- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по естествознанию по профессии повар
Рабочая программа по естествознанию по профессии повар
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сергеева С.В. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 6 г. ЗИМА
Утверждаю:
Директор ОГБОУ НПО ПУ № 6
________________И. И. Матюхина
«____»_________________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)
по профессии
19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер
Квалификация:
-
Повар
Кондитер
Форма обучения: очная
Срок освоения ОП СПО ПКРС 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
Зима, 2014
Программа учебной дисциплины Естествознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «27» марта 2008г. №24
Организация - разработчик:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 6.
Разработчик:
Сергеева Светлана Владимировна, преподаватель физики Областного государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище № 6.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии 19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся, должен ориентироваться на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах
естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и
технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и
использования достижений естественных наук для развития цивилизации и
повышения качества жизни;
- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и
повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -39 часов;
самостоятельной работы обучающегося -78 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
в том числе:
лабораторные работы
9
контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
78
в том числе:
Выполнение индивидуальных заданий
51
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
27
Итоговая аттестация в форме диффиренцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»
19.01.17 (260807.01) ПОВАР, КОНДИТЕР
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел I. Физика
Тема 1.2. Механика
Содержание учебного материала
5
1.
Введение. Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.
Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
2
2.
Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона.
2
3.
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
2
4.
Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическаяэнергия.
2
5.
Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
2
Лабораторные работы
Исследование зависимости силы трения от веса тела.
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити
(или массы груза).
2
Тема 1.2 Тепловые
явления
Содержание учебного материала
3
1.
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекуляр-ное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.
2
2.
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
2
3.
Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
2
Лабораторные работы
Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменения агрегатных состояний.
1
Тема 1.3. Электромагнитные явления
Содержание учебного материала
4
1.
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.
2
2.
Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца. Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
2
3.
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
2
Лабораторные работы
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.
Изучение интерференции и дифракции света.
1
Тема 1.4. Строение
атома и квантовая
физика
Содержание учебного материала
2
1.
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
2
2.
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
2
Контрольная работа по разделу «Физика»
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Синтез 114-го элемента - триумф российских физиков-ядерщиков.
Использование радиоактивных изотопов в технических целях;
Рентгеновские излучения и его использование в технике и медицине.
Нанотехнологии - технологии ХХI века.
Естественно-научный метод познания и его составляющие.
Ультразвук и его использование в технике и медицине.
История атомистических учений.
Радиосвязь и телевидение.
28
2
Раздел 2. Химия с элементами экологии
25
Тема 2.1.Вода,
растворы
Содержание учебного материала
1.
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и
газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Водные
ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки.
Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
1
1
Лабораторные работы
Анализ содержания примесей в воде.
Очистка загрязненной воды
Устранение жесткости воды
3
Практическое занятие
Расчет массовой доли растворенного вещества
1
Тема 2.2. Химические
процессы в атмосфере
Содержание учебного материала
1
1.
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и
его источники. Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.
2
Лабораторные работы
Определение химического состава атмосферы. Измерение уровня СО2.
Механизм образования кислотных дождей.
1
Тема 2.3. Химия и организм
человека
Содержание учебного материала
2
1.
Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы - главный источник энергии организма. Роль жиров в
организме, холестерин.
1
2.
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание
1
Лабораторная работа
Анализ состава молока. Определение содержания витамина С в напитках. Определение
содержания железа в продуктах питания.
1
Контрольная работа по разделу «Химия»
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Современные методы обеззараживания воды
Охрана окружающей среды от химического загрязнения
Защита озонового экрана от химического загрязнения
Растворы вокруг нас
Экологические аспекты использования углеводородного сырья
Этанол: величайшее благо и страшное зло
«Жизнь - это способ существования белковых тел»
24
2
1
Раздел 3. Биология с
элементами экологии
Содержание учебного материала
Тема 3.1. Наиболее
общие представления
о жизни
1.
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость,
подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых
организмов, принципы их классификации.
1
2
2.
Клетка - единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение
энергии в клетке. Молекула ДНК - носитель наследственной информации. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого.
Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
2
Лабораторная работа
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом
1
Практическое занятие
Составление генеалогического дерева
1
Тема 3.2. Организм
человека и основные
проявления его жизне-
деятельности
Содержание учебного материала
1.
Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности. Ткани, органы и системы органов человека.
6
2
2.
Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма.
Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система
пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений - брюшного тифа,
дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на
организм.
3.
Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость
легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение
как фактор риска.
1
4.
Движение. Кости, мышцы, сухожилия - компоненты опорно-двигательной системы.
Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической
работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения
осанки и развития плоскостопия.
2
5.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови.
Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина
инфекционных заболеваний.
6.
Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция.
Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
3
Лабораторная работа
Действие слюны на крахмал. Утомление при статической и динамической работе
1
Практическое занятие
Семинар по теме: «Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека»
1
Тема 3.3. Человек и
окружающая среда
Содержание учебного материала
1.
Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.
2
2.
Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека
на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие
загрязнения). Рациональное природопользование.
Контрольная работа по разделу «Биология»
1
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Теория эволюции Ч. Дарвина: прошлое и настоящее
Природа человека: стабильность и трансформация
В лабиринтах генома человека
О методиках генетических исследований человека для составления «фамильного портрета»
населенного пункта
Охрана окружающей среды от химического загрязнения
Количественные характеристики загрязнения окружающей среды
Биотехнология и генная инженерия - технологии ХХI века
26
Всего:
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководство)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности¸ решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-
реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «физика» и лаборатории физики, кабинета «химии и биологии» и лаборатории химии.
оборудование учебных кабинетов и лабораторий:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол;
- учебно-наглядные пособия по физике, химии и биологии;
-лабораторное оборудование (спетроскоп, микроскоп с микропрепаратами, периодическая система химических элементов д.и. менделеева, ряд напряжений металлов; ряд электро-отрицательности неметаллов, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, плакаты по физике, химии и биологии, химическая Посуда, химические реактивы)
технические средства обучения:
-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- периодическая система химических элементов д.и. менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- ряд напряжений металлов;
- ряд электроотрицательности неметаллов;
- плакаты по общей и неорганической химии;
- плакаты по органической химии;
- химическая посуда;
- химические реактивы;
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Основные источники:
1.Генденштейн Л.Э., дик ю.и. физика. учебник для 10 кл. - м., 2005.
2. Генденштейн Л.Э. дик ю.и. физика. учебник для 11 кл. - м., 2005.
3. Касьянов В.А. физика. 10 кл.: учебник для общеобразовательных
учебных заведений. - м., 2005.
4. Габриелян О.С. химия. 9, 10, 11 кл. - м., 2000, 2003.
5. Тимофеева С.С., медведева с.а., ларионова е.ю. «Основы современного естествознания и экология»: - ростов-на-дону «феникс», 2004
6. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. человек и его здоровье. 8 кл. - м., 2005.
7. Каменский А.А., криксунов е.а., пасечник в.в. биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - м., 2000.
Дополнительные Источники:
1. Федеральный Компонент Государственного Стандарта Общего
Образования. / Министерство Образования Рф. - М., 2004.
2. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И., Страуд Е.К.
«Естествознание И Основы Экологии». - М., Асаdemia, 1998
3. Кузнецова Н.Е. Обучение Химии На Основе Межпредметной
Интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. - М., 2004.
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая
Биология». 10-11 Кл. Учебник Для Общеобразовательных Учебных Заведений.
- М., 2008
5. Химия В Школе: Научно-Теоретический И Методический Журнал
Учрежден Министерством Образования И Науки Рф.
6. Биология В Школе. Научно-Методический Журнал. Учредитель: Ооо
«Школьная Пресса»
7. 1 Сентября Химия: Приложение К Газете «1 Сентября» Учрежден
Министерством Образования И Науки Рф
8. Физика В Школе: Научно-Теоретический И Методический Журнал
Учрежден Министерством Образования И Науки Рф
9. Электронное Учебное Пособие «Демонстрационное Планирование
«Общая Химия» Ооо «Рмт Компании» Г. Волгоград
10. Открытая Физика В 2 Ч. (Сd) Под.Ред. С.М. Козела. -М.: Ооо
«Физикон», 2002
11. 1с. Репетитор Физика (Сd) - М.: Аозт «1с», 1998
12. 1с. Образование З.О. Образовательный Комплекс: Библиотека
Электронных Наглядных Пособий «Физика (7-11 Кл.)» (Сd). /Н.К. Ханнанов,
Д.В. Баяндин, - Лаборатория Физики И Астрономии Иосо Рао: Дрофа,
Формоза, Птту - Пермь. - 2004
13. Мухина Т.П. Мультимедиапроекторы В Образовательном Процессе.
- Http: / Astu.Org/ Content /Userimages/ Fiie/Upr_1_2009/04. Pdf
14. Интернет-Ресурсы:
- Krugosvet.Ru /Универсальная Энциклопедия «Кругосвет»/;
- Sciteciibrary.Ru /Научно-Техническая Библиотека/
- Auditorium.Ru /Библиотека Института «Открытое Общество»/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений,
обосновывающих: существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой
природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
тестирование
лабораторные работы
практические занятия
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
творческие
индивидуальные задания
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
исследовательская
работа
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
исследовательская
работа
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
домашняя работа
энергосбережения
домашняя работа
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
домашняя работа,
лабораторная работа
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
творческие
индивидуальные
задания
осознанных личных действий по охране окружающей среды.
домашняя работа,
индивидуальные
творческие задания
Знания:
смысл понятий: естественно-научный метод познания,
электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, самоорганизация;
тестирование
лабораторные работы
практические занятия
клад великих ученых в формирование современной
естественно-научной картины мира;
индивидуальные
творческие задания