Доклад на тему: Формирование коммуникативных навыков, толерантности

 Создание условий формирования коммуникативных навыков и толерантности у детей  с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является ведущей идеей моей педагогической деятельности на протяжении нескольких лет.  Актуальность данной идеи заключается в том, что мои воспитанники будут жить не на необитаемом острове, а в социуме. В дальнейшей своей жизни они могут и не быть высокопрофессиональными специалистами, но находиться в обществе людей, жить,...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат







Доклад







«Формирование коммуникативных навыков и толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья»







Выполнила: воспитатель

Кузьмина О.Д.







Инжавино - 2014

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Современное российское образование, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую направленность. Создаётся и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов.

Я работаю в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате воспитателем в 1 классе. В классе пока всего 6 воспитанников. Из них 2 девочки и 4 мальчика, 1 ребёнок сирота. 4 воспитанников из многодетных семей. Образовательный уровень родителей низкий, большее количество родителей безработных.

Учебная мотивация учащихся средняя.

Все учащиеся посещают кружки и секции:

3 человека - кружок «До - Ми -Соль-ка»

3 человека - кружок «Дорожный Пешеход»

Охват воспитанников, занятых дополнительны образованием, составляет 100%. Все учащиеся принимают посильное участие в жизни класса и школы. Навыками самообслуживания владеют не все.

По характеру дети разные: одни спокойные, другие вспыльчивые, часто не слышат замечания и реагируют на них очень медленно. Очень часто обижаются друг на друга, плачут, могут и подраться, доказывая свою правоту. Данные учащиеся находятся на особом контроле.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях, методах обучения и воспитания. Воспитываясь в условиях интерната они лишены естественного социального окружения, имеют низкий уровень приспособления к жизни в обществе, к выполнению общественно-полезного труда и поэтому требуют усилий многих специалистов и, в первую очередь, воспитателя.
Я готовлю своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. На мой взгляд, дети должны быть воспитаны так, чтобы в естественном социальном окружении в разнообразных жизненных ситуациях их самостоятельное поведение соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Для регуляции общественно адекватного поведения личности одно из важных значений имеют коммуникативные умения и навыки. Поэтому создание условий формирования коммуникативных навыков и толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является ведущей идеей моей педагогической деятельности на протяжении нескольких лет. Актуальность идеи заключается в том, что мои воспитанники будут жить не на необитаемом острове, а в социуме. В дальнейшей своей жизни они могут и не быть высокопрофессиональными специалистами, но находиться в обществе людей, общаться, взаимодействовать, сотрудничать с ними им будет просто необходимо. Поэтому и возникает проблема коррекции эмоционально-волевой сферы, которая у детей, воспитывающихся в условиях интерната, значительно обеднена. Моя педагогическая позиция основывается на результатах наблюдения за поведением воспитанников. Играя, наблюдая, беседуя с детьми я поняла, что у них достаточно много проблем личностного характера: закомплексованность, неуверенность или, наоборот, эгоцентризм, завышенная самооценка, высокомерие и др. Я глубоко убеждена, что для обеспечения эмоционального благополучия моих воспитанников необходимо предоставить им возможность для игр и самостоятельной деятельности, в ходе которых дети смогли бы реализовать свой творческий потенциал, закреплять коммуникативные навыки, обогащать свой эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Я в своей работе уделяю большое внимание формированию коммуникативных навыков и толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Что такое коммуникативные навыки или способности?

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:

А. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").

Б. Умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя:

1.умение слушать собеседника,

2.умение эмоционально сопереживать,

3.умение решать конфликтные ситуации.

В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

Чаще всего у наших детей выделяется первая особенность личности- я хочу.

В своей группе я организую работу по данному направлению с помощью специальных игр и упражнений.

1. "Я и моё тело".

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребёнок спокоен и психологически запущен.

Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнение развивающие пластику, гибкость, лёгкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котёнок, как медведь").

Сочинение рассказа, в котором ребёнок испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим отображением этого чувства в движениях).

2. "Я и мой язык".

Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна речь?").

3. "Я и мои эмоции".

Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. ("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы об эмоциях).

4. "Я и Я".

Развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. ("Психологический автопортрет" (младший школьный возраст) "За что меня можно любить? За что меня можно ругать?", "Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения "Я").

5. "Я и моя семья".

Осознание отношений внутри семьи, формирование тёплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить родителей?"; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи").

6. "Я и другие".

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Коллективное рисование. Беседы: "Кого мы называем добрым (честным, вежливым ", «Что такое ответственность?», «Уважай старших.», «Учимся дружить.», «Поступки людей.», «Я могу помочь другому.»

Сюжетно- ролевые игры: «Библиотека», «Строитель», «Школа», «Магазин», «Больница».

Классные часы: «Правила поведения на уроке и на перемене.», «Я и мои друзья.», «Когда говоришь- хорошенько думай.», «Учимся понимать другого.»

«Наш класс- моя семья.» и другие.

Современный культурный человек - это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Я считаю, что важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Главной задачей воспитательной работы я считаю, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

- этика и стратегия ненасилия;

- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.

Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности существования равноправного «другого». Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире людей и разных идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Таким образом, целью моей работы является также формирование у детей навыков толерантных отношений.

В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими её народами. Перед нашим образовательным учреждением должна стоять задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность, как основу своей жизненной позиции. Я ставлю перед собой цель: приобщать детей к общечеловеческим достижениям и ценностям, сформировать толерантность как признак высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребёнка.

Именно в школе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на мой взгляд, необходима организованная работа с первого класса. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в котором оказываются многие дети, способна заполнить работа педагогов нашего учреждения. Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Работу по формированию толерантности у детей я организую следующим образом:

Знакомлю детей с фольклором народов Мира. Фольклор - одна из наиболее важных составляющих истории культуры каждого народа. В сказках у разных народов мира часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы. Почти во всех странах Европы рассказывают сказки о Красной Шапочке, Спящей красавице, Золушке или падчерице, которую обижают злая мачеха и её дочери. Но, несмотря на общность идеи, сказки каждого народа национально своеобразны. В центре же сказки всегда стоит герой - смелый, добрый, хитрый или доверчивый. Сказки - это «душа народа». Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Чтение народных сказок даёт основу для организации с детьми различных видов деятельности. В познавательной деятельности происходит ознакомление с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д. Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение моих воспитанников традиционным национальным видам искусства: оригами, вышивка, рисование в технике «батик», роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей, лепка животных и т. д.

Игра сопровождает ребёнка в течение всего времени нахождения в нашем учреждении. В процессе игр с куклами я знакомлю воспитанников с национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари, мокасины и т. д.), в играх со строительным материалом - с особенностями постройки жилищ разных народов, например, как строят дома североамериканские эскимосы и пр. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.

Воспитание толерантности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке. Этому способствуют игры и беседы для сплочения детей, формирования у них доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия, сопереживания, содействия. У детей появляется потребность в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в игровых и жизненных ситуациях.

Создание толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Я считаю, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях нашего образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты:

  • Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.

  • Ребёнок учится общаться с разными людьми.

  • Ребёнок понимает, что он может совершенствоваться и развиваться - завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.

  • Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях - как успеха, так и неудач.

  • Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.

  • У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

  • Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей. Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Необходимо тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей по данному вопросу, это поможет выработать единый стиль в работе.

Доклад окончен!

© 2010-2022