- Преподавателю
- Физика
- Архимедова сила
Архимедова сила
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | #ЗНАЧ! |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Абешова Саягул Сериковна. Город Караганда
Школа 20
Класс: 7
Дата: 22.01.2014
Тема: Архимедова сила.
Тип: изучения нового материала на основе сотрудничества с учениками
Цели урока:
образовательная: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело, из жидкости; установить, от каких факторов она зависит и от каких не зависит; вывести формулу для расчёта силы Архимеда.
развивающая: получить учащихся, научившихся: получать научный факт выталкивающего действия жидкости на погруженное в неё тело; графически изображать выталкивающую силу; устанавливать вид зависимости выталкивающей силы от объёма погруженной части тела; находить соотношение плотностей жидкостей и вещества, из которого сделано тело, плавающее на поверхности жидкости, в заданной конкретной ситуации.
воспитательная: получить учащихся, умеющих выслушивать друг друга; сформировать уважительное отношение к предмету.
План:
-
орг. момент
-
изучение нового материала
-
закрепление
итог: по уроку
по Д/з
ком. оценок
Д/з §55
Ход урока
1. Взаимное приветствие.
2. Каждый знает, что большое бревно плавает на поверхности водоёма, а любая вещь в воде становится гораздо легче. Проверим, действительно ли это так на опыте.
На доске записан план, по которому вы убедитесь в справедливости данного утверждения.
1. Определите вес данного вам тела в воздухе: Р1
2. Определите вес этого тела в воде: Р2
З. Сравните результаты и сделайте вывод о весе тела вводе и в воздухе
Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
(Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх.)
Да, действительно существует такая сила. Она называется выталкивающей, или АРХИМЕДОВОИ, силой в честь; древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.
Запишите тему урока «Архимедова сила»
А как можно найти величину этой силы?
(Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.)
Первая цель урока достигнута. На доске и в тетрадях учащихся появляется цветной рисунок и записи:
-
Рв воде< Рв воздухе
-
=> FA
-
FA=Pвозд - Рвода
Как вы думаете, от чего может зависеть значение выталкивающей силы?(дети говорят, а на доске обозначения: ρж, ρт,Vт, форма тела, h, положения тела.)
А сейчас каждая из групп проверит зависит ли от этих величин Архимедова сила.
Задание первой группе: нужно проверить зависит ли Архимедова сила от плотности тела?
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
2. Сравните плотность тела и архимедовы силы, действующие на тела.
3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Задание второй группе: нужно проверить зависит ли Архимедова сила от объёма тела?
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
1. Определите архимедову силу, действующую на каждое тело.
2. Сравните эти силы.
З. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Задание третьей группе: нужно проверить зависит ли Архимедова сила от плотности жидкости?
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, оленёй воде, масле.
2. Чем отличаются эти жидкости?
З. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
4. Установитё зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание четвертой группе: нужно проверить зависит ли Архимедова сила от глубины погружения тела?
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
1. Определите архимедову силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1.
2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Задание пятой группе: нужно проверить зависит ли Архимедова сила от формы тела?
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
1. Кусочку пластилина придайте форму шара, затем этому же кусочку пластилина форму куба, затем - цилиндра.
2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Задание шестой группе: нужно проверить зависит ли Архимедова сила от положения тела?
Оборудование: сосуд с водой, цилиндрическое тело, нить, динамометр.
1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в горизонтальном положении, затем в вертикальном.
2. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от положения предмета.
После полученных результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются в тетрадях, а учителем - на доске в виде таблицы:
АРХИМЕДОВА СИЛА
НЕ ЗАВИСИТ ОТ:
-
формы тел при равных объёмах
-
плотности тела
-
глубины погружения тела
-
положения тела в жидкости
ЗАВИСИТ ОТ:
-
объёма тела
-
плотности жидкости
Экспериментально мы выяснили от чего зависит сила Архимеда, давайте докажем это математически.
1. Давит ли вода на грани?
2. На какую грань сила давления больше? 3. А на боковые грани силы действуют? (да но они будут уравновешивать друг друга)
4. Как рассчитать силу давления?
5. Чему равно давление на верхнюю грань куба?
Аналогично и для второй.
F2> F1
1) F1=p1·S1| => F1= ρ·g·h1 ·S1= ρ·g·V1
p1=ρ·g·h1|
2) F2=p2·S2| => F2= ρ·g·h2 ·S2= ρ·g·V2
p2=ρ·g·h2|
FA= ρ·g·V2- ρ·g·V1= ρ·g·(V2 - V1)
FA= ρж ·g·Vт, ↑
Вывод: Сила Архимеда зависит от ρж, Vт прямо пропорционально
А кто слышал легенду об Архимеде. Я хочу прочитать вам еще одну легенду.
Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Все догадались? Корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золото отмерил строго:
Взял не мало и не много,
Сколько нужно,
В самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает...
Но ведь всякое бывает:
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже - медь,
Если совесть не иметь...
Не желал терпеть урон Гиерон,
И позвал он Архимеда.
Началась у них беседа...
Вот корона, Архимед,
Золотая или нет?
Чистым золотом сверкает!..
Но, ты знаешь, всё бывает!
И добавить серебро можно к золоту хитро,
А того и хуже - медь.
Если совесть не иметь...
Честно ль сделана работа?
Золото? Иль позолота?
Нужно точно всё определить,
Но корону не царапать! Не пилить!
И задумался учёный.
-Что известно?
- Вес короны.
- Ну а как найти объём?
Думал ночью, думал днём..
А однажды, в ванне моясь,
Погрузил себя по пояс.
На пол вылилась вода...
Догадался он тогда,
Как найти объём короны!
И помчался к Гиерону -
Не обут и не одет -
Знаменитый Архимед.
А народ кричит вослед.
- Что случилось, Архимед?!
Всполошился весь базар...
- Или в городе пожар?!
Во дворец примчался он...
- Я придумал Гиерон!
Эврика! Раскрыл секрет!
Пусть весы сюда несут!
И с водой большой сосуд.!
А что же показал Архимед Гиерону? Я вам сейчас покажу на опыте с ведёрком Архимеда.
К крючку динамометра подвесим тело цилиндрической формы и сосуд, в который это тело вмещается полностью (рис. а). Затем до погружения тела в воду определим показание динамометра. Под тело подставим отливной сосуд, на полненный водой до уровня носика, и мензурку для сбора воды. Теперь будем по степенно погружать тело в воду. При этом указатель пружины динамометра начинает подниматься вверх.
По мере погружения тело вытесняет воду, которая из отливного сосуда выливается в мензурку. Когда тело целиком погрузится в воду, динамометр покажет, насколько уменьшился вес тела в воде (рис. б)Если в сосуд, подвешенный к пружине динамометра, вылить вытесненную телом воду, то указатель пружины возвратится к своему исходному положению (рис. в). Отсюда видим, что вес тела уменьшается на величину, равную весу вытесненной воды. Эту взаимосвязь заметил и Архимед.
Теперь сформулируем закон Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженной части тела.
Архимед открыл закон!
Но не только для корон...
Мы с вами сегодня тоже прошли дорогой Архимеда и сами смогли определить от чего зависит сила Архимеда.
Открытий путь - нелёгкий путь,
Но человеку не свернуть.
«Что?» «Почему?» за ним следят,
Чтоб шёл вперед,
А не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд!
А теперь проверим как вы усвоили сегодняшнюю тему.
Задача 1. Задача 2.
нарушится ли равновесие весов?
вода керосин
Задача 3. Почему на мертвом море нельзя утонуть?
Задача 4. Задача 5.
Задача 6 задача 7
Где пробка ,где лед?
где сила Архимеда больше?
Задача8 Задача 9
где дерево, где пробка? Нарушится ли равновесие весов, если во 2 мензурку налить столько же воды, сколько ее в 1?
Задача 10 Свинцовый и мыльный пузырь имеют равные объемы. равны ли по модулю архимедовы силы, действующие на шары в воздухе?(да, от плотности тела не зависят)
Задача11В воду погружено тело объёмом 100 см3 . Определите значение выталкивающей силы, действующей на это тело. Плотность воды 1000 кг /м3.
Дано: решение:
V=100см3=0,0001м3FA =g·ρж·Vт
ρж=1000 кг /м3. FA =9,8*1000*0,0001=1Н
F- ? Ответ: 1 Н
Д/з §55