- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 11 класс
Рабочая программа по физике 11 класс
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дугина И.Н. |
Дата | 19.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей
от__________2012г №____ Руководитель МО
_________ _________
подпись расшифровка подписи
Заместитель директора
по УВР
_________ _________
подпись расшифровка подписи
« »_____________2012 г.
Решением педагогического совета от 30.08.12г
Протокол №1
введено в действие приказом
от________2012 г № ___
Директор школы
____________
подпись
___________________________ расшифровка
по физике
Ступень обучения: среднее (полное) общее образование
Класс: 11
Количество часов: 102
Учитель: Дугина Ирина Николаевна
Ι квалификационная категория
Рабочая программа разработана на основе:
-федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 года;
- примерной программы среднего (полного) общего
образования;
- учебник «Физика-11», Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин, (М.Просвещение, 2010 год)
2012 - 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего полного общего образования по физике (базовый уровень) и в соответствии с учебником «Физика -11», Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин, (м.: Просвещение, 2010 год). Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 года.
Физика - наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :
-
формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
-
развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
-
развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
-
развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;
-
знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;
Планирование составлено из расчёта 3 часа в неделю (102 ч в год) что соответствует региональному базисному учебному плану.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Количество контрольных работ
Количество лабораторных работ
1
Магнитное поле
9
1
1
2
Электромагнитная индукция
9
1
1
3
Электромагнитные колебания
15
1
-
4
Световые волны
20
1
4
5
Световые кванты
8
1
-
6
Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы
17
1
-
7
Элементы астрофизики
12
-
-
8
Повторение
12
-
-
9
Итого
102
6
6
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Магнитное поле (9 часов)
Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.
Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов и громкоговорителя.
Демонстрации
Магнитное взаимодействие токов
Лабораторные работы
Наблюдение действия магнитного поля на ток
Контрольные работы
Магнитное поле
Электромагнитная индукция (69часов)
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Устройство и принцип действия электродинамического микрофона. Электромагнитное поле.
Демонстрации
Электромагнитная индукция Лабораторные работы
Изучение электромагнитной индукции Контрольные работы
Электромагнитная индукция
Электромагнитные колебания и волны (15 часов)
Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Переменный ток.
Трансформатор. Принцип радио связи.
Демонстрации
Свободные электромагнитные колебания.
Генератор переменного тока.
Контрольные работы
Электромагнитные колебания и волны
Световые волны (20 часов)
Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические
применения.
Законы распространения света. Оптические приборы.
Границы применимости физических законов. Принцип соответствия.
Демонстрации
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света
Дифракция света
Получение спектра с помощью призмы
Получение спектра с помощью дифракционной решётки
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света
Оптические приборы
Лабораторные работы
Измерение показателя преломления стекла
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с помощью формулы линзы
Наблюдение дифракции и интерференции света
Измерение длины световой волны
Контрольные работы
Световые волны
Квантовая физика и элементы астрофизики (37 часов)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах
частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика.
Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного
распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика Пространственные масштабы
наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.
Демонстрации
Фотоэффект
Линейчатые спектры излучения
Контрольные работы
Световые кванты
Физика атома и атомного ядра
Повторение пройденного материала (12 часов)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения,
планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая
энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц
вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения
энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции,
фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
Оценка "1" ставится в следующем случае: ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка "1" ставится в следующем случае: учащийся совсем не выполнил лабораторную работу.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнениюработы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. Негрубые ошибки: Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
-
Мякишев Г.Я. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой, - 18 изд- М.: Просвещение, 2010.
-
Кирик Л.А. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы- М.:ИЛЕКСА, 2009
-
Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл.: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами./В.П. Шевцов. -Ростов н/Д: Феникс,2008
-
Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс- М.:ВАКО, 2006
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата
Примечание
План
Факт
Магнитное поле (9 часов).
1-2
Взаимодействие токов. Магнитное поле токов. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Решение задач.
2
3.
Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
1
4-5
Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Решение задач.
2
6
Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов и громкоговорителя
1
7.
Решение задач.
1
8.
Теоретический зачёт: «Магнитное поле»
1
9.
Контрольная работа №1 «Магнитное поле» _
1
Электромагнитная индукция (9ч)
10-11
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции Фарадея.
2
12
Лабораторная работа №2 «Изучение электромагнитной индукции»
1
13-14
Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Решение задач.
2
15
Устройство и принцип действия электродинамического микрофона.
1
16
Решение задач.
1
17.
Теоретический зачёт: «Электромагнитная индукция»
1
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата
Примечание
План
Факт
18.
Контрольная работа №2 «Электромагнитная индукция»
1
Электромагнитные колебания (15ч)
19-20
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные колебания в колебательном контуре. Решение задач.
2
21
Переменный ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Активное сопротивление в цепи переменного тока.
1
22-23
Решение задач.
2
24
Генерирование электрической энергии. Трансформатор.
1
25-26
Семинар на тему: «Передача и потребление электрической энергии»
2
27.
Решение задач.
1
28-29
Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. Их обнаружение и свойства.
Изобретение радио. Принцип радиосвязи. Распространение радиоволн.
2
30
Изобретение радио. Принцип радиосвязи. Распространение радиоволн.
1
31
Решение задач.
1
32
Теоретический зачёт: «Электромагнитные колебания и волны»
1
33
Контрольная работа №3 «Электромагнитные колебания и волны».
1
Световые волны (20 часов).
34-35
Законы распространения света.
2
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата
Примечание
План
Факт
36
Линза. Получение изображение с помощью линзы. Формула тонкой линзы.
1
37-38
Решение задач.
2
39
Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла»
1
40
Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с помощью формулы линзы»
1
41
Волновые свойства света: дисперсия, интерференция.
1
42
Волновые свойства света: дифракция, поляризация. Использование волновых свойств света. Дифракционная решётка.
43
Лабораторная работа№5 «Наблюдение дифракции и интерференции света».
1
44
Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны»
1
45
Решение задач.
1
46-47
Решение задач.
2
48
Границы применимости физических законов. Принцип соответствия.
1
49-50
Теоретический зачёт:
«Световые волны»
2
51
Контрольная работа №4 «Световые волны»
1
52-53
Семинар на тему: «Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение»
2
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата
Примечание
План.
Факт.
Световые кванты (8 часов).
54
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты Столетова.
1
55-56
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Решение задач.
2
57
Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно -волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга.
1
58-59
Решение задач.
2
60
Теоретический зачёт: «Световые кванты»
1
61.
Контрольная работа №5
«Световые кванты»
1
Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы
(17 часов).
62.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Изучение и поглощение света атомами. Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ.
1
63
Изучение и поглощение света атомами. Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ.
1
64
Индуцированное излучение. Лазеры. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
1
65.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.
1
66
Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
1
67-68
Решение задач.
2
69.
Ядерная энергетика.
1
70-71
Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Решение задач.
2
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата
Примечание
План
Факт
72
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
1
73-74
Семинар на тему:
«Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза облучения».
2
75
Теоретический зачёт:
«Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы»
1
76-77
Решение задач.
2
78
Контрольная работа №6 «Физика атома и атомного ядра»
1
Элементы астрофизики (12ч)
79-80
Солнечная система. Видимые движения небесных тел. Законы движения планет. Система Земля -Луна.
2
81
Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.
1
82-83
Солнце. Звёзды и источники их энергии. Основные характеристики звёзд.
2
84
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд.
1
85-86
Галактика. Галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.
2
87
Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
1
88-89
Основные элементы физической картины мира.
2
90
Теоретический зачёт:
«Элементы астрофизики»
2
Повторение
12
91-102