• Преподавателю
  • Физика
  • Разработка урока по физике для 7 класса на тему Определение плотности вещества твердого тела. Практическая работа

Разработка урока по физике для 7 класса на тему Определение плотности вещества твердого тела. Практическая работа

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования города Усть-Каменогорска

КГУ НСО школа-интернат им.Н.К.Крупской













Разработка конспекта урока по физике для 7 класса


Практическая работа:

« Определение плотности вещества твердого тела»










Выполнила:

Учитель физики и математики

Барабанова Любовь Александровна











г. Усть-Каменогорск

2015 год

Практическая работа: « Определение плотности вещества твердого тела». Цели:

  • Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема тел при решении задач; отработка навыков самостоятельной работы учащихся с таблицей;

  • Развивающая: развитие навыков практической работы, проведения сравнения; развитие речи, внимания, памяти, логического и креативного мышления;

  • Воспитательная: воспитание уверенности в себе, этики групповой работы; формирование положительного эмоционального отношения и интереса к предмету, показать практическую значимость величины, как для дальнейшего изучения физики, так и для применения в жизни.

  • Коррекционная: совершенствовать умственную деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты;

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Ход урока

ХОД УРОКА

1 этап урока: Постановка цели урока

Сегодня мы продолжим рассмотрение вопроса о плотности вещества, а девизом урока нам послужат слова великого Рене Декарта "Я мыслю, следовательно, я существую"! (слайд 1)

2 этап урока: Проверка знаний, их актуализация .

Актуализация знаний осуществляется в виде физического диктанта и фронтального опроса.

Физический диктант:

  • Явление сохранения скорости телом при отсутствии действия на него других тел называется … (инерцией)

  • Если на тело не действуют другие тела, либо действие других тел уравновешенно, то тело движется … (равномерно)

  • Когда человек спотыкается, то он падает…, потому что его ноги…, а туловище …(вперёд, останавливаются, продолжает двигаться по инерции

  • С … лодки легче спрыгнуть с берега. (с нагруженной)

  • Величина равная отношению массы тела к его объему, называется…(плотностью)

  • Чем ближе расположены молекулы в веществе, тем его плотность … (больше)

  • Если сено спрессовать в тюк, то масса сена, содержащегося в копне, … (не изменится)

  • Если в стакан налить две несмешивающиеся жидкости, то наверху окажется … плотная жидкость. (менее)

  • Из двух тел одинаковой массы объем того тела, больше у которого плотность…(меньше)

  • Из двух тел одинакового объема масса того тела меньше, у которого плотность… (больше)

Опрос: Что называется плотностью вещества? Что показывает плотность? Как обозначается? По какой формуле рассчитывается? В каких единицах измеряется в СИ? (слайд2)

2) Проверка д/з.

Упр.11, задача 2. Находили плотность. Чтобы найти плотность массу делили на объем. Ответ: 15 г/см3. Как перевести в СИ? (слайд 3)

Упр.11, задача 5. Как решали задачу? Находили плотность. Чтобы найти плотность массу делили на объем. Находили объем. Длину *ширину*высоту.

3 этап урока: Постановка проблемы. Практическая работа "Определение плотности продуктов питания"

Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Сегодня мы будем изучать продукты питания.

Для того чтобы нам было удобней познавать окружающий мир не только с точки зрения науки, но и дома, в быту, мы должны уметь описывать свойства и характеристики различных тел. Нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. А как же ее рассчитать?

Работаем в группах по 4 человека (повернуться к учащимся за соседнюю парту).

Озвучиваю эпиграф к практической работе:

"Одна свеча избу лишь слабо освещала;

Зажгли другую - что ж?

Изба светлее стала.

Правдивы древнего речения слова:

Ум хорошо, а лучше два". (слайд 4)

Выдаю каждой группе лоток со следующим оборудованием:

- твёрдый продукт питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы (кисель, сырок, масло)
- линейка (2 шт.);
- микрокалькулятор (2 шт.);
- заготовка таблицы "Плотности некоторых продуктов питания" (4 шт.)

и даю задание провести коллективное исследование: "Определение плотности некоторых продуктов питания". Координирую деятельность групп. Опрашиваю все группы и записываю полученные результаты в таблицу на доске, демонстрируя результат коллективного исследования.

Учащиеся обсуждают проблему в группах, выдвигают гипотезы. Обсуждают гипотезы между группами. По обдуманному плану определяют плотность предложенных продуктов питания (масса вещества указана на упаковке; выполняют измерения для определения объема, объем определяют умножением длины, ширины и высоты прямоугольника; погрешностью при измерениях пренебрегают; плотность рассчитывают делением массы на объём с помощью микрокалькулятора, переводят единицы измерения плотности в систему СИ). Расчеты отражают в тетради. По просьбе учителя озвучивают полученные результаты, заполняют заготовку таблицы:

Практическая работа (слайд5)

тело

масса тела, m, г

а, см

b, см

с, см

объем тела,

V = a • b • c, см3

плотность тела, г/см3

Разработка урока по физике для 7 класса на тему Определение плотности вещества твердого тела. Практическая работа.

плотность тела, кг/м3

*1000

Сыр плавленый

70г

6,8

5

1,8

61, 2

1,144

1144

Кисель фруктово-ягодный

170

8,3

8

2,8

185,92

0,91437

914,3

Сливочное масло

200

7

9

2,7

170,1

1,1758

1176


После заполнения таблицы делают сверку полученных данных с плотностями продуктов питания и делают вывод о соответствии. Устанавливают, что сырок и кисель совпадают с данными таблицы, а сливочное масло - нет. Находим информацию на упаковке: спред.

Объясняю детям, что это такое.

Спред - это смесь разных видов жиров. Спреды делятся на три подвида: при содержании более 50% молочного жира они называются сливочно-растительными, при содержании от 15 до 49% молочного жира растительно-сливочными, а при полном отсутствии молочного жира - растительно-жировыми.
Нужно отметить, что в спреде нормативно ограничено применение гидрогенизированных жиров и нормативно контролируется содержание трансизомеров жирных кислот, а для маргарина таких ограничений нет.
Но диетологи считают этот продукт вредным, поскольку как раз запрет на смешение растительных и животных жиров - один из основных в диетологии. В пределах одного приема пищи должен поступать только один вид жира. На расщепление разного рода жиров требуется разный род ферментов. Это очень напрягает поджелудочную железу и кишечник.

Ребята подводят итог о необходимости таких знаний и записывают свои выводы в тетрадь.

4 этап урока: Здоровьесберегающая пауза. Физ.минутка.

5 этап урока: Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации. Закрепление знаний.

Вновь предлагаю продолжить работу в группах по полученной таблице. Озвучиваю задание творческого характера: Составить качественные задачи, пользуясь данными таблицы "Плотности некоторых продуктов питания".

Учащиеся работают с таблицей в группах, анализируют её данные, сравнивают, делают выводы, конструируют качественные вопросы и ответы на них. Задают вопросы другим группам, отвечают на вопросы других групп.

Возможные качественные задачи:

- Какой из указанных продуктов питания имеет наибольшую плотность?
- Какой из указанных продуктов питания имеет наименьшую плотность?
- Какие из указанных продуктов питания имеют одинаковую плотность?
- Что означает, что плотность … вещества рана … кг/м3?
- На сколько различаются плотности …продуктов питания?
- Во сколько раз различаются плотности … продуктов питания? и т. д.

6 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия

Вопросы учителя к учащимся:

1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Что вы поняли?
3) Чему вы научились?
4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал.

7 этап урока: Задание на дом

Учитель: Мы коснулись лишь некоторых моментов в этой теме. Впереди вас ждут новые открытия. Для тех, кто хочет узнать ещё больше, предлагаю обратиться к литературе стр.234 учебника.

Домашнее задание: §24, задание творческого характера: Пользуясь данными таблицы "Плотности некоторых продуктов питания", составить и оформить в тетради расчетные задачи на определение массы и объема тела 2-3 предметов домашнего обихода. Учащиеся записывают его в дневник, забирают с собой раздаточный материал.





© 2010-2022