с приборами

27.11

27.11



25

Контрольная работа № 2: Механическое движение. Масса. Плотность.

1

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества.

2.12

1.12



26

Сила. Анализ контрольной работы.

1

Знать определение силы, единицы измерения и обозначения.

4.12

4.12



27

Сила тяжести.

1

Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

9.12

8.12



28

Сила упругости.

1

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

11.12

11.12



29

Вес тела. Невесомость.

1

Знать определение веса тела.

16.12

15.12



30

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Отработка формула зависимости между силой и массой тела.

18.12

18.12



31

Методы измерения силы. Лабораторная работа № 6 "Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром

1

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора.

23.12

22.12



32

Сложение сил

1

Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело.

25.12

25.12



33

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.


1



Знать определение силы трения. Уметь привести примеры.

13.01

12.01



34

Давление.

1

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса

15.01

15.01



35

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».

1

20.01

19.01



36

Решение задач по теме « Давление»

1

22.01

21.01



37

Закон Паскаля.

1

Знать смысл физических законов: закон Паскаля.

Уметь:

-объяснить передачу давления в жидкостях и газах;-использовать физические приборы для измерения давления;-выражать величины в СИ.

27.01

27.01



38

Давление в жидкости и газе.

1

29.01

29.01



39

Расчёт давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда.

1

3.02

2.02



40

Сообщающие сосуды. Применение.

1

5.02

5.02



41

Атмосферное давление

1

10.02

9.02



42

Методы измерения атмосферного давления

1

12.02

12.02



43

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

-использовать физические приборы для измерения давления

17.02

16.02



44

Гидравлические машины. Манометры.

1

19.02

19.02



45

Закон Архимеда.

1

Знать смысл физических законов:

Закон Архимеда.

Уметь:

-объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

-использовать физические приборы для измерения давления;

-выражать величины в СИ;

-решать задачи на закон Архимеда.

24.02

24.02



46

Архимедова сила

1

26.02

26.02



47

Лабораторная работа № 7: Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

1

3.03

2.03



48

Условие плавания тел. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание

1

5.03

5.03



49

Лабораторная работа № 8: Выяснение условий плавания тел.

1

10.03

9.03



50

Решение тестовых заданий по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

12.03

12.03



51

Тестирование по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


17.03

16.03



52

Контрольная работа №3: Давление твердых тел, жидкостей и газов.

1

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда

18.03

18.03



53

Анализ контрольной работы. Работа.

1

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.

19.03

19.03



54

Мощность.

1

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения.

2.04

2.04



55

Методы нахождения мощности и работы.

1

Знать определение физических величин: работа, мощность. Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность.

7.04

6.04



56

Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага.

1

Знать устройство рычага. Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы.

9.04

9.04



57

Лабораторная работа. № 9: Выяснение условия равновесия рычага


Уметь:

-проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов;

-работать с физическими приборами.

14.04

13.04



58

Блоки. Золотое правило механики.§

1

Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснить на примерах.

16.04

16.04



59

Коэффициент полезного действия.

1

Знать определение физических величин: работа, мощность, КПД, энергия

21.04

20.04



60

Решение задач по теме «Простые механизмы»

1

Уметь решать задачи по теме

23.04

23.04



61

Лабораторная работа. № 10: определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

1

Знать определение физических величин: КПД механизмов

Уметь определять силу, высоту, работу (Полезную и затраченную)

28.04

27.04



62

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.

1

Знать:

-определение физических величин: энергия;8.

-единицы измерения энергии;

-закон сохранения энергии.

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения.

30.04


30.04



63

Методы измерения работы, энергии, мощности.

1

Знать определение, обозначения, формулы работы, энергии, мощности.

Уметь решать задачи.

5.05

4.05



64

Решение задач по теме « Работа и мощность. Энергия.


5.05

7.05




Контрольная работа №4 :Работа и мощность. Энергия.

1

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия.

6.05

8.05



65

Анализ контрольной работы . Повторение по теме «Строение веществ, их свойства. Взаимодействие тел».

1

Знание определения, обозначение, нахождение изученных величин

12.05

11.05



66

Обобщение по теме: Силы. Давление

1


14.05

14.05



67

Итоговая контрольная работа

1

Контроль знаний по курсу 7 класса

19.05

19.05



68

Анализ итогового теста. Обобщение по теме: «Работа, Энергия».

1

Повторить базовые понятия

21.05

21.05



69

Обобщение по теме: «Простые механизмы. КПД».

1

Повторить базовые понятия

26.05

25.05



70

Обобщение по теме: «Простые механизмы. КПД».

1

Повторить базовые понятия

28.05

28.05




© 2010-2022