Рабочая программа учебной дисциплины Физика

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Республики КрымКрымское республиканское высшее учебное заведение«Симферопольский техникум радиоэлектроники» РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ общеобразовательного цикла ФИЗИКА специальности11.02.01 Радиоаппаратостроение11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудова...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Республики Крым

Крымское республиканское высшее учебное заведение

«Симферопольский техникум радиоэлектроники»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

общеобразовательного цикл

ФИЗИКА






специальности

11.02.01 Радиоаппаратостроение

11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы









Симферополь 2014 г.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной

дисциплины______________________________________________________

название

для специальностей:


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании

Цикловой методической комиссии

Протокол № ______

от «___» ____ 2014 г.

Председатель ЦМК

______________

подпись

/____________ /

ФИО

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР ________В.И. Полякова

«______»__________2014 г.


Разработчик: преподаватель КРВУЗ СТР

Гресько Павел Александрович



СОДЕРЖАНИЕ


П/П

Наименование разделов

Стр.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2

Тематический план

8

3

Содержание учебной дисциплины

9

4

Требования к результатам обучения

14

5

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

16

6

Условия реализации программы

17

7

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18







  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа учебной дисциплины физика ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего (полного) общего образования по дисциплине физика на базовом уровне в пределах образовательной программы среднего профессионального образования, как профильная учебная дисциплина.

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими компетенциями (ОК):

ОК-2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3

Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК-4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Для формирования этих компетенций можно использовать следующие технологии:

- личностно- ориентирование развивающее обучение

- система поэтапного обучения физики

- коллективный способ обучения

- реализация теории поэтапного формирования умственных действий

- технология индивидуализации обучения

- групповые технологии

- разноуровневое обучение

- проблемное обучение

- технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов

В КРВУЗ «Симферопольский техникум радиоэлектроники» на

изучение физики по специальностям среднего профессионального образования отводится: максимальная учебная нагрузка 254 часа, в том числе: 169 часов обязательной аудиторной нагрузки обучающегося; 85 часов самостоятельной работы обучающегося.

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами

Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение курса физики учащимися

технического профиля.

Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая:

  • лабораторные и практические работы;

  • индивидуальные задания (решение задач, выполнение упражнений, чертежей, схем, составление таблиц, подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, исследовательские работы и др.);

  • тестирование по материалам, разработанным преподавателем;

  • подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

  • отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;

  • подготовка к практическим, лабораторным занятиям, контрольным работам;

  • выполнение контрольных, самостоятельных работ;

  • выполнение семестровых индивидуальных заданий;

  • подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);

  • работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.);

  • разработка опорных конспектов

  • выполнение расчетно-графических работ

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

Контроль качества освоения дисциплины физика проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета/экзамена по итогам изучения дисциплины в конце семестра/учебного года

Дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов выполнения лабораторных работ и практических занятий, а также точек рубежного контроля.

Промежуточная аттестация в виде экзамена может проводиться в конце года в устной форме.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.







  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Количество часов

максимальная учебная нагрузка

самостоятельная учебная работа

обязательная аудиторная учебная нагрузка, в т.ч.

всего занятий

лаб. и прак. занятий

Введение

Раздел 1. Механика

Тема 1.1. Кинематика

Тема 1.2. Динамика

Тема 1.3. Законы сохранения

Тема 1.4. Механические колебания и волны

5

56

13

13

15

15

3

20

5

5

5

5

2

36

8

8

10

10

-

8

-

2

4

2

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

Тема 2.1. Молекулярная физика

Тема 2.2. Термодинаимика

42

29

13

12

7

5

30

22

8

6

6

-

Раздел 3

Электродинамика

Тема 3.1. Электростатика

Тема 3.2. Законы постоянного тока

Тема 3.3. Магнитное поле и явление электромагнит-ной индукции

Тема 3.4. Электромагнитные колебания и волны

Тема 3.5. Световые волны.

112

19

26

18

27

19

36

7

8

6

7

5

76

12

18

12

20

14

12

-

4

2

4

2

Раздел 4. Строение атома и квантовая физика.

25

7

18

-

Раздел 5. Эволюция Вселенной.

14

7

7

-

Итого

254

85

169

26


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Введение. Физика-наука о природе

2

Раздел 1.

Механика.

28

Тема1.1

Основы кинематики



Содержание учебного материала: Вводный урок. Тестирование. Материальная точка

Механическое движение. Система отсчёта. Перемещение. Определение координат движения тела.

Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Графики движения.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость. Графики движения. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

6

2

Практические занятия: Решение задач

2

Самостоятельная работа студентов: Составить таблицу «Международная система СИ». Решение графических задач

5

Тема 1.2

Основы динамики

Содержание учебного материала: Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Силы в природе и движение тел. Сила упругости. Сила тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Искусственные спутники Земли. Сила трения. Движение тела под действием нескольких сил.

6

2

Самостоятельная работа студентов: Составить алгоритм решения задач по теме. Решение задач

Составить таблицу «Виды сил»

5

Тема 1.3

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала: Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Работа. Мощность.

6

2

Практические занятия: Решение задач

2

Самостоятельная работа студентов. Решение задач «Реактивное движение»

Реферат «Успехи русских ученых в освоении космоса»

5

Тема 1.4

Механические колебания и волны

Содержание учебного материала: Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Законы сохранения энергии в колебательном процессе. Механические волны. Звуковые волны, ультразвук.

6

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа студентов: Реферат «Ультразвук, применение ультразука»

5

Раздел 2

Молекулярная физика

24

Тема 2.1

Основы МКТ строения веществ

Содержание учебного материала: Молекулярное строение веществ. Размеры, масса и скорость молекул. Основные положения молекулярно- кинетической теории строения газов. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа (без вывода) Температура. МКТ смысл температуры. Приборы для измерения температуры. Уравнение состояния идеального газа. (Уравнение Менделеева - Клапейрона). Изопроцессы. Газовые законы и их графики.

Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Свойства и строение жидкости. Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления.

Свойства и строение твёрдых тел. Типы кристаллов. Деформация твёрдых тел. Виды деформаций. Закон Гука. Учёт деформаций в технике

12

2


Практические занятия: Решение задач.

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа студентов: Составить опорный конспект по теме «Изопроцессы». Решение графических задач, конспект «Применение жидких кристаллов»

7

Тема 2.2

Основы термодинамики

Содержание учебного материала: Внутренняя энергия и способы её изменения.

I и II законы термодинамики. Принцип работы тепловых двигателей и охрана природы.

6

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа студентов: Составить опорный конспект по теме «Виды тепловых двигателей». Подготовить сообщение «Тепловые двигатели и окружающая среда»

5

Раздел 3

Электродинамика

64

Тема 3. 1

Электростатическое поле

Содержание учебного материала: Электрический заряд. Закон Кулона. Закон сохранения электрических зарядов. Электрическое поле и его материальность. Напряжённость и разность потенциалов.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

Конденсаторы. Электроёмкость конденсатора. Виды конденсаторов. Соединение конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов в технике.

8

2

Практическое занятие Решение задач

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа студентов: Подготовить сообщение по теме: Конспект «Электризация тел» «Применение конденсаторов в технике». Решение задач

7

Тема 3. 2

Законы постоянного тока

Содержание учебного материала: Электрический ток. Основные параметры, характеризующие электрический ток в цепи. Закон Ома для участка цепи. Виды соединения проводников. Законы последовательного и параллельного соединения. Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля- Ленца

Полупроводники. Собственная и примесная проводимость. Р-n переход. Применение полупроводников в технике.

10


2

Практическое занятие Решение задач

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа студентов: Составить опорный конспект по теме электрический ток в различных средах. Решение задач. Реферат «Сверхпроводимость», «Источники тока»

8

Тема 3.3

Магнитное поле

Содержание учебного материала: Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитная индукция. Магнитный поток. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства веществ. Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

8

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа студентов: Ответить на контрольные вопросы. Подготовить сообщение по теме: «Магнитосфера Земли» «Электродинамический микрофон»

8

Тема 3.4.

Электромагнитные колебания и волны

Содержание учебного материала: Колебательный контур. Формула Томсона. Превращение энергии в колебательном контуре.

Переменный электрический ток. Катушка и конденсатор в цепи переменного тока. Активное, емкостное и индуктивное сопротивление. Электрический резонанс. Трансформатор. Устройство, назначение и использование

Производство, передача и использование электрической энергии.

Открытый колебательный контур. Электромагнитные волны и их свойства. Изобретение радио. Принцип радиосвязи. Виды радиоволн. Развитие средств связи.

14


2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа студентов: Ответить на контрольные вопросы по теме: «Превращение энергии в колебательном контуре» Решение задач «Расчет сопротивления в цепи переменного тока» Реферат «Развитие средств связи»

7

Тема 3.5.

Световые волны

Содержание учебного материала:

Электромагнитная природа света. Волновые и квантовые свойства света.

Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Дифракция и интерференция света. Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучение.

Оптические приборы

10

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа студентов: Реферат по теме: «Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ и его применение. Шкала электромагнитных волн.» «Применение полного внутреннего отражения». Конспект «Кольца Ньютона»

5

Раздел 4. Строение атома и

Квантовая физика

18

Тема 4.1. Строение атома и

Квантовая физика

Содержание учебного материала: Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотон. Формула Эйнштейна. Законы фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.

Строение атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора.

Методы наблюдения и регистрации ионизирующего излучения. Радиоактивность. α, β, γ- излучения и их свойства. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра.

Взаимосвязь массы и энергии. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Термоядерные реакции. Закон радиоактивного распада.

Изотопы. Применение радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве, в технике.

16

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа студентов: Решение задач Заполнить таблицу : «Применение фотоэффекта технике» Заполнить таблицу по теме: «Методы наблюдения и регистрации ионизирующего излучения». Реферат по теме : «Применение радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве»

7

Раздел 5. Эволюция Вселенной

7

Раздел 5. Эволюция Вселенной



Содержание учебного материала:

Образование планетарных систем. Солнечная система. Эволюция звезд. Термоядерный синтез. Эффект Доплера. Большой взрыв

6

2

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа студентов: Заполнить таблицу по теме: «Методы наблюдения и регистрации ионизирующего излучения». Реферат по теме : «Малые тела солнечной системы», «Квазары», «Черные дыры»

7

Раздел 6

Физический практикум


  1. Исследование движения тела под действием нескольких сил

  2. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.

  3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости

  4. Изучение зависимости периода колебания от длины нити математического маятника

  5. Измерение влажности воздуха

  6. Измерение поверхностного натяжения

  7. Наблюдение роста кристаллов из раствора

  8. Изучение закона Ома для участка цепи

  9. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

  10. Изучение закона электромагнитной индукции

  11. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора

  12. Измерение индуктивного сопротивления проводника

  13. Изучение интерференции и дифракции света

26

2

Всего:

254


4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «физика» студент должен

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК-2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3

Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК-4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


  1. Рекомендуемая литература.


Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Электронных ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:


  1. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. - 23 изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2014. - 416 с.

  2. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. - 23 изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2014. - 432 с.

  3. Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа» 2008.

  4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования/ В.Ф. Дмитриева - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 448 с.

  5. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: сборник задач для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования/ В.Ф. Дмитриева - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 254 с.

  6. Парфентьева Н.А. Фомина М.В. Сборник задач по физике - Издательство М. «Мир» 1997 -158с.

  7. Дмитриева В.Ф. Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: контрольные материалы для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования/ В.Ф. Дмитриева - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 106 с.

  8. Демедюк Т.П. Методичесчкие указания к самостоятельным работам по физике СТР 2014 г

  9. Демедюк Т.П. Методические указания к лабораторным работам по физике СТР 2014 г

  10. Демедюк Т. П. Методические указания к практическим работам по физике СТР 2014 г

Дополнительные источники:

1. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2004.

2. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций . - М., 2014 - 415 с.

3. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций . - М., 2014 - 416 с.

3. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., 2001.

4. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2005.

5. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2005.

6. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2006.

7. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2006.

8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. - М., 2004.

Периодические издания

  1. Журнал « Физика в школе»

  2. Приложение к газете «1 сентября» «Физика»

  3. Учительская газета.

Интернет-ресурсы


  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -

fcior.edu.ru

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -

school-collection.edu.ru

  1. Открытый Колледж college.ru

  2. Образовательный сайт по физике fizika.ru

  3. Сайт «Школьный сектор» school-sector.relarn.ru

  4. Тестирующий сайт examen.ru

  5. Сайт «Астрономия. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии» gomulina.orc.ru

  6. http:bse.sci-lib/com/

  7. http:sciencetechnics.com

  8. http:astrogalaxy.ru


7. условия реализации рабочей программы дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

  • посадочные места - по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая доска;

Оборудование учебного кабинета:

  • учебно - методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература, методические указания к лабораторным работам);

  • комплект учебно-наглядных пособий (стенды, плакаты, модели и другие наглядные пособия);

  • лабораторный комплект по механике, по молекулярной физике, по электродинамике, по оптике, по квантовым явлениям.

Технические средства обучения:

  • Ноутбук с лицензионным программным обеспечением;

  • Экран и мультимедиа проектор.

  • Телевизор

  • Видеоматериалы по физике и астрономии (диски).

7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

осуществляется преподавателем в процессе проведения практических

занятий и лабораторных работ, тестирования, контрольных и проверочных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы контроля

Уметь:

1. Текущий контроль в форме:

- устного опроса (фронтального и индивидуального)

- письменного опроса

- физического диктанта

- защиты лабораторных работ

- защиты практических занятий

- разноуровневых заданий

- экспериментальных заданий

- контрольных работ по темам разделов дисциплины

- тестирования

- контроля выполнения домашних работ

- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции преподавателя

2. Итоговый контроль в форме экзамена.

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект

отличать гипотезы от научных теорий

делать выводы на основе экспериментальных данных

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в медицине; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

применять полученные знания для решения физических задач

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, транспортных средств, средств радио- и телекоммуникационной связи

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды

рационального природопользования и защиты окружающей среды

Знать:

1. Текущий контроль в форме:

- устного опроса (фронтального и индивидуального)

- письменного опроса

- физического диктанта

- защиты лабораторных работ

- защиты практических занятий

- разноуровневых заданий

- экспериментальных заданий

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- контроля выполнения домашних работ;

- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции преподавателя

2. Итоговый контроль в форме экзамена.

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная

смысл физических величин скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд

смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

Шкала оценивания

При оценивании знаний и умений обучающихся используется фиксированная форма для устных, письменных и лабораторных работ. Для тестовых заданий используется рейтинговая система. Данная система выбрана с учетом используемых педагогических технологий.

Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи студента, его прилежание на занятиях. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы:

«5» - владеет в полной мере (отлично);

«4» - владеет достаточно (хорошо);

«3» - владеет недостаточно (удовлетворительно);

«2» - не владеет (неудовлетворительно).

При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у студента фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что студент не овладел основными знаниями и умениями и их применением.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись.

К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует. Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответствует вопросу, указывает на наличие у студента необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении. Задание считается невыполненным, если студент не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

Оценка «5» выставляется, если:

- безошибочно излагается материал устно или письменно;

- обнаруживается усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;

- осознанно излагается материал устно и письменно, выделяются главные положения в тексте, легко даются ответы на видоизмененные вопросы;

- точно воспроизводится весь материал, отсутствие ошибок в письменных работах;

- свободно применяются полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если:

- обнаруживает знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если:

- обнаруживает знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;

- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если:

- имеет отдельные представления о материале;

- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.

Оценивание тестовых заданий производится по рейтинговой системе. Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: полученные баллы за каждый ответ суммируются и высчитывается максимально возможное количество баллов.

90-100% этой суммы соответствует отметке «5»;

70-89% - «4»; 50-69% - «3»; менее 50% - «2».


© 2010-2022