Разработка урока Строение вещества

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тайманова Елена Александровна







Разработка конспекта урока по физике

в 7 классе по теме

« Строение вещества».

Таймановой Елены Александровны,

учителя математики и физики

Тетюшского муниципального района

МБОУ «Богдашкинская ООШ»









Номинация: методические материалы для основного общего образования










Оглавление

1. Оглавление 1

2.Конспект урока

  1. Организационный момент 3

  2. Этап постановки цели и задачей урока 3-5

  3. Этап получения новых знаний в форме исследовательской работы учащихся 5-8

  4. Этап обобщения и закрепления нового материала 8-10

  5. Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока 10

  6. Рефлексия 11

3. Технологическая карта урока 12-22

4. Литература 23
















Конспект урока по теме «Строение вещества»

7 класс

Цель урока: Рассмотрение вопросов строения вещества, формирование объективной необходимости изучения нового материала.

Задачи:

- образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

- развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

- воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,

сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент (1 мин);

  2. Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);

  3. Этап получения новых знаний в форме исследовательской работы учащихся (20 мин);

  4. Этап обобщения и закрепления нового материала (16 мин);

  5. Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин);

  6. Рефлексия (2 мин).

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга . И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…

2. Целеполагание и мотивация

Мудрец говорит своему ученику

-Вот этот глиняный горшок я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая.

Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней.

-Наполнился? - спросил он.

-Наполнился, - ответил ученик.

После этого поверх камней мудрец насыпал песок.

-Снова наполнился?

-Снова…

-А теперь смотри, наполнится и в третий раз!- сказал мудрец и залил содержимое горшка водой.

Объяснить происходящее несложно. Между камнями есть промежутки, куда помещаются песчанки, а между песчанками есть промежутки, куда просачивается вода. Но есть ли промежутки между частицами воды? И существуют ли частицы, еще более мелкие, чем частицы воды?

Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее «устройство» тел

Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня?

Тема урока: Строение вещества. (слайд 1)

В своей жизни мы достаточно часто сталкиваемся с различными физическими явлениями, и нашего жизненного опыта обычно вполне хватает, чтобы объяснить многое из увиденного. И не только объяснить, но предсказать ход того или иного явления.

Например, каждый из вас может предсказать, что если поместить термометр в сосуд с горячей водой, то уровень ртути в термометре поднимется. Если положить кусочек льда в кипящую воду, то лед расплавится. Если развязать завязочки воздушного шара, то воздух выйдет из него.

А легко ли вам будет ответить, например, на вопрос: одинаково ли поведет себя капля подсолнечного масла, если поместить ее на поверхность стола и на поверхность воды?

Или, например, вы собрались построить модель самолета или аэроплана и выбираете материал для его постройки. Какими свойствами должен будет обладать выбранный материал?

Подобные вопросы уже вызывают определенные затруднения. Это происходит потому, что нам не хватает сведений о строении веществ. Именно об этом и пойдет сегодня речь.

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы

1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?

2. Как доказать, что между частицами вещества есть промежутки?

Промежутки между частицами могут изменяться, увеличиваться или уменьшаться.

3. Как доказать, что размеры частиц очень малы, а их количество в веществе огромно?(слайд 2)

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Строение вещества.»

3.Этап получения новых знаний в форме исследовательской работы учащихся

Поставим ряд опытов, чтобы понять, какое же строение имеют различные вещества.

Опыт 1. Возьмем кусочек мела. Можно ли его разделить на части?

-Да, безусловно, можно.

-А еще на более мелкие части?

-Можно.

(Учитель спрашивает у ученика по лицу)

- Достаточно провести по нему пальцем, и на пальце останется след. Это частицы мела.

-Следы мела на пальцах - это мельчайшие частицы мела (слайд 3)

Опыт 2. Проделаем ещё один опыт. В этом сосуде подкрашенная жидкость. Можно ли разделить ее на более мелкие порции? (Подумали, обсудили используя Финк-Райт_-Раунд Робин)

-Возьмем второй стакан и отольем немного жидкости.

-Что находится в стакане?

-Частицы жидкости.

- А можно ли жидкость разделить на более мелкие порции?

-Можно. Возьмем еще один стакан и отольём туда еще часть жидкости.

-Наконец, жидкость можно разделить на необычайно маленькие порции, распыляя ее из пульверизатора. Пульверизатор позволяет разделить воду на очень маленькие порции - капельки

-Из чего же состоит вещество?

-Можно сделать вывод, что любое вещество состоит из частиц. (слайд 4)

Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества». Ваша цель: в ходе урока заполнить данную таблицу. Записываем первое утверждение.

Из последующих опытов мы узнаем, каков характер движения этих частиц и их расположение.

Опыт 3.(каждый ученик работает индивидуально) Надутый воздушный шарик, если приложить усилия, можно заметно сжать.(сжимают шар). Почему? Что при этом меняется?

Подумали, обсудили в парах,.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)

-При этом число частиц в шарике остается тем же самым, но форма и объем шарика изменяются.

-Сжимая шарик, мы уменьшаем расстояние между частицами воздуха, находящегося в нем (слайд 5)

Опыт 4. (работа в парах используя Сингал Релли Робин).Можно взять самую обыкновенную резинку и, приложив усилия, растянуть ее. При этом снова изменяются и форма, и размер резинки, но количество частиц и в этом случае остается прежним. Растягивая резинку, мы увеличиваем расстояние между частицами, из которых она состоит

В первом случае мы сжимали предмет, во втором случае растягивали его. Из этих опытов можно сделать вывод, что между частицами вещества есть промежутки. (слайд 6)

Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества». Записываем второе утверждение.

Опыт 5. Проведем еще один опыт, наглядно доказывающий, что это действительно так. Возьмем медный шарик, который в обычных условиях проходит через кольцо. (Учитель задает действенные фасилитирующие вопросы, для выявления разных мнений) Если же этот шарик нагреть, то промежутки между частицами должны измениться. Через некоторое время, когда шарик нагреется, попробуем вновь поместить его в кольцо. Мы увидим, что шарик застревает в кольце. Холодный шарик свободно проходит через кольцо, а нагретый - застревает

Можно сделать вывод о том, что объем шарика увеличился. Это доказывает, что промежутки между частицами могут изменяться, увеличиваться или уменьшаться.(слайд 7)

На этом принципе основано действие самого обыкновенного термометра, столбик которого состоит из подкрашенного спиртового раствора. При повышении температуры раствор начинает увеличиваться в объеме, промежутки между частицами увеличиваются, и столбик движется вверх, показывая все более высокую температуру.

Мы с вами видим различные предметы - это и стол, и доска, и стеклянный сосуд. Мы утверждаем, что все они состоят из частиц, но почему же мы не видим эти частицы?

Чтобы понять это, проведем следующий эксперимент.

Опыт 6 .Возьмем подкрашенную жидкость (например, обыкновенные чернила) и перенесем в сосуд с водой только лишь небольшое количество этой жидкости (достаточно одной капли чернил). Мы увидим, что небольшая часть частиц красителя, входящего в состав чернил, попав в воду, окрасила всю воду целиком. Попробуем повторить этот эксперимент. Снова перельем небольшую часть подкрашенной воды в следующий сосуд с чистой водой. Теперь уже количество частиц красителя, попавших в третий сосуд, стало во много раз меньше, чем было в капле чернил. Но даже их достаточно, чтобы весь объем воды оказался окрашенным. Значит, частицы, из которых состоят вещества (в нашем примере это частицы красителя) очень малы, а их количество огромно. (слайд 8)

Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества. Записываем третье утверждение.

Итак, мы пришли к следующим важным выводам: (слайд9)

1) все вещества состоят из частиц;

2) между частицами есть промежутки;

3) размеры частиц очень малы, а их количество в веществе огромно.

Физкультминутка: упражнения на снятие мышечного напряжения.

4.Этап обобщения и закрепления нового материала

  • Ребята, подумайте, что было бы, если бы не было частиц? Что было бы, если бы не было промежутков между частицами? (Действенные фасильтирующие вопросы)

Подумали, обсудили в парах..(Сингал Релли Робин)

  • Работа в рабочих тетрадяхРазработка урока Строение веществаРазработка урока Строение вещества

1.На рисунке показан опыт, иллюстрирующий, что тела при нагревании расширяются. Обведите ручкой на рисунке предмет, который нагревали в этом опыте,-шар или кольцо. Ответ обоснуйте.(слайд 10)

2.Выберите правильные утверждения. Согласно современным представлениям, при остывании колбы с водой уровень воды в трубке опускается потому, что… .

-уменьшается число частиц воды

-уменьшается размер частиц воды

-меняется форма частиц воды

-уменьшается расстояние между частицами воды(слайд 11)

3.Вещества состоят из мельчайших частиц. Какие явления и эксперименты это подтверждают.

Подумали, обсудили в парах, записали в тетрадь.(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)



  • Тест по вариантам на «Строение вещества».(слайд 12)

1. Какой вывод о строении вещества можно сделать исходя из следующих наблюдений:1-во время работы гидравлического пресса под большой нагрузкой масло просачивается сквозь стальные стенки;2-объем смеси воды и спирта меньше, чем сумма объемов воды отдельно и спирта отдельно;3-в велосипедном насосе легко уменьшить объем воздуха, если нажать на поршень?

1.Частицы вещества взаимодействуют между собой

2.Существуют отдельные частицы вещества

3.Между частицами вещества существуют промежутки

4.Частицы вещества двигаются

2. Как вы убедились во время урока, воздух в воздушном шаре состоит из отдельных частиц. Кусочек мела, как мы также видели, состоит из отдельных частиц. Можно ли утверждать, что объемы мела и воздуха в шарике равны суммам объемов составляющих эти тела частиц?

1.Да,для обоих тел

2.Только для воздуха в шарике

3. Только для мела

4.Нет, для обоих тел

3.Учитель смогла поломать кусок мела на большое число кусочков, потому что:

1.Между частичками тела действуют силы отталкивания

2.Частички тела двигаются

3. Частички тела притягиваются

4.Тело состоит из мелких частичек

4.Какое из перечисленных ниже явлений может стать основой для гипотезы о том, что тела состоят из отдельных частиц?

1.Притяжение между магнитами

2.Свободное падение тел на Землю

3.Солнечное затмение

4.Испарение жидкости

5.Снова вспомним опыт с кусочком мела. Пофантазируем и представим, что мы смогли бы поломать этот кусок даже на очень маленькие кусочки (как угодно маленькие). Как вам кажется, могли бы мы продолжать этот процесс до бесконечности или в какой-то момент вынуждены были остановиться, получив мельчайшую частицу мела?

1.На сегодняшний день наука не может дать точного ответа на этот вопрос

2.Мы могли бы ломать до бесконечности

3.В какой- то момент остановились бы, т.к. частицы, на которые мы ломаем кусок мела, начали бы сильно притягиваться друг к другу и не давать возможности продолжать эксперимент

4.В какой-то момент остановились бы, т.к. существуют самые маленькие частицы, из которых состоит вещество

Для проверки тестовой работы я использую КОНЭРС.

Ребята, почему выбрали этот вариант ответа? (Сингал Раунд Робин)

5. Подведение итогов урока

«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей». Эти слова принадлежат русскому ученому М.В.Ломоносову.(слайд13)

Подведем итоги урока.(Сингл Раунд Робин) (слайд14)

Задание на дом:

- § 7; вопросы;

- сочинение «физического» рассказа «Из жизни частицы»

6.Рефлексия

В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».

Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!


© 2010-2022