Разработка урока по физике Сила трения (7 кл)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 7 классе на тему: «Сила трения»

учитель физики МКОУ «Брусенцевская СОШ Сабылина Ольга Николаевна

Раздел программы: "Взаимодействие тел".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид: комбинированный урок.

Технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, исследовательская деятельность

Цели урока:

  1. Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя информационные технологии и элементы технологии "Сотрудничества".

  2. Образовательные: ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.

  3. Развивающие: развивать качественную сферу учащихся; развивать логическое мышление; формировать представление о процессе научного познания; развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов; продолжить формировать умения конструировать опорный конспект.

  4. Воспитательные: прививать культуру умственного труда.

  5. Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета.

Оборудование для учителя: компьютер, брусок деревянный с нитью, динамометр, стеклянные пластины - 2 шт., таблица «Сила трения»

Оборудование для учащихся: компьютеры, динамометр, лист гладкой и наждачной бумаги, брусок деревянный с нитью, грузы из механики по 100 г (2 шт.), по 2 стеклянной пластины, лупы, наждачная бумага, сосуд с водой, пипетка, 2 карандаша

Подготовка к уроку:

  • каждому ученику на стол выдается оборудование

  • на демонстрационном столе брусок, динамометр, на доске план изучения темы





План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы деятельности

1. Организационный момент

Приветствие

2. Мотивационное начало урока

Постановка учебной проблемы

3. Изучение нового материала

Рассказ - беседа, фронтальный эксперимент, запись в тетрадях, работа с учебником, работа на сайте class-fizika.narod.ru

4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала

Выполнение тестовых заданий, практическая работа по группам

5. Подведение итогов, домашнее задание

Записи на доске и в дневнике, рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент.

Начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
Будем думать, отвечать, делать опыты,
решать.


2. Мотивация урока

18 августа 1851 года император Николай совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Начальник дороги, чтобы подчеркнуть торжественность момента приказал первую версту полотна выкрасить белой масляной краской. Однако он не учел одного обстоятельства….Какого? Вы это узнаете на уроке и сможете продолжить мой рассказ. А для этого нам необходимы ваши знания.

3. Актуализация знаний

  1. Что такое сила?

  2. К чему приводит действие силы?

  3. Почему изменяется скорость движения тела?

  4. Какие силы мы уже знаем?

  5. Укажите название прибора для определения силы

  6. Укажите единицы измерения силы

  7. Масса Вовы 45 кг. С какой силой его притягивает Земля?

  8. Вес человека 640 Н. Какова его масса?

  9. Мальчик массой 50 кг надел на плечи рюкзак массой 5 кг. С какой силой мальчик давит на пол?

  10. На тело действуют 2 силы: вправо-16 Н, влево-10 Н. Чему равна и куда направлена равнодействующая сил?

4. Изучение нового материала

Постановка проблемы.

Опыт 1 "Наблюдение явления трения".

На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением.

Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах? Почему тело остановилось?

Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Выводы:

  • Эта сила называется силой трения

  • Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока.

Целеполагание

По обобщенному плану изучения силы, сформулируйте задачи уроки.

На доске открывается план изучения темы:

  • Когда возникает трение?

  • Куда направлена сила трения

  • Определение силы

  • Причины возникновения

  • Как измерить силу трения

  • От чего зависит эта сила

  • Какие виды силы трения существуют

  • Каково значение силы трения в нашей жизни

Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном.

Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение? ( Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению). Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.

В тетради покажите направление силы трения на рисунках ( рис. на доске)

Определение: Сила трения - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.

Причины возникновения силы трения ( работа с учебником с. 71)

Опыт 2 и 3. "Выяснение причин возникновения трения".

Опыт 2: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт 3: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Выводы:

  • шероховатость поверхностей.

  • молекулярное взаимодействие

Измерение силы трения

Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

От каких факторов может зависеть сила трения?

Высказываются гипотезы с последующей экспериментальной проверкой по группам.

1 группа изучает зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей и их шероховатости

1. Измерьте силу трения скольжения бруска:

а) по поверхности деревянной линейки,

б) по гладкой поверхности стола,

в) по наждачной бумаге

2. Результаты измерений запишите в таблицу.

3. Ответьте на вопросы:

а) Зависит ли сила трения скольжения:

от рода трущихся поверхностей?

от шероховатости трущихся поверхностей?

б) какими способами можно увеличить или уменьшить силу трения скольжения?

2 группа изучает зависимость силы трения скольжения от величины прижимающей силы

  1. Положите брусок большой гранью, а на него груз и измерьте силу трения скольжения бруска по столу.

  2. Результаты измерений запишите в тетрадь

  3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения.

  4. Результаты измерений запишите в тетрадь.

  5. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

а) от величины трущихся поверхностей, и если зависит то как?

3 группа изучает независимость от площади трущихся поверхностей.


  1. Положите брусок большой гранью и измерьте силу трения скольжения бруска по столу.

  2. Результаты измерений запишите в тетрадь

  3. Положите на стол брусок меньшей гранью и снова измерьте силу трения скольжения бруска по столу.

  4. Результаты измерений запишите в тетрадь

  5. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

б) от площади трущихся поверхностей?

Виды трения ( работа с материалом на сайте class-fizika.narod.ru)

1 гр.Трение скольжения (санки)

2гр.Трение качения (колёса)

3гр.Трение покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу)

Задание:

1.Определение вида трения, условия возникновения, примеры.

2.Экспериментальная проверка. Измерение силы

1гр.

А)Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Положите брусок на стол, на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.

Б) Запишите показания динамометра в начале движения.

2гр.

А)Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Результат запишите в тетрадь.

3 гр.

А)Положите на два карандаша брусок с двумя грузами измерьте силу трения качения.

Ответьте на вопрос: какая сила больше? Какая меньше?

Как уменьшить трение? Увеличить трение?

  • Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники.

  • Смазка.

  • Увеличить нагрузку (вес).

  • Увеличить шероховатости поверхностей.

Продолжите мой рассказ. Какое обстоятельство не учел начальник станции? Что произошло и какой выход нашли из создавшейся ситуации?

( Он забыл о смазочном действии краски, уменьшающей силу трения - паровоз забуксовал. Жандармы бежали эту версту перед поездом и посыпали рельсы песком. Зачем?)

5.Закрепление изученного материала.

Выполнение теста «Сила трения» на сайте class-fizika.narod.ru

Рефлексия:

Что изучали?

Что понравилось?

Оцените свою активность. Кто считает, что работал активно на уроке поднимите руки.

Оцените друг друга.

Итоги урока. Выставление оценок.

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль. Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры.

Задание на дом : §30,31, вопросы к параграфам, индивидуальные задания: защитники (полезное действие силы трения), обвинители (вредное), мини- сочинение «Исчезло трение…»

Литература:

Перышкин А.В. Физика 7 кл., М.Дрофа, 2010

Буров и др. «Фронтальные экспериментальные задания по физике» М., Просвещение, 1984

Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 кл., М., Дрофа, 2002

7


© 2010-2022