- Преподавателю
- Физика
- СтатьяПроблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника
СтатьяПроблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гринь Е.С. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника
Философы считают, что творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей.
Предпосылками к творчеству могут быть:
- умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению;
- умение видеть внутренние связи между предметами, событиями;
- способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому развитие творческого потенциала дошкольника является сегодня важной педагогической задачей.
Для реализации творческого потенциала ребёнка необходимо создать специальные условия, к которым можно отнести
-наличие предметно-развивающей среды,
- индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую активность,
- удовлетворение потребностей ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях,
- обеспечение свободы выражения своих эмоциональных переживаний в разных видах деятельности.
Педагогическая система Марии Монтессори, уже более ста лет успешно применяемая во всём мире, в том числе и в нашей стране ещё в 30-е годы прошлого века (Ю. Фаусек), даёт прекрасные результаты для развития действительно свободной, творчески мыслящей личности.
В распоряжении ребёнка находится всегда четко выстроенная предметно - развивающая среда с необходимым и достаточным количеством материалов, тщательно отобранных, представляющих собой «материализованные абстракции», маленькую модель всего большого окружающего мира. В распоряжении ребёнка находится также наблюдающий за его свободной работой и охраняющий эту работу взрослый, готовый коротко и ясно представить новый материал, именно сейчас нужный и интересный ребёнку. Рядом с маленьким исследователем его друзья, с которыми можно поработать вместе, договорившись о сотрудничестве. Ребёнок не ограничен во времени, может возвращаться к работе нужное ему количество раз, он может комбинировать материалы по своему замыслу.
Многие педагоги сегодня понимают преимущества проблемного обучения, при котором воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания. Проблемное обучение способствует формированию у дошкольников знаний в гибкой, подвижной, вариативной форме. Проблемное обучение, позволяющее ребенку самому решать познавательную задачу, созданную педагогом, делать свои собственные «научные открытия», фактически является неотъемлемой частью Монтессори - педагогики. Педагог представляет ребенку только базовый вариант работы с оборудованием, предоставляя ему возможность самому придумать всевозможные упражнения с ним, способы комбинации разных комплектов. Оборудование, всегда доступное ребёнку и находящееся строго на своём месте, позволяет решать интересные задачи. Например, старшие дошкольники, которые уже узнали, что самая короткая красная штанга имеет длину 1 дециметр, а каждая из последующих на 1 дм длиннее, несут штангу 7, чтобы показать длину ступни динозавра (после прочтения в энциклопедии статьи о нём). После знакомства с конструктивными треугольниками дети используют их для изображения ракет, космических кораблей и неведомых островов.
Художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд) является хорошим средством для развития креативных способностей ребёнка. Эта деятельность помогает ему выразить свое отношение к увиденному, пережитому. В изобразительной деятельности также можно ставить проблемные задачи. Как нарисовать ветер? Можно ли изобразить солнечный день, не рисуя солнце? Нарисуй, когда огонь нам друг, а когда враг и др. Наличие в Монтессори - среде большого количества оборудования для развития глазомера, пространственных представлений, мелкой моторики, утончения движений трёх пишущих пальцев, цветового восприятия делает ребенка технически более подготовленным к изображению того, что он задумал. В результате ребёнок получает большое удовлетворение от своей работы, так как его замысел становится понятен другим людям.
Важным для развития творческих возможностей является также отсутствие в группе конкуренции, в результате чего в коллективе возникает очень благоприятный психологический климат, атмосфера взаимопомощи, содружества.
В заключение хочется отметить, что дети, имеющие свободу выбора, осознающие, что их мнение учитывают взрослые и дети, становятся по-настоящему свободными и раскрепощёнными. Их природное стремление к познанию окружающего мира, тяга к «упражнениям для ума», находят в Монтессори-группе свое применение. Это и есть на мой взгляд лучший способ для развития творческих способностей, раскрытия природного потенциала наших детей.