Рабочая программа по физике 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего полного общего образования по физике (базовый уровень) и в соответствии с учебником «Физика -11», Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин, (м.: Просвещение, 2010 год). Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 года. Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вн...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от__________2012г №____ Руководитель МО

_________ _________

подпись расшифровка подписи

Заместитель директора

по УВР

_________ _________

подпись расшифровка подписи

« »_____________2012 г.

Решением педагогического совета от 30.08.12г

Протокол №1

введено в действие приказом

от________2012 г № ___

Директор школы

____________

подпись

___________________________ расшифровка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

Ступень обучения: среднее (полное) общее образование

Класс: 11

Количество часов: 102

Учитель: Дугина Ирина Николаевна

Ι квалификационная категория

Рабочая программа разработана на основе:

-федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 года;

- примерной программы среднего (полного) общего

образования;

- учебник «Физика-11», Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин, (М.Просвещение, 2010 год)

2012 - 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего полного общего образования по физике (базовый уровень) и в соответствии с учебником «Физика -11», Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин, (м.: Просвещение, 2010 год). Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 года.

Физика - наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.

Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :


  • формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;


  • развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;


  • развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;


  • развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;


  • знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;

Планирование составлено из расчёта 3 часа в неделю (102 ч в год) что соответствует региональному базисному учебному плану.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Магнитное поле

9

1

1

2

Электромагнитная индукция

9

1

1

3

Электромагнитные колебания

15

1

-

4

Световые волны

20

1

4

5

Световые кванты

8

1

-

6

Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы

17

1

-

7

Элементы астрофизики

12

-

-

8

Повторение

12

-

-

9

Итого

102

6

6




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Рабочая программа по физике 11 классРабочая программа по физике 11 класс

Магнитное поле (9 часов)

Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.

Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов и громкоговорителя.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов

Лабораторные работы

Наблюдение действия магнитного поля на ток

Контрольные работы

Магнитное поле

Электромагнитная индукция (69часов)

Рабочая программа по физике 11 классЯвление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Устройство и принцип действия электродинамического микрофона. Электромагнитное поле.

Демонстрации

Электромагнитная индукция Лабораторные работы

Изучение электромагнитной индукции Контрольные работы

Электромагнитная индукция

Электромагнитные колебания и волны (15 часов)

Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Переменный ток.

Трансформатор. Принцип радио связи.

Демонстрации

Свободные электромагнитные колебания.

Генератор переменного тока.

Контрольные работы

Электромагнитные колебания и волны

Световые волны (20 часов)

Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические

применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Границы применимости физических законов. Принцип соответствия.

Демонстрации

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света

Дифракция света

Получение спектра с помощью призмы

Получение спектра с помощью дифракционной решётки

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света

Оптические приборы

Лабораторные работы

Измерение показателя преломления стекла

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с помощью формулы линзы

Наблюдение дифракции и интерференции света

Измерение длины световой волны

Контрольные работы

Световые волны

Квантовая физика и элементы астрофизики (37 часов)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах

частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика.

Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного

распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика Пространственные масштабы

наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации

Фотоэффект

Линейчатые спектры излучения

Контрольные работы

Световые кванты

Физика атома и атомного ядра

Рабочая программа по физике 11 классПовторение пройденного материала (12 часов)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения,

планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая

энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц

вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения

энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции,

фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.

Оценка "4" ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.

Оценка "3" ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".

Оценка "1" ставится в следующем случае: ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка "1" ставится в следующем случае: учащийся совсем не выполнил лабораторную работу.

Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнениюработы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Перечень ошибок.

Грубые ошибки:

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. Негрубые ошибки: Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Литература

  1. Мякишев Г.Я. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой, - 18 изд- М.: Просвещение, 2010.


  1. Кирик Л.А. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы- М.:ИЛЕКСА, 2009


  1. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл.: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами./В.П. Шевцов. -Ростов н/Д: Феникс,2008


  1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс- М.:ВАКО, 2006

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примечание

План

Факт

Магнитное поле (9 часов).

1-2

Взаимодействие токов. Магнитное поле токов. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Решение задач.

2


3.

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

1


4-5

Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Решение задач.

2


6

Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов и громкоговорителя

1


7.

Решение задач.

1


8.

Теоретический зачёт: «Магнитное поле»

1


9.

Контрольная работа №1 «Магнитное поле» _

1


Электромагнитная индукция (9ч)

10-11

Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции Фарадея.

2


12

Лабораторная работа №2 «Изучение электромагнитной индукции»

1


13-14

Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Решение задач.

2


15

Устройство и принцип действия электродинамического микрофона.

1


16

Решение задач.

1


17.

Теоретический зачёт: «Электромагнитная индукция»

1





















№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примечание

План

Факт

18.

Контрольная работа №2 «Электромагнитная индукция»

1


Электромагнитные колебания (15ч)

19-20

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные колебания в колебательном контуре. Решение задач.

2

21

Переменный ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Активное сопротивление в цепи переменного тока.

1

22-23

Решение задач.

2


24

Генерирование электрической энергии. Трансформатор.

1


25-26

Семинар на тему: «Передача и потребление электрической энергии»

2

27.

Решение задач.

1

28-29

Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. Их обнаружение и свойства.

Изобретение радио. Принцип радиосвязи. Распространение радиоволн.

2

30

Изобретение радио. Принцип радиосвязи. Распространение радиоволн.

1

31

Решение задач.

1

32

Теоретический зачёт: «Электромагнитные колебания и волны»

1

33

Контрольная работа №3 «Электромагнитные колебания и волны».

1


Световые волны (20 часов).

34-35

Законы распространения света.

2

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примечание

План

Факт

36

Линза. Получение изображение с помощью линзы. Формула тонкой линзы.

1

37-38

Решение задач.

2

39

Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла»

1

40

Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с помощью формулы линзы»

1

41

Волновые свойства света: дисперсия, интерференция.

1

42

Волновые свойства света: дифракция, поляризация. Использование волновых свойств света. Дифракционная решётка.


43

Лабораторная работа№5 «Наблюдение дифракции и интерференции света».

1

44

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны»

1

45

Решение задач.

1

46-47

Решение задач.

2

48

Границы применимости физических законов. Принцип соответствия.

1

49-50

Теоретический зачёт:

«Световые волны»

2

51

Контрольная работа №4 «Световые волны»

1

52-53

Семинар на тему: «Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение»

2




№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

Световые кванты (8 часов).

54

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты Столетова.

1

55-56

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Решение задач.

2

57

Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно -волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга.

1

58-59

Решение задач.

2

60

Теоретический зачёт: «Световые кванты»

1

61.

Контрольная работа №5

«Световые кванты»

1


Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы

(17 часов).

62.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Изучение и поглощение света атомами. Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ.

1

63

Изучение и поглощение света атомами. Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ.

1

64

Индуцированное излучение. Лазеры. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

1

65.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.

1

66

Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

1

67-68

Решение задач.

2

69.

Ядерная энергетика.

1

70-71

Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Решение задач.

2

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

Примечание

План

Факт

72

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

1

73-74

Семинар на тему:

«Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза облучения».

2

75

Теоретический зачёт:

«Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы»

1

76-77

Решение задач.

2

78

Контрольная работа №6 «Физика атома и атомного ядра»

1


Элементы астрофизики (12ч)

79-80

Солнечная система. Видимые движения небесных тел. Законы движения планет. Система Земля -Луна.

2

81

Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

1

82-83

Солнце. Звёзды и источники их энергии. Основные характеристики звёзд.

2

84

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд.

1

85-86

Галактика. Галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

2

87

Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

1

88-89

Основные элементы физической картины мира.

2

90

Теоретический зачёт:

«Элементы астрофизики»

2


Повторение

12

91-102



© 2010-2022